Субъектность
статья
Становление личности невозможно без развития субъектности человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Субъектность
В психологическом словаре субъектом (от лат. Subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) признается индивид или группа как источник познания.
Становление личности невозможно без развития субъектности человека. Потому в мире современного образования обращенность к внутреннему миру ребенка как к субъекту жизни, культуры, образования становится приоритетной задачей.
Развитие человека в конце концов, является не чем иным, как становление личности – активного и сознательного субъекта человеческой истории. Развитие личности является не продуктом взаимодействия различных внешних фактов, а «самодвижением» субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающим.
Для субъективности свойственны такие качества человека как активность, осознанность, креативность, ответственность, рефлективность и т.д.
Ребенок с момента своего рождения является субъектом своей непроизвольной активности. его субъективность развивается , проходя самобытный путь преобразований, затрагивая различные структуры индивидуального опыта.
Нравственные качества детской личности не являются врожденными , их развитие определяется условиями жизни и воспитания.
Доказано, что при благоприятных педагогических условиях к семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как важнейший показатель его субъективности в духовно-нравственном развитии.
Зарожденные чувства долга наблюдается у детей в старшем дошкольном возрасте.
Задача воспитателей состоит в том, чтобы создать условия для активизации субъектных позиций ребенка в нравственном поведении.
Игнорирование субъектно-личностной составляющей сущностных основ личности приводит к духовному обнищанию .
В дошкольном детстве возникновение у ребенка попытки управлять своим поведением, принятие нормативного поведения в общении и взаимодействии со своими сверстниками говорят о формировании субъектности социального характера.
Решение этих задач затрудненно рядом теоретических и методических проблем. В частности, недостаточно разработан междисциплинарный подход к изучению механизмов формирования ориентации детей на общечеловеческие и этнокультурные ценности.
Безусловно, для развития субъектности ребенка необходимо обеспечение психолого-педагогических условий, которые предусматривают:
- формирование творческой активности, развитие ценности универсальной бесконечности, сущностных сил и способностей ребенка, его самостоятельности, индивидуальности;
- оказание квалифицированной помощи педагогам в организации мониторинговой, психолого-педагогической, социально-педагогической деятельности, реализации , коммуникативной, планово-прогностической, контрольно-аналитической, организаторской и др. функций.
При формировании субъектности ребенка дошкольного возраста важен учет его развития в <<зоне ближайшего развития>>, а также в <<зоне вариантного развития>>.
Человек воспроизводит себя в качестве социально значимого индивида, реализующего эту значимость с большей степенью самостоятельности и собственного выбора.
Становление и развитие предпосылок субъектности ребенка в дошкольном возрасте во многом зависит от отношений взрослых к нему как к личности изменяющейся, развивающейся <<здесь>> и<<теперь>>.В зависимости от отношения взрослого у ребенка формируются основы ценностного отношения к миру, побуждается работа глубинного внутреннего плана. Потому взрослые, т.е родители, воспитатели должны не только знать, что они являются образцами для выработки основ субъектности у детей , но и должны быть осведомлены о субъектности позиции ребенка в общении и его отношениях к окружающей действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности проявления ребёнком субъектной позиции в логико-математической деятельности».
В данной статье представлены результаты исследования особенностей проявления субъектной позиции в логико-математической деятельности детьми старшего дошкольного возраста....
Развитие субъектности детей через формирование субъектной позиции родителей в учреждении дополнительного образования.
В данной статье раскрывается опыт работы по взаимодействию учреждения дополнительного образования с семьёй в рамках организации психологического клуба. Целью работы клуба является формирование субъект...
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: Дошкольник как субъект деятельности. Установление субъект субъектных отношений.
РАЗВИВААЕТ ЗНАНИЕ О СУБЪЕКТ - СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ...
« Формирование субъектно-объектных отношений в речи детей среднего дошкольного возраста»
В статье представлена опытно-экспериментальная работа по формированию субъектно-объектных отношений в речи детей среднего дошкольного возраста....
Научно-практическая статья «Освоение старшими дошкольниками субъектной позиции в режиссёрской игре».
Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Классически дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. По мнению А.Н. Леонтьева ...
Формирование субъектной позиции у детей дошкольного возраста в процессе математического развития
Как я использую в образовательной деятельности современные технологии....
презентация на тему : "Субъект -субъектное взаимодействие - одно из основных условий реализации ФГОС."
презентация на тему : "Субъект -субъектное взаимодействие - одно из основных условий реализации ФГОС."...