Конспект занятия НОД по познавательному развитию в группе дошкольного возраста «Русский быт. Русская изба»
план-конспект занятия (младшая группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Русский бытРусская изба» для детей младшей группы. Это конспект познавательного занятия, направленного на знакомство детей с культурой русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_russkaya_izba.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное   бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по  физическому  развитию  детей

Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия НОД по познавательному развитию  в группе дошкольного возраста

«Русский быт. Русская изба»

Подготовил воспитатель

1 квалификационной категории:

Харитонова Мария Сергеевна

 

Санкт-Петербург

2019

Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с русской избой с предметами русского быта (печь, лавка, прялка, сундук, одежда). Познакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.

Развивающие: социально-коммуникативные умения с помощью народных игр.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации предметов домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, деревянная посуда, туесок, корзина, сундук, лапти. Русский народный костюм(иллюстрация), запись русских народных песен.

Атрибуты к народной игре: платочки красного и желтого цветов. Баранки.

Ход:

Звучит музыка. Воспитатель входит в группу с куклой одетой в русский народный костюм.

Кукла:

Я пришла к вам в гости, дорогие,

Ах, все нарядные, какие,

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!

Хочу пригласить вас ко мне в гости…

Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие»«здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.

Как вы думаете это пожелание доброе или злое?

Д: Доброе!

В: Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку, с которым здороваешься.

Дети, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите посмотреть, как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?

Д: Хотим.

Кукла: Я приглашаю вас к себе в гости.

Живу я в старинной избе.(демонстрирует макет избы)

Дети, а вы знаете, что такое изба? Из чего избу строят!

Д: Дом. Из дерева

В: Это дом, построенный из дерева.

В избе есть горница. Так раньше называли комнату.(макет избы изнутри)

Что вы видите? (дополняет отдельными иллюстрациями избы)

Д: Стол. Лавочка. Посуда. Печь. Скатерть.

Кукла: Посмотрите, в моей горнице все деревянное: стол, лавки, посуда.(воспитатель показывает горницу)

Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т. к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.

Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили «Без печи и изба не изба». Она служила источником тепла и света.

Даже загадка есть«Чего из избы не вытащишь?».

Д: Печь.

В: Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь печник.

Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная?

Д: Готовят на печи. Тепло дает.

В: Где в горнице пищу приготовить? Конечно же в печи!

Эх, гори, гори ясно!

В:Теперь, дети, я предлагаю Вам поиграть в старинную игру. Называется игра «Гори, гори ясно»Описание: участники становятся в круг, держа в руках красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)

Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи вверх, вниз)

Чтобы не погасло (присесть руки вниз)

Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)

Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)

Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)

Воспитатель обращает внимание детей на стол.(иллюстрация)

В: Дети, посмотрите, что стоит на столе?

Д: посуда.

В: Это посуда, которой пользовались люди в старину. Как вы думаете, из чего она сделана?

Д: из дерева, из глины…

В: Посуда сделана из дерева, из глины.

Вот бочонок - в нем хранили квас. А вот различные чаши: для молока, для меда. Ложки, как вы думаете из какого материала?

Д: из дерева.

В: Как их назвать?

Д: деревянные

В: Правильно ложки деревянные. Все это называется «кухонная утварь». В ней готовили еду. Дети, как можно назвать эту посуду?

(воспитатель показывает посуду, дети смотрят, берут в руки)

Дети, посмотрите какая необычная дорожка.

Вот такие половицы,

Ткали раньше мастерицы,

А станок им помогал,

Тяжелый труд он облегчал.

(дети рассматривают дорожку и рассматривают станок)

Посмотрите, а какая красивая одежда раньше была.(показ иллюстраций, кукол) Скажите, как она называется?

Д: рубаха, сарафан, кокошник. (рассматриваем одежду)

В: Где хозяйки хранили одежду?

Д: В сундуке. (Рассматривают сундук).

В: А теперь отгадайте загадку:

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит, он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов,

Кран на брюхе открывает, кипяток нам наливает (самовар)

(Воспитатель обращает внимание детей на Самовар)

А к чаю всегда подавали что?

Д: Угощенья.

В: Правильно! Баранки.

Рефлексия:

Кукла:Понравилось вам наше путешествие?

Как называется дом, в котором жили раньше люди? (изба)

Как называется комната, в которой принимали гостей, если принимала? (горница)

Что было самым главным в избе? (печь)

Хвалю и благодарю детей за хорошую работу.

Дети, а с баранками вы попьете чай.(выносится корзина с баранками).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект литературной викторины-путешествия для детей старшего дошкольного возраста "По тропинкам русских сказок"

Цели:1. Закрепить и расширить знания детей о русских народных  сказках, о художниках-иллюстраторах русских сказок; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию ка...

Конспект занятия по тестопластике в средней группе дошкольного возраста на тему: «Тарелки для Федоры».

Программное содержание:- Учить детей лепить тарелку, используя приемы раскатывания, вдавливания и уравнивания пальцами края формы. -Упражнять в соединении частей приемом прижимания.- Использовать...

Конспект занятия по речевому развитию в группе дошкольного возраста 3-4 лет "Что такое Новый год?"

Интегрированное занятие по речевому развитию с рисованием на песке....

Конспект занятия по ФЭМП для средней группы дошкольного возраста Тема: «Геометрические фигуры»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, квадрате, прямоугольнике, треугольнике, круге, упражнять в счете в пределах 4Обучающие задачи:Продолжать учить составлять рисунок из готовых форм;Закре...

КОНСПЕКТ занятия по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность (средняя группа) «На поиски лучиков».

Методы и приемы реализации содержания занятия:Наглядные (слайдовые фрагменты, иллюстрации)Словесные (дидактические игры, загадка, стихи)Практические (игра, музыкально - ритмические движения)Возрастная...