"Пальчиковые игры, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)

Кузьмина Жанна Васильевна

Закономерность: "Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в норме и наоборот".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 2 р.п. Семибратово»

Мастер – класс для воспитателей на тему:

 «Пальчиковые игры,

как средство развития речи детей

среднего дошкольного возраста»

                                             

Подготовила и провела: Кузьмина Ж.В.

2018 год

  «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».

                                                                                                                 В.А. Сухомлинский

Добрый день, уважаемые коллеги!

  Развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост детей, имеющих различные речевые нарушения. Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX - начале XXI века их стало 55,5%. Учеными и практиками было замечено, что речевые способности ребенка зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Развитие мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно - пространственной координации, активизации познавательной и речемыслительной деятельности.

 Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает тексты, его речь становится более выразительной.        

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводят к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальцами создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  • Ребёнок учиться концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет белее чёткой, ритмичной, яркой.
  • Развивается память ребёнка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  • У ребёнка развивается воображение и фантазия.
  • В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Пальчиковые игры должны быть разнообразными, эмоционально – приятными, неутомительными и динамичными. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Разнообразные пальчиковые игры следует проводить систематически  2-3 раза в день по 3-5 минут. Пальчиковые игры реализуются детьми и в процессе самостоятельной деятельности, в течение дня. Такой подход обеспечивает возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

В своей работе по данному направлению использую следующие  принципы:

Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам.

Последовательность – (от простого, к сложному). Сначала на правой руке, затем на

левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.

Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Как играть в пальчиковые игры?

В своей работе придерживаюсь следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр.

Перед игрой  с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

В идеале  каждое занятие имеет своё название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.

Очень чётко придерживаюсь следующего правила:  не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (на примере, показывать движения и произносить

текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не принуждаю! Попытаюсь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидирую их (например, изменив задание) или меняю игру.

 В своей работе я использую разнообразные игры для развития мелкой

моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

  •  массажных мячиков;
  • платочков;
  • крупных бигуди;
  • прищепок;
  • счетных палочек;
  • длинных бигуди;
  • зубных щеток;
  • бус;
  • резинок для волос;
  • щеток;
  • шестигранных карандашей;
  • грецкий орех;
  • эспандеров.   

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и «окунуться» в детство.

Пальчиковые игры с нетрадиционным материалом.

 «Грибы»

Самомассаж подушечек пальцев зубными щетками.

На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальца, начиная с большого пальца и до мизинца.

Правая рука:
Вылезли на кочке
(мизинец)
Мелкие грибочки:
(безымянный палец)
Грузди и свинушки,
(средний палец)
Рыжики, волнушки.
(указательный палец)
Даже маленький пенек
(большой палец)
Левая рука:

Удивленья скрыть не мог (растирают большой палец)
Выросли опята,
(указательный палец)
Скользкие маслята,
(средний палец)
Бледные поганки,
(безымянный палец)
Встали на полянке.
(мизинец)

 «Мотор» (с шестигранными карандашами)

Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.

Заводи мотор скорей

И ладони разогрей,

Всё быстрей, быстрей, быстрей,

Сил, приятель не жалей,

Ход немного замедляем.

Видно, к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише

И мотор уже не слышен.

Можно предложить детям самим придумать, к чему мы подъезжаем (к лесу, даче, реке…)

«Башмачки»

Берем пластмассовые крышки от бутылок и «надеваем» их как обувь на указательный и средний пальцы. «Идем» пальцами, как ножками не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия смена рук.

Катя туфли потеряла,

Долго плакала, искала.

Другая рука.

В крышки пальчики обула,

Смело в них вперёд шагнула.

Смена рук.

Пошла Катя на прогулку,

По кривому переулку.

Другая рука.

Пальцы, словно ножки,

Обуты в босоножки.

Другая рука.

Каждый пальчик будто ножка,

Только шаркает немножко.

 Игры с массажным шариком Су –Джок. Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах.  Достоинства Су – Джок: - Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект. - Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред. Су – Джок с виду - симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести. Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. 

Для начала мы с ним здороваемся, гладим колючки.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперёд его качу,

Вправо-влево, как хочу.

Покатать от локтя до ладошки, по ладошке одной руки, а затем и другой можно под песенку «Катится колючий ёжик».

Включаем музыкальное сопровождение.

Далее пальчиковая гимнастика, в которой  перечисляются все пальцы по очереди, на каждую строчку,  с пальчика на пальчик  одеваем колечко).

    «Белка»

Сидит белка на тележке (гладим колечко),

Продаёт она орешки (прокатили на большой пальчик и обратно)

Лисичке-сестричке (прокатили на указательный пальчик и обратно)

Воробью, синичке (прокатили на средний пальчик и обратно),

Мишке толстопятому (прокатили на безымянный пальчик и обратно),

Заиньке усатому (прокатили на мизинчик и обратно). 

«Рукавица» (по мотивам русских народных сказок)

На охоту вышел дед зимнею порою («Колечки»)

Рукавицу потерял под большой сосною. («Лучики»)

Дома стал её смотреть («Колечки»), не нашел на месте («Веер»)

И отправился искать («Колечки»), в лес с собачкой вместе («Кулачки»).

А в лесу в той рукавице («Колечки»), звери стали дружно жить:

Мышь с лягушкой и лисицей, заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки»)

В лес собака прибежала («Колечки»), всех зверей перепугала, («Лучики»)

Рукавицу подняла («Колечки»), деду в руки отдала («Здравствуй»).

Сложность предлагаемых ребенку игр возрастает постепенно. Нужно запастись терпением и не ждать мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным слушателем и вам придется манипулировать его руками. В дальнейшем, в результате тренировки движения пальцев совершенствуется, и ребенок станет выполнять движения активно. Не надо ставить перед ребенком несколько задач одновременно (например, показывать движения с предметом и произносить стихотворение), так  как объем внимания у него ограничен, и сложная задача может сразу отбить интерес к игре.  Если поначалу ребенок делает что-то неправильно, стараюсь не замечать, хвалю за успехи, не занижаю его самооценку, внушаю уверенность в том, что у него все получится.

Не сравнивайте детей друг с другом, а принимайте их такими, какие они есть.

Успехов и приятных минут общения с ребенком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

В данной статье представлены материалы ученых о роли и значении пальчиклвых игр для детей дошкольного возраста и об эффективности их использования в развитии  речи детей....

«Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Материалы разработки содержат описание, задачи, этапы разучивания пальчиковых игр....

«Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

работа по теме "Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему "Пальчиковые игры - одно средств развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Данная консультация содержит информацию о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Цель работы - изучить роль пальчиковой игры, как средства развития речи детей дошкольного возраста.Задачи:1) сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;2) сделать ...