Мастер-класс «Активизации методов и приемов по обучению бурятскому языку с использованием бурятского национального костюма»
методическая разработка
Социализация детей дошкольного возраста в поликультурной среде через ознакомление с бурятским национальным костюмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Активизации методов и приемов по обучению бурятскому языку с использованием бурятского национального костюма»
Цель: Социализация детей дошкольного возраста в поликультурной среде через ознакомление с бурятским национальным костюмом.
Задачи:
- Познакомить с бурятским национальным женским костюмом. Расширить словарный запас на бурятском языке «Одежда». Вызвать участников на разговорную речь, добиться диалога.
- Расширить знания педагогов о женском костюме.
- Использование национальных традиций в процессе одевания бурятского костюма.
- Воспитывать любовь к родному краю, восхищения красотой женского убранства.
Материал и оборудование: иллюстрации, национальная одежда.
Бурятский национальный костюм – это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух.
1.Организационный момент.
Уважаемые коллеги! Давайте начнём мастер-класс с упражнения «Поздоровайся глазами». Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь, но не словами, а молча- глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. (Выполнение упражнения). А теперь «Поздоровайся локтями». (должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, сказать доброе слово(амар мэндээ!).
Вот мы с вами поздоровались друг с другом, а теперь поиграем в фонетическую игру «Эхо» Я буду называть вам слова, а вы за мной дружно будете повторять.
Это будет у нас с вами речевая разминка. И так начнем:
мамааа – эжыыы, папааа-абааа, бабушка- хугшэн эжыыы, дедеушка-хугшэн абааа, мальчик-хубууун, девочка-басагааан.
Актуальность проблемы: В последние годы изменилось отношение к религии, и мы все свободно говорим о своем вероисповедании. У нас в Бурятии широкое отношение к буддизму, к православной церкви и мы совершенно спокойно относимся к людям другой веры, уважаем их взгляды отношения к религии. В последнее время посещение буддийского храма обязывает ходить в храм в национальной одежде. И многие мужчины и женщины начинают приобретать современные бурятские костюмы и платья. Знакомство с бурятским национальным костюмом – как форма работы с детьми приобщение дошкольников культуре и традициям бурятского народа.
Самый распространённый и узнаваемый вид бурятской одежды –халат - дэгэл. А теперь давайте все повторим дэгэл.
Любой национальный костюм имеет свою символичность, наши предки уделяли очень много внимания деталям. Так, по отделке, крою или набору аксессуаров можно было многое сказать о владелице, её статусе, принадлежности к тому или иному роду.
Традиционная одежда различается по назначению – повседневная и праздничная; по сезону – зимняя, летняя, демисезонная; по полу – мужская, женская; по возрасту – детская, взрослая; по семейному положению – девичья одежда, одежда замужней женщины.
Вопрос к педагогам: Как вы думаете чем отличается девичий костюм от костюма замужней женщины? Вот этот костюм, который перед вами – костюм молодой девушки.
. Девочки носили длинные дэгэлы, Подпоясывались матерчатыми поясами, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Пояс в переводе на бурятский Бэhэ. Цельнокроеные рукава (хамсы) заканчиваются манжетой в форме копыта – туруу. Головной убор – шапка тойробшо малгай – конической формы, оторочен бархатом или мехом. К верху пришиваются шелковые кисти из красных крученых нитей – залаа сэсэг – обозначает лучи солнца.
. Дополняющая наряд безрукавка (Уужа) - обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен и родов. У бурят бытует пословица: "Красота женщины спереди, красота дома - сзади". Пословица эта появилась не случайно и связана с тем, что передняя часть женского костюма шилась из дорогих, нарядных тканей, а спина - из менее дорогостоящих.
А теперь буду рассказывать вам и показывать в какой последовательности раньше наши предки одевались, почитая традиции и обычаи.
Сначала они одевали сапоги (гутал). Подошва бурятских сапог имеет гладкую форму, а носки их загнуты вверх.
У гуталов носок поднят кверху, чтобы не запнуться; чтобы «не поранить» землю. Ведь буряты очень бережно относились к земле – матушке.
Затем халат - дэгэл, причем застегиваются с нижней пуговицы.
Посмотрите, наверху пришито целых три пуговицы и какие они красивые.
Верхние пуговицы приносят прибыль.
Средние пуговицы символизируют многочисленное потомство, чтобы было много крепких и здоровых детишек.
Н и ж н и е пуговицы - это символ плодородия скота, чтобы стада были тучными, многочисленными; ведь скот – это главное богатство бурят.
Следующий предмет одежды будет пояс - бэhэ.
Раньше пояс был очень-очень длинным – целых две длины руки. Сейчас, я вам расскажу про интересный бурятский обычай. Буряты в знак дружбы менялись поясами и становились на всю жизнь друзьями, и всегда помогали друг другу. А вот девушки, когда выходили замуж, пояса уже не носили.
Пояс нужен был для того чтобы было тепло; и еще на дэгэлах не было карманов и буряты носили все необходимое за поясом.
Завязывают пояс, а уже в последнюю очередь одевают – шапку (малгай). Это для того, чтобы жизнь была долгой-долгой.
А теперь предлагаю поиграть в игру «Наряди Оюну» . (поменять наряд).
К вашему вниманию хочу вам показать разновидности бурятских костюмов.
Благодарю вас за внимание и вашу активность. Благодарю вас за сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-156349-1354458019.jpg)
Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях
Ознакомить родителей с использованием игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/19/picture-407855-1392806536.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКЕ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ....
Консультация «Использование игровых методов и приемов при обучении детей элементарным математическим представлениям»
Консультация «Использование игровых методов и приемов при обучении детей элементарным математическим представлениям»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/29/picture-452679-1401363577.jpg)
Использование мнемотехнических приемов в обучении английскому языку детей дошкольного возраста
Задолго до того как современная наука обнаружила необычайные возможности человеческого мозга, уже древние греки открыли для себя, что ментальные способности можно ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/29/picture-452679-1401363577.jpg)
Использование мнемотехнических приемов в обучении английскому языку детей дошкольного возраста
Задолго до того как современная наука обнаружила необычайные возможности человеческого мозга, уже древние греки открыли для себя, что ментальные способности можно ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/24/picture-714934-1448364036.jpg)
Использование инновационных методов и приемов в обучении детей правилам дорожного движения
Использование инновационных методов и приемов в обучении детей правилам дорожного движения при помощи обучающих мнемотаблиц....