Применение современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников
материал

Пылаева Надежда Ивановна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад на педагогический совет40.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад «Алёнка» посёлок Тюльган

ДОКЛАД

«Применение современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников»

(из опыта работы)

Воспитатель:

 Пылаева Надежда Ивановна

2015-16 уч. год

Применение современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Начать свое выступление я хотела бы с простого вопроса к вам:

- «Назовите профессии, где требуются коммуникативные навыки?»

Вы, скорее всего, согласитесь со мной в том, что педагогу необходимо иметь достаточно высокий уровень коммуникативных навыков и умений. Нам с вами приходится общаться с людьми разного возраста, разных профессий, взглядов. Каждый из вас, конечно, проводил родительские собрания, консультации, круглые столы, то есть имел опыт публичного выступления.

Так, перед каждым выступлением у меня дрожат коленки. Думаю, не только мне, знакомы эти ощущения, не так ли?

Американские учёные провели опрос общественного мнения и пришли к выводу, что 40% людей паникуют при мысли, что им придется выступать перед публикой.

А представляете, что происходит с детьми, я не говорю о тех моментах, когда они выступают на сцене, а прошу Вас вспомнить о тех моментах, когда им приходится отвечать на наши вопросы в процессе организованной деятельности? Вспомнили? 

Вы со мной согласитесь, что до сих пор в основе нашей педагогической деятельности стоит парадигма: «взрослый сказал, ребенок выучил и выполнил».

Сегодня я предлагаю вам поговорить о том, как использовать современные образовательные технологии в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения Федеральных образовательных стандартов дошкольного образования. 

А что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) включает в себя «речевое развитие»? (слайд 2)

ЭТО:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Работа по слайдам(слайд 3-10)

Современная образовательная политика, характеризующаяся сменой образовательных парадигм, переходом на новые педагогические технологии, ориентированные на вариативность, индивидуально-творческие формы и методы дошкольного воспитания и обучения, актуализирует проблему использования современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.

Именно речевое развитие рассматривается сегодня и исследователями, и авторами различных программ как  главная составляющая коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования.

  • речь ребёнка развивается в ходе восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
  • развитие речи, овладение ребёнком языком связано с различными линиями психического развития (развитие мышления, воображения, памяти, эмоций);
  • ориентировка ребёнка в языковых явлениях создаёт условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придаёт речи творческий характер.

В этих изменяющихся условиях нам педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять.

На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить основные технологии, применяемые в системе дошкольного образования, Вы видите их на слайде.

 (слайд11)

игровые технологии,

технологии развивающего обучения,

технологии проблемного обучения,

компьютерные технологии,

альтернативные технологии.

1.Игровые технологии:                                                                                                                                           В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? Конечно же - это игра. Если игра для ребенка является основным видом деятельности, значит, нам как воспитателям необходимо перестроиться на игру, игру какую? Игру, которая строится  по инициативе детей, т.е. увлекательную, игру со смыслом. Но как это воплотить в реальность?

Итак, рассмотрим, технологию  «игровые педагогические технологии», которая включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

И которую я использую в своей работе с детьми.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной образовательной целью и соответствующим ей педагогическим результатом,  которые имеют познавательную направленность.

Игровая форма педагогических мероприятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
  • развивающий материал используется в качестве ее средства;
  • в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Представляю вашему вниманию игру, в которой Вы сможете увидеть используемую мною в работе с детьми игровую педагогическую технологию.

Игра: «Введение сюрпризного момента – вхождение героя котенка с мешочком, внутри которого 2 группы муляжей: дикие и домашние животные, детям предлагается назвать и определить где они обитают. Относительно 3-ей группы муляжей: насекомых, которые спрятаны в потайном мешочке я специально инструкций не даю, а именно куда их необходимо определить. Вы увидите, что при возникновении проблемной ситуации: отсутствие макета для насекомых, т.е. куда бы могли дети определить насекомых, провоцирует их на проявление речевой инициативы: вступить в диалог, дети начинают спрашивать: Куда определить насекомых, которые не относятся к категории дикие и домашние животные? На что отвечаю, что дети задают верный вопрос. Что они хорошо знают куда определить домашних и диких животных. Предлагаю подумать самим куда бы они могли определить насекомых. Тем самым дети проявляя речевую инициативу предлагают разные варианты куда бы они могли определить насекомых, заодно и инициативу в выборе материалов. Вот так сама образовательная деятельность переходит в самостоятельную, где так же прослеживается интеграция образовательных областей.

2.Технологии развивающего обучения.                                                                                                     В основе технологии развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др., продолжателем которой стал Л. С. Выготский, он писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», т.е. на существенный признак развивающего обучения.

А что может являться существенным признаком развивающего обучения? Что создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований у дошкольников? Конечно же снова игра!

По мнению разработчика ФГОС ДО Асмолова, стандарт дошкольного детства – это определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила игры – это развитие ребенка, а не его обучение.

Целевые ориентиры ФГОСом поставлены, но как это осуществить в условиях детского сада, как нам неподготовленным педагогам построить практику, создать среду, при которых будут усвоены способы речевой деятельности?

 В первую очередь создание условий, на это было обращено мое внимание.

Для этого представлю Вам игру, в которой Вы увидите ряд созданных мною проблемных ситуаций способствующих проявлению детьми речевой активности и созданных для этого условий.

Ход игры:                                                                                                                                                       Воспитатель зовет детей к себе: 

Ребята, хотите посмотреть, что принес нам почтальон? Предлагаю Вам подойти поближе ко мне! (дети садятся на стулья)

Что это? (письмо)

Хотите узнать, что в нем и от кого оно? (хотим)

Что для этого нужно сделать? (вежливо попросить)

Просите (Надежда Ивановна прочитайте пожалуйста письмо, будьте добры скажите нам от кого пришло письмо)

Воспитатель читает письмо:

Дорогие, ребята! На острове ЛИМПОПО разболелись мои зверята, слонята и бедные верблюжата, помогите мне… привезите мне… мою аптечку, без нее мои зверята, бедные верблюжата погибнут….

Ой, ребята! От кого письмо? (от Айболита)

О чем он просит?

Что нам делать? (у нас есть аптечка, давайте ее возьмем и отвезем Айболиту)

А на чем же отправимся за моря океаны? (на корабле)

Дети строят корабль, распределяют роли

Воспитатель: Полундра!!!!! Мы сели на мель!!!! Что делать?

(Выходим на берег)

Воспитатель: А на чем же мы будем дальше добираться? Ведь до Айболита ехать далеко! (на машине)

Дети трансформируют корабль в машину

Воспитатель: Кто будет вести машину? (я буду шофером) Всем по местам, машина отправляется!

Воспитатель: Стоп машина! (Ура! Мы приехали! Вот и Айболит)

Здравствуй Айболит мы привезли тебе аптечку, чтобы ты вылечил своих бедных зверят.

Айболит: Вот спасибо, ребята! Теперь я точно вылечу своих зверят, а Вы не хотите мне помочь?

Дети совместно с Айболитом идут лечить зверят.

Итак, Вы видели, что дети проявляли речевую активность благодаря созданным игровым проблемным развивающим ситуациям.

3.Технологии проблемного обучения:

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие.

То есть благодаря технологии проблемного обучения педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.

Уважаемые, коллеги! Предлагаю Вашему вниманию игру,  которая позволит задать проблемную ситуацию в процессе ОД, что будет способствовать развитию речи дошкольников.

ИГРА «Что нам делать?»

Игру такого типа можно использовать на занятиях в качестве физминуток, она Вам немного знакома, но мною немного модифицирована, направлена тоже на развитие речевой активности у детей.

Итак, я буду называть слова, а Вам предлагается произносить их вместе и слушать звуки. Если в словах Вы услышите звук Ш, встаньте, Если услышите звук Ж – присядьте.

Слова: шубка, шапка, шить, ложка, ложечка, кот, зонт, моряк…

У Вас не возникает ни какого вопроса? Что Вы хотите спросить?

Вы поняли, что я хотела от Вас? Конечно же проявление речевой активности.

Здесь  дети должны задать вопрос: Что нам делать, если ни одного звука предложенного в этом слове нет?

Таким способом Вы сможете проводить и ряд других игр.

4.Компьютерные технологии:

Вы знаете, что информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, видео).

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в развитии, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

5.Альтернативные технологии:

В широком смысле под альтернативными технологиями  принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.

Альтернативные технологии предполагают отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических), общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замены их другими, альтернативными.

Так, в своей работе использую ТРИЗ.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач.  

 Девиз тризовцев – «Можно говорить всё» — и дети раскрепощаются и говорят, и придумывают, и изобретают.
Например сказка «Колобок»  всем нам знакома с детства. Казалось бы, что новое в ней можно найти? Но в ТРИЗ есть волшебное слово «ресурсы» — т.е. возможности. И сказка «Колобок» превращается в фантастическую сказку, да не одну, а много, и дети с удовольствием спасают Колобка от Лисы, незаметно познавая диалектику.                                                                                                                      

Данную работу я провожу поэтапно:

На 1 ЭТАПЕ. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

На 2 ЭТАПЕ. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д.

На 3 ЭТАПЕ. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

На 4 ЭТАПЕ. Обучаю детей находить выход из любой сложной ситуации.

Данные задачи решаются в играх, игровых упражнениях,  загадках.  

 Пример Лжезагадок для тризовского занятия:

•    Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?
•    Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
•    На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?
•    Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
•    Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?
•    У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
•    Что едят крокодилы на северном полюсе?
•    Что является второй подушкой для щеки?
•    Кто громче замычит: петух или корова?
•    Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?
•    От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).
•    Как лучше сорвать арбуз с дерева?
•    Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?
•    Когда собака бывает в конуре без головы?
•    Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
•    Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
•    Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
•    На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?

А так же сегодня  я хотела бы более подробно остановиться ещё на одном приёме речевого и познавательного развития  детей, которую я использую в своей работе - мнемотехнику.                                                                                                                                  Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания».  Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. 

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение

Основа обучения – развитие творческого познания.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Что же такое мнемотаблицы, какие они бывают?

Слайд №  12-13

Мнемосхема - 1 карточка с 1 рисунком-символом.

Мнемодорожка -  вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию.

Мнемотаблица - это таблица, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд № 14

Методика работы с мнемотаблицами

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что изображено;
  2. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы;
  3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминая.

Слайд №15

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы.

В своей работе я использую мнемотаблицы цветные, так как у детей  в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета

Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок  составить рассказ, т.е.  постепенно подойти  к обучению монологической речи.

Слайд № 16

В развитии речи я использую мнемотаблицы в разделе связная речь при составлении описательных рассказов, для пересказа сказки и заучивания стихотворения.

Слайд № 17

Составление описательного рассказа  

 Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета

Слайд №18

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание я придумываю картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения я планирую активно включать детей в процесс создания своей схемы.

Слайд № 19

Пересказ сказки

При пересказе с помощью мнемотаблиц,  дети видят всех действующих лиц, и свое внимание  концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Пройденный материал мы с детьми постоянно повторяем. Это обычно происходит во время игр, заданий побуждающих детей вспоминать выученные ранее стихотворения, например, во время лепки, рисования, на прогулке, во время наблюдения.

В результате использования  мною мнемотаблиц:

У детей: расширился круг знаний; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появился интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше развивается связная речь, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка.

Рефлексия:

Заключительное задание – «Составьте мнемотаблицу».

Всем участникам раздаются карточки, на которых написан всем известный текст, например, это могут быть стихотворения А. Л. Барто «Игрушки». Участники «кодируют» данный текст, а остальные должны его расшифровать, следуя каждому символу.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в музыкальном развитии дошкольников.

Использование проектного метода для музыкального развития дошкольников и успешного взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников и педагогов ДОУ....

"Использование современных образовательных технологий для речевого развития дошкольников"

Автором представлен материал по использованию современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников....

Консультация для педагогов "Современные игровые технологии в речевом развитии дошкольников"

Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Дош...

Использование современных образовательных технологий в речевом развитие детей

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо).Инновационность данного метода – создание ус...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «СЕНСОРНЫЙ ЯЩИК ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЙ ПЛАНШЕТ»

многофункциональное пособие «Сенсорный ящик или развивающий планшет» незаменим как часть развивающей предметно-пространственной среды группы. За основу изготовления данного пособия взяты ...

Доклад выступления на методобъединении дошкольных работников "Применение современной образовательной технологии "Пластилинографии" в развитии мелкой моторики рук у детей с ОВЗ"

Обеспечение дифференцированного подхода в   процессе воспитания, обучения и развития   детей  ОВЗ является важнейшей задачей современной   отечественной корре...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аукцион-КВН

Повышение творческой активности педагогов, выявление и распространение интересных педагогических находок и идей....