Приобщение детей к народному творчеству.
методическая разработка (подготовительная группа)

Знакомтво дошкольников с декоративно - прикладным творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie_doshkolnikov_k_narodnomu_tvorchestvu.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект «Приобщение детей к народному творчеству».

Составила педагог дополнительного образования Новикова Л.Н.

 

Задачи:

 Познавательные:

-продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Дымково и т.д.

-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;

-приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Социально-коммуникативные:

-развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

-воспитывать чувство гордости за талант своего народа;

-продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народному творчеству.

Речевые:

-активизировать словарный запас при помощи слов: «Гжель»«Хохлома»«Городецкая игрушка»«Матрешка», «Дымковская игрушка»

Художественно-эстетические:

-способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;

-учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

Материал и оборудование:

- изделия русских народных промыслов: деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, образцы гжельской росписи, посуда и игрушки с городецкой росписью, разнообразные русские матрешки.

- иллюстрации с изображением видов росписи;

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»

Ход:

В: Здравствуйте ребята! Сегодня замечательный день и мы хотим предложить вам отправиться с нами в путешествие! Вы согласны???

В: Тогда предлагаю начинать…. Мы перенесемся с вами в прошлое. На много-много лет назад и узнаем, какими промыслами владели наши с вами предки.

В: Ой ребята… мы с вами попали в музей ремесел…

В: Богата Россия народными промыслами. Издавна на Руси украшали свои жилища мастеровой народ. Не мог он сидеть без дела. Где были залежи глины - лепили игрушки, посуду. Где тайга шумела вокруг – вырезали деревянные изделия, где выращивали домашних животных - ткали из шерсти пряжу, вязали шали, кружева. Где добывали медь, железо - мастерили прочную посуду. Сегодня мы с вами вспомним виды декоративно - прикладного искусства России. Посмотрите, знакомы вам эти изделия?

В: А давайте-ка я вам, ребята дорогие, расскажу о них (последующий рассказ сопровождается демонстрацией посуды и игрушек)

         Недалеко от Москвы в Раменском районе находится село Гжель. Гончарными ремёслами занимались здесь издавна, примерно с14 века. В настоящее время фарфоровые изделия Гжели завоевали мировую известность благодаря неповторимости рисунка и формы. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Однако синева не однотонна, и если вглядеться внимательно, то можно увидеть тончайшие полутона и оттенки, напоминающие голубизну неба, озёр и рек. Гжельские мастера пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши. Кроме посуды в Гжели делают малую скульптуру и игрушки. Среди них можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей.

         На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулась большое село Городец. Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё  это придаёт игрушке оригинальность, свежесть. Изделие небольшого размера, как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки и оперение птиц. Раньше Городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предметы большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием синих, красных, белых и черных цветов. В наши дни мастера перешли на масляную краску, но технология росписи осталась такой же как и много лет назад.

           Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду, которая расписана  красными, зелеными и золотистыми тонами по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не  золотой, а серебристо - оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте. В народе сказывают о чудо - мастере, который жил в Нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу, на берегу реки Хохломы, и начали изготавливать посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил её крошками, птица захотела поблагодарить его. Задела она своим крылом простую посуду, деревянную, и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду. И все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, послал царь за мастером, царских солдат. Когда услышал это мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез….  Тогда стали другие мастера изготавливать "золотую" посуду.

              Дымковская игрушка. Промысел зародился в далёком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 1811г. Автор его – Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике – «Свистопляске», во время которого продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором. Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, пони, петухи с яркими хвостами. Глиняными игрушками торговали не только в Вятке. Их продавали на уездных ярмарках и базарах, отправляли в другие губернии. До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали её с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.

Матрёшка, русская красавица. Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё. Наиболее известны семёновские и Загорские матрёшки, а также Полхов - Майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

В: Ребята, сейчас вы узнали об основных народных промыслах на Руси, а теперь отгадайте загадки о них:

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой? (Хохлома)

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо птица-

Это значит … (Городец)

Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей,

Синий небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда? (Из Гжели)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша ….(Русская матрешка)

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я? (Дымковская игрушка)

В: Ой ребята, какие же вы молодцы!!! И все знаете, и все помните и загадки отгадывать умеете!!!

В: Скажите ребята, где мы с вами сегодня побывали и о чем говорили?

Правильно, а теперь предлагаю сесть на места и вернуться в наш детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приобщение детей к народному творчеству"

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. —Данный проект направлен на активное приобретение детьми культурного богатства...

Приобщение детей к народному творчеству(средняя группа) по теме:" В гости к Хозяюшке"

Занятие по приобщению детей среднего возраста к народному творчеству....

Презентация по теме «Приобщение детей к народному творчеству как средство экологического воспитания"

В презентации представлены интересные, в том числе нетрадиционные методы по работе с детьми и родителями, по приобщению к народному творчеству....

Приобщение детей к народному творчеству детей старшего возраста

Перспективное планирование рабо­ты по приобщению детей к русско­му народному творчеству в старшей группе детского сада, сценарий вечера развлечений «Варварин день», кон­спект театрализованного занятия...

Приобщение детей к народному творчеству через хороводы и хороводные игры

Знакомство детей с календарными праздниками русского и татарского народа...

Приобщение детей к народному творчеству через театрализованную деятельность

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – это задача особенно актуальна сегодня не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения ...