«Понятие культуры поведения и ее компоненты »
статья (средняя группа)

Гончарова Екатерина Васильевна

Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kultura_povedeniya.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Понятие культуры поведения и ее компоненты »

Автор: Гончарова Е.В., воспитатель ГБДОУ детский сад №14 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.

Проблемой воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста занимались такие исследователи, как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская и др.

В педагогическом словаре «культура поведения» определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

Под средствами в педагогике понимают предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание культуры поведения.

С.В. Петерина определяла культуру поведения как совокупность сформированных, социально важных свойств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры.

 Она указывала на то, что культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и деяния учащихся. Усвоенные человеком правила преобразуются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (ублажение потребностей); огромное место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.

Дети нуждаются в раскрытии глубочайшего внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, по другому они будут созидать в них пустые условности. Манера поведения ребенка, складывается под влиянием публичного представления, поэтому в сферу публичных оценок вошла культура поведения. Огромное значение имеют культурные национальные особенности, сложившиеся в итоге нравственного развития мн. Поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

Кроме этого, она выделяет следующие компоненты культуры поведения: культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений, домашних заданий и заданий на уроке в школе. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте родители учат ребенка регулировать соотношение отдыха и занятий в течение дня, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда в школе. В младшем школьном возрасте ребенок должен уметь рационально организовывать режим труда и отдыха, правильно выделять четко выделенное время на домашние задания, на прогулки, посещение секций, кружков, просмотр телевизора и т.д.

Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде. Данные показали родителям необходимо развивать и регулировать, начиная с детского сада, и активно поддерживать и укреплять в младшем школьном возрасте.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту .

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения с окружающим. Именно уважения к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. А. М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Один из аспектов этого широкого вопроса- воспитание культуры речевого общения- рассматривается в настоящем пособии. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

 Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в этом же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.

При организуемых педагогом воспитательно-образовательных мероприятиях поведение, вопросы и ответы детей в значительной  мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче. Но  не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Культурно-гигиенические навыки- важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неприятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнение физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другими продуктами; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование эти навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом и опрятно.

Таким образом, культура поведения – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Список использованной литературы

  1. Абраменкова, В.В - Вопросы психологии, 2002 - 2010- Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире.
  2.    Алябьева Б.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
  3. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики: /Н.Ф. Басова, А.Н.Кравченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
  4. Васильева, М.А., В.В.Гербова, Т.С.Комарова. «Программа воспитания и обучения в детском саду».
  5. Ветлугина, Н. А., Казакова, Т. Г. и др.; Под. ред. Ветлугиной, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду.
  6. Габай, Т.В. Педагогическая психология: Учеб.пособие для студ. высшего. учеб. заведений. – 2- е изд., испр. – М.: Издательский дом «Академия», 2005. – 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

Консультация для родителей «Влияние культуры поведения и самовыражения родителей на культуру поведения детей»

Консультация для родителей «Влияние культуры поведения и самовыражения родителей на культуру поведения детей». Прежде чем воспитывать ребенка - воспитайте себя. Посмотрите на себя и задайте себе...

Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста.

Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.Культура деяте...

Культура поведения как качество личности младшего дошкольника: понятие, критерии и показатели развития

Правила хорошего поведения дошли до нас через века, это наше духовное наследие. В этом и особая ценность этих правил. В прошлые века правила этикета были достаточно строгими. Малейшую ошибку в обществ...

Культура поведения как качество личности младшего дошкольника: понятие, критерии и показатели развития

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребёнок...

Понятие звуковой культуры речи, ее основные компоненты

В настоящей статье освещены вопросы по изучению различных аспектов звуковой культуры речи дошкольника, как основы благоприятного общения, которая позволяет воспитать полноценную личность ребенка. Особ...

Понятие «детская субкультура» цели и компоненты

Детство – период жизни человека от новорожденности до достижения социальной и психической зрелости, во время которого происходит его развитие, становление его, как полноценного члена человеческо...