Публикации в сетевых изданиях
статья

Мисайлова Ольга Борисовна

«Исследовательская деятельность детей 2-7 лет в рамках экологического образования»

                              «Люди, научившиеся ….наблюдениям и опытам, 

                               Приобретают способность сами ставить вопросы и

                                Получать на них фактические ответы, оказываясь на

                                 Более высоком умственном и нравственном уровне

                                 В сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

                                                                                     К.Е. Тимирязев

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно- действенным и наглядно- образным. Следовательно, педагогический процесс в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным , в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Детское экспериментирование как метод обучения

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т .к постоянно возникает необходимость совершенствовать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном , формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.

Классификация экспериментов.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1.По характеру объектов, используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

- опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты, объектом которых является человек.

2.По месту проведения опытов:

- в групповой комнате;

- на участке;

- в лесу, поле и т.д.

3.По количеству детей:

- индивидуальные  (1-4 человека);

- групповые ( 5-10 человек);

- коллективные ( вся группа).

4.По причине их проведения:

-случайные;

- запланированные;

-поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5.По характеру включения в педагогический процесс:

-эпизодические ( проводимые от случая к случаю);

- систематические.

6.По продолжительности:

- кратковременные ( от 5 до 15 минут);

-длительные ( свыше 15 минут).

7.По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

- однократные;

- многократные или цикличные.

8. По месту в цикле:

- первичные;

- повторные;

- заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

- констатирующие ( позволяющие увидеть какое- то одно состояние объекта  или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По способу применения в аудитории:

- демонстрационные;

- фронтальные.

Особенности естественно - научных и экологических экспериментов.

Чтобы экспериментирование оправдало возлагаемые на него надежды, необходимо соблюдать ряд правил:

1.Поскольку в подавляющем большинстве природоведческих экспериментов в качестве объектов наблюдений выступают живые организмы, ведущим принципом работы является принцип: « Не навреди». Категорически запрещается эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку. Так в детском саду не разрешается собирать коллекции насекомых, вскрывать животных, делать чучела птиц, наблюдать как одни животные поедают других.

2.Если для проведения наблюдений и экспериментов животное забирается из природы и приносится в детский сад, необходимо время его пребывания в группе сократить до разумного предела и после окончания наблюдения обязательно вернуть на то место, откуда оно было взято, независимо от того, было ли это какое-то крупное животное или муравей.

3. Во время опытов любые, на первый взгляд самые безобидные процедуры могут явиться причиной травм детей. В связи с этим необходимо уделять очень большое внимание соблюдению правил безопасности, усилить контроль за поведением детей.

4. Совершенно недоступны опыты , в которых создается реальная угроза жизни и здоровью детей – работа на высоте, использование удобрений и ядохимикатов, прямой контакт с ядовитыми растениями и грибами и т.д.

5.Особое внимание необходимо уделять вопросам гигиены. Дети уже в средней группе должны привыкнуть после окончания работы мыть руки с мылом и приводить в порядок свое рабочее место.

Особенности детского экспериментирования.

Детское экспериментирование имеет свои особенности.

1.  Детское экспериментирование свободно от обязательности.

Мы не можем обязать ребенка ставить опыты, во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

2.Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта.

Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятие только потому, что истекло время. В тоже время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока.

3.Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана.

Можно разрешить детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда животным организмам.

4.Дети не могут работать, не разговаривая.

В тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно- образное мышление начинает заменяться словесно- логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Эта стадия приходится как раз на старший дошкольный возраст. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения.  

5.Учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми.

Дифференциальный подход в какой-то мере облегчает работу, поскольку, уменьшая количество детей, участвующих в эксперименте, исключает необходимость дублирования в подгруппах некоторых занятий.

6. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов.

Несмотря на то, что фиксирование результатов приносит огромную пользу, злоупотреблять этим видом деятельности не следует. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой на ребенка. В руках умелого педагога данная форма работы доставит детям большую радость, но при насильственном использовании ничего, кроме вреда, не принесет.

7.Право ребенка на ошибку.

Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.

8.Применять адекватные способы вовлечения детей в работу.

- Работа руками детей;

- Дробление одной процедуры на несколько мелких деталей;

- Совместная работа воспитателя и детей;

-Помощь воспитателя детям;

- Работа воспитателя по указанию детей.

9.Соблюдение правил безопасности.

Увлекаясь работой,  дети забывают обо всем, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности, целиком лежит на педагоге.

10.Способ введения ребенка в целостный педагогический процесс.

В детском саду из отдельных опытов приходится формировать циклы, продолжительность которых  варьируется в зависимости т объективных и субъективных факторов. Природа на- столько интересна для детей сама по себе, что в подавляющем большинстве случаев при ознакомлении с ней не требуется дополнительных внешних стимулов.

11.Анализ результатов и формирование выводов.

Методические требования к подготовке и проведению экспериментов.

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются.

1.Случайные наблюдения и эксперименты.

2.Плановые наблюдения и эксперименты.

3.Эксперементы как ответ на детские вопросы.

Особенности экспериментирования в разных возрастных группах.  

                «Все дети думают, чувствуют и видят по  своему»       Ж.Ж. Руссо.

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.

1.Осознание того, что хочешь узнать.

2.Формирование задачи исследования.

3.Продумывание методики эксперимента.

4.Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5.Прогнозирование результатов.

6.Выполнение работы.

7.Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9.Фиксирование результатов.

10.Анализ полученных данных.

11.Словесный отчет об увиденном.

12.Формирование выводов.

Рассмотрим, как происходит становление всех этапов экспериментирования в возрастном аспекте. В схематичном виде эти данные представлены в таблице.

Рекомендации по организации занятий:

1.Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала занятий, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени.

2.Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом.

3.Помните: паузы, медлительность, безделье- бич дисциплины.

4.Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия.

5.Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям.

 

 

Этапы экспери-

мента

1-я младшая

группа

2-я младшая

группа

      Средняя

        группа

         Старшая

            группа

Подготовительная к школе         группа

1-й этап

Осознание проблемы

Произносят фразу : «Я хочу сделать то-то»

Проявляют любопытство, задают первые вопросы природоведческого характера

Часто задают вопросы на природоведческую тематику, пытаются искать на них ответы

Имеют ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всем, что неизвестно

Хорошо дифференцируют известное и неизвестное, активно стремятся добывать знания разными доступными им способами

2-й этап

Формулиро-

вание

задачи

Желание что-то сделать выражают словами

Задачу эксперимента формулирует воспитатель, и дети ее понимают

Делают первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога

Формулируют задачу самостоятельно, но при поддержке со стороны педагога

Задачу эксперимента формулируют самостоятельно; нуждаются в моральном поощрении со стороны педагога

3-й этап

Продумывание

методики

Количество целенаправ-

ленных действий увеличивается

При проведении простейших экспериментов начинают отвечать на вопрос «Как это сделать?»

Методику опыта излагает педагог; дети придумывают отдельные детали

Часто принимают участие в разработке методики проведения опытов; воспитатель их к тому постоянно побуждает

Самостоятельно продумывают методику проведения простых опытов и принимают активное участие в разработке методики сложных опытов

4-й этап

Выслушивание

Инструкций и

рекомендаций

Выполняют простейшие поручения взрослых

К концу года начинают выполнять инструкции, содержащие два поручения сразу

Начинают выполнять инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно

Выполняют до 4-х поручений одновременно, если они не сложны, делают первые попытки выполнения всего опыта по одной инструкции

Выслушивают инструкции, задают уточняющие вопросы, критически относятся к советам взрослых и сверстников

5-й  этап Прогнози-

рованние результатов

Предугадывают последствия некоторых своих действий. производимых с предметами

При проведении простейших опытов начинают отвечать на вопрос: «Что случится, если мы сделаем это?»

Начинают высказывать предположение, каким может быть результат опыта

Приобретают способность прогнозировать результат. Педагог уделяет особое внимание развитию этой способности

Начинают строить простейшие гипотезы. Умеют принять их или отказаться от гипотез под влиянием результатов проведенного эксперимента

6-й этап

Выполнение

работы

Работают с помощью воспитателя

Работают вместе с воспитателем

Работают вместе с воспитателем, а затем- под его непосредственным контролем

Работают под непосредственным контролем воспитателя, в простейших случаях- под его неявным (скрытым) контролем

То же, что и старшей группе. Иногда работают совершенно самостоятельно. При коллективном труде проявляют умение спланировать работу и разделить обязанности между собой

7-й этап

Выполнение

правил безопасности

Начинают избегать некоторых действий, имевших неприятные последствия в прошлом. Нуждаются в контроле со стороны взрослых

Начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждения взрослых, если до этого убеждались в их правильности. Контроль со стороны взрослого обязателен

Начинают выполнять предупреждения относительно наиболее опасных моментов опыта. Иногда задают вопрос: «Можно ли так сделать?» Контроль со стороны взрослых обязателен

Вспоминают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но не всегда их выполняют. Могут забыть предупреждения

Стараются выполнять правила безопасности, следят, как их выполняют другие, но часто о них забывают. Могут предвидеть последствия действий, выполняемых впервые. Вероятность травматизма увеличивается из-за усложнения экспериментов, неустойчивости внимания детей и их импульсивности

8-й этап

Наблюдение результатов

 

Приобретают способность пристально рассматривать объекты и явления. Взрослые должны постоянно привлекать внимание ребенка к наблюдаемому объекту

Появляются первые признаки произвольного внимания. Непрерывное наблюдение длится 1-2 минуты. Простые наблюдения ведутся самостоятельно, остальные – под непосредственным руководством педагога

Продолжительность наблюдений увеличивается до 3- 4 минут. Воспитатель детально комментирует ход наблюдения и эксперимента. Вводятся несложные повторные наблюдения

Продолжительность непрерывного наблюдения увеличивается до 4-6 минут. Воспитатель акцентирует внимание детей на основных моментов развивающихся событий. Вводятся цикличные наблюдения

Продолжительность непрерывного наблюдения составляет 5-10 (в отдельных случаях – до 15 минут). Воспитатель привлекает внимание только к самым важным моментам. Частично практикуют самостоятельные наблюдения результатов наблюдения

9-й этап

Фиксирование

результатов

нет

К концу года начинают использовать готовые формы

(циферблаты, фотографии, картинки)

Начинают самостоятельно выполнять простейшие зарисовки

Используют несколько графических способов фиксации наблюдений. Начинают собирать коллекции и фиксировать натуральные объекты

Владеют многими графическими и практическими способами фиксирования результатов наблюдений. Начинают осваивать письменные способы и моделирование

10-й этап

Анализ полученных  данных

Начинают запоминать последствия некоторых своих действий

Запоминают последствия некоторых экспериментальных воздействий. Понимают простейшие одночленные цепочки причинно- следственных связей

Начинают находить и отмечать различия между объектами. Хорошо понимают простейшие одночленные причинно- следственные связи. При анализе результатов нужна постоянная помощь воспитателя

Умеют сравнивать объекты между собой; находят не только различия, но и сходство. Начинают группировать объекты и явления по нескольким признакам. Видят 2-3 звена причинно- следственных связей. При анализе результатов нужна постоянная поддержка педагога

В простых случаях могут самостоятельно результат. Учатся делать заключения о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений. При анализе нужна постоянная моральная поддержка педагога 

11-й этап

Словесный отчет об увиденном

Осваивают фразовую речь. Отвечают на простые вопросы взрослых

Развернуто отвечают на вопросы взрослых по теме наблюдения. Нуждаются в большой поддержке  со стороны воспитателя

Составляют короткие рассказы об увиденном. Нуждаются в помощи и моральной поддержке педагога

Составляют развернутый рассказ об увиденном. Постоянно нуждаются в доброжелательной поддержке со стороны взрослых

Дают, яркое, полное, красочное описание увиденного. Нуждаются в постоянном поощрении со стороны взрослых

 

 

 

 

 

 

 

12-й этап

Формулирование выводов

Произносят фразы свидетельст-

вующие о понимании событий

Отвечают на вопросы взрослых по теме наблюдения и эксперимента

Называют причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов

По просьбе и при поддержке со стороны педагога формулируют выводы во всех проводимых эксперементах

Запоминают, что после каждого опыта и наблюдения необходимо сделать вывод. Иногда делают выводы самостоятельно

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon misaylova-olyga-borisovna.pdf716.07 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свидетельство о публикации учебно-методического материала в сетевом издании "Творчество наука"

Свидетельство о публикации учебно-методического материала в сетевом издании "Творчество наука"...

Публикации в сетевых изданиях

laquo;Организация совместной партнерской деятельности с использованием технологии путешествие по карте»      На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой де...

Публикация в СМИ (Международное сетевое издание "Солнечный свет")

Международное сетевое издание "Солнечный свет"...

Свидетельство.Публикации в Международном сетевом издании "Солнечный свет"

Консультация для родителей.Времена года.Зима.Чем занять детей....

Свидетельство.Публикации в Международном сетевом издании "Солнечный свет"

quot;Агрессивный ребенок" консультация для родителей....

Свидетельство.Публикации в Международном сетевом издании "Солнечный свет"

Консультация для родителей на тему: "Организация детского эксперементирования в домашних условиях"...

2021г. Публикация в сетевом издании "Фонд 21 века" Творческий проект "Пластилиновая фантазия"Свидетельство.

2021г. Публикация в сетевом издании "Фонд 21 века" Творческий проект "Пластилиновая фантазия"Свидетельство....