Консультация "Беседа о литературном произведении в литературном образовании"
консультация

Бурханова Ирина Занфировна

Что такое беседа?

Структура беседы. 

Беседы о литературном произведении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседы о литературном произведении в литературном образовании

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.

Методика проведения беседы с детьми в ДОУ.

Одним из основных методов развития диалогической речи у детей дошкольного возраста на занятиях является беседа.

Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов. 

Беседа относится к словесным методам обучения (также как рассказ педагога и чтение художественной литературы), при правильном сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью детей играет большую роль в образовательно-воспитательной работе с детьми.

 Беседа в первую очередь является методом обогащения, уточнения и систематизации знаний и представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и на занятиях.  Посредством бесед дети целенаправленно усваивают сведения о конкретных предметах и явлениях, учатся словом передавать признаки предметов, действия с предметами. Участвуя в беседе, ребенок учится концентрировать свое мнение на одном предмете, вспоминает то, что знает о нем, приучается логически мыслить. В беседе воспитатель учит ребенка четко выражать свои мысли, развивает умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них.

Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношения к событиям, о которых идет речь.

Беседа – диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. В условиях детского сада беседа используется как важное средство коллективного общения детей. И задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива.

По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные.  Этические беседы проводятся только с детьми старшего возраста, а познавательные – начиная со средней группы (как правило со второй половины года).

Этические беседы имеют целью воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок.

Тематика познавательных бесед определяется программой обучения. Она также тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых.

По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обобщающие (итоговые).

Назначение вводной беседы – подготовить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. С этой целью педагог выявляет опыт детей, актуализирует те знания, которые станут основой для восприятия новых объектов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности, ставит практические или познавательные задачи.

Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени.

Содержание бесед должно быть педагогически ценным, способствовать осуществлению задач всестороннего воспитания детей и вместе с тем быть посильным, психологически близким ребенку-дошкольнику. Соблюдение последнего требования особенно необходимо для того, чтобы беседа проходила активно, возбуждала мысль ребенка, помогала удерживать ее внимание и оставила глубокий след в его сознании.

Современные методисты предлагают разнообразную тематику для бесед с дошкольниками. Распространены беседы, воспроизводящие факты и явления общественной жизни: «Москва - главный город России», «Наш город», «Мы любим свое село», «Что мы видели в библиотеке?». Ряд бесед посвящается темам труда, трудовым процессам, трудовым делам самих детей: «Хлеб - всему голова», «Профессии твоих родителей», «Как шьют одежду», «О строительство», «Мы - дежурные», «Что мы вырастили на огороде, в саду?» и т.д. С дошкольниками проводятся беседы о машинах, которые помогают взрослым в работе («Что машины помогают делать в детском саду и дома?», «На чем люди ездят?», «Какие машины помогают выращивать урожай?» и т.п.), предметы, с которыми дети сталкиваются ежедневно («Наши игрушки», « одежда и обувь» и т.д.).

Беседа достигает своей цели только при четкой организации и продуманной методике ее проведения. Поэтому значительное место в успешном проведении беседы имеет предварительная подготовка к ней воспитателя и детей. Воспитатель, определив задачи и тему беседы, продумывает и подбирает ее содержание, структуру, определяет характер и формулирование основных вопросов.  Готовность детей к беседе заключается в наличии у них соответствующих знаний о предмете или явлении, которые будут обсуждаться в беседе. Эти знания ребенок получает во время экскурсий, наблюдений, рассмотрения картин, просмотра диафильмов, телепередач и т.п.

Беседа должна строиться на основе жизненного опыта и знаний детей. Например, беседу на тему «О зиме» можно проводить только тогда, когда дети уже ознакомились с зимними явлениями природы, слушали соответствующие рассказы и стихи.

Беседа является сложным методом обучения, ее ход зависит не только от подготовки самого воспитателя, но и от уровня развития детей, их знаний, от степени их активности и самостоятельности.

Структура беседы зависит от темы, содержания, возраста детей. В ней взаимосвязаны такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части.

Беседа должна начинаться с описания конкретных образов, эмоционально ярких воспоминаний детей об интересном случае. Необходимо сразу же оживить в памяти детей целостный образ, явление, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному - с упоминания, с рассказа, с рассмотрения картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме.

В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. Детям последовательно ставятся вопросы, которые направляют их активность. По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и ​​явлениях, о которых идет речь.

В заключительной части беседы воспитатель предлагает детям прочитать знакомый стихотворение, спеть песню, близкую по содержанию к теме беседы. Можно прочитать художественное повествование, провести дидактическую игру, прослушать магнитофонную запись. Так, беседу о транспорте можно закрепить дидактической игрой «На чем люди ездят?», беседу о празднике - чтением знакомых стихов об этом празднике.

В беседе можно использовать различные приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем.

Успех и педагогическая результативность бесед во многом зависит от правильно поставленных перед детьми вопросов. Все вопросы можно разделить на две группы. К первой можно отнести те, которые требуют от детей простого ответа или описания предметов, явлений. Этот вопросы: что? кто? какой? куда? и др. Они ставятся в начале беседы или микротемы беседы для того, чтобы восстановить в памяти ребенка то, что он видел, переживал. Вторая группа вопросов требует от детей некоторых логических обобщений, умозаключений, установления причинных связей, раскрытие содержания темы. (Для чего? Почему? Зачем? Чем похожи? Как узнать? и др.) Такие вопросы поискового и проблемного характера должны играть ведущую роль в беседе, особенно в старших группах. Они в основном относятся после того, как в памяти ребенка возобновились знания, образы, и на основе анализа она может прийти к выводу. Вопросы воспитателя должны раскрывать содержание темы и направлять мысль детей на правильный ответ. Поэтому их нужно формулировать четко, конкретно, коротко. (Какие машины помогают строителям строить дома? Где делают игрушки?). Неконкретные вопросы часто приводят к неправильным, поверхностным ответам. Так, вопрос «Что вы знаете о Москве?», «Что вы можете сказать об этой картине?» И подобные - широкие по смыслу, неконкретные, поэтому и ответы детей будут поверхностными. В самом вопросе не должно быть непонятных детям слов. В каждом вопросе должна быть только одна мысль.

Помимо основных вопросов воспитатель должен использовать и вспомогательные - наводящие и подсказывающие. Наводящие вопросы занимают основное место среди вспомогательных, они помогают ребенку не только точнее усвоить содержание того, о чем спрашивают, но и наталкивают на правильный ответ, дают возможность самостоятельно справиться с ним, например: «А что еще у нас есть интересного в городе? Какая река? Как она называется?» Значительно меньшее место должны занимать подсказывающие вопросы, содержащие в себе готовый ответ.

Воспитатель в ходе беседы спрашивает как можно больше детей, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого. Застенчивых детей надо подбадривать, слишком оживленных - сдерживать. Недопустимо спрашивать одних и тех же детей. Если воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные скучают, не участвует в беседе. То же самое бывает, когда воспитатель во время беседы много говорит о том, что детям хорошо известно, или без всякой нужды повторяет все, что говорят дети.

Для уточнения представлений детей иногда в беседе используется наглядный материал: картина, игрушка, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает интерес, речевую активность. Высказывания детей в таких случаях непосредственно опираются на ощущения и восприятия. Наглядный материал воспитатель готовит заранее, продумывает размещение его во время беседы, методику объяснения. Его не надо представлять для преждевременного осмотра, чтобы не отвлекать внимание детей от занятия. Наглядный материал должен полностью соответствовать содержанию беседы. В беседу можно включить прослушивание пластинок, магнитофонных записей, литературных текстов - это повышает эмоциональность восприятия материала. Также можно использовать игровые упражнения, загадки, чтение художественных произведений.

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах

Дети первой младшей группы только начинают своё знакомство с миром художественного слова:

Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов.

Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка).

Воспитатель приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.

В первой младшей группе педагог приучает малышей к слушанию коротеньких произведений

Вторая младшая группа может решать уже более сложные задачи на занятиях по чтению художественной литературы:

Дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам.

Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий.

Малыши под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек.

Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки.

К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:

Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.

Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.

Формирование навыка нравственной оценки произведения.

Развитие способности к сопереживанию героям.

В средней группе дети понимают, что из книг можно узнать много интересного и познавательного

В старшей группе список задач расширяется:

Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).

Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.

Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.

Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.

Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.

Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Без стихов в детском саду не обходится ни одно мероприятие

К задачам подготовительной группы относятся:

Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.

Развитие у дошкольников чувства юмора.

Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.

Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).

Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.

Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы

Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать.

Какие приёмы и методы можно использовать

На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы:

Чтение педагога по книге или наизусть. Такая дословная передача текста сохраняет авторский язык, лучше всего передаёт оттенки мыслей прозаика.

Рассказывание (пересказ). Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Но такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. д.

Инсценирование — метод вторичного ознакомления с литературным произведением.

Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками (в зависимости от жанра произведения).

Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее:

Занятие должно быть эмоционально насыщенным. Прежде всего это касается манеры речи воспитателя, которая должна передавать характер произведения и воздействовать на ум и чувства детей. Ребята должны видеть заинтересованное лицо педагога, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого он должен смотреть не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию.

Прозаические произведения (сказки, рассказы) можно рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то они обычно читаются голосом средней громкости (хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко) и медленно, чтобы дошкольники поняли, о чём идёт речь.

Для большей наполненности занятия можно включать в него аудиозаписи (например, где К. Чуковский сам читает свои стихотворные сказки).

В процессе чтения не нужно отвлекать воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу.

Дети должны видеть заинтересованное лицо педагога, видеть его мимику во время чтения

Лучшему пониманию содержания произведения, усвоению выразительных средств языка способствует многократное чтение. Короткие тексты можно повторять сразу после первичного прочтения. Для произведений большего объёма требуется некоторое время на осмысление, а затем воспитатель перечитывает отдельные, особо значимые части. Напомнить детям содержание материала можно и спустя какое-то время (2–3 недели), коротенькие же стихи, потешки, рассказы можно повторять часто (например, на прогулке, в ходе режимных моментов). Обычно ребята любят по много раз слушать полюбившиеся сказки, просят воспитателя рассказать их.

Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению

После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу (это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте). В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям (например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!» или назвать, какие эпитеты относятся в определённой сказке к лисе, волку, зайцу).

Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям:

Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему?

На кого бы вы хотели быть похожи?

С кем бы вы не стали дружить?

Вопросы на выявление ключевого смысла произведения:

Кто виновен в том, что мама-воробьиха потеряла свой хвост (М. Горький «Воробьишко»)?

Почему сказка «У страха глаза велики» так называется?

Вопросы на обнаружение мотива:

Отчего Машенька не разрешала медведю отдыхать по дороге к бабушке и дедушке («Маша и медведь»)?

Зачем лиса намазала себе голову тестом («Лиса и волк»)?

Почему мама превратилась в птицу и улетела от своих детей (ненецкая народная сказка «Кукушка»)?

Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде (например, С. Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь-огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом?» и другие).

С детьми нужно обсуждать и анализировать стихи, посвящённые труду человека

Педагог не должен от содержания книги переходить к нравоучениям и моральной беседе о поведении отдельных детей в группе. Речь должна идти только о поступках литературных героев: сила художественного образа порой оказывает большее воздействие, чем нотации.

Как заучивать с детьми стихи с помощью мнемотаблиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интегрированного развлечения в средней группе по мотивам литературных произведений с использованием теневого театра и драматизации Воспитатель: Варава ОксанаАлександровна Образование высшее. Специалист высшей квалификационной категории.

Совершенствовать умения детей действовать фигурками теневого театра синхронно с действиями сверстников, инсценирующих литературное произведение и словами от автора.Закрепить умение прикреплять фигурки...

Консультация "Беседы о литературном произведении в литературном образовании"

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игр...

Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений.

Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений....

Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений. Литературное образование детей.

Восприятие литературы - это сложный творческий процесс. В статье представлена классификация уровня восприятия художественного произведения детьми младшего и старшего дошкольного возраста.....

Перечень литературных произведений в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, с учетом возраста детей для прочтения родителями (законными представителями)

Как читать?• Превратите чтение в приятный малышу ритуал. Например, делайте это перед сном – всегда в одно и то же время.• Если вы начали читать малышу сказку, а он заснул или отвлекся,...

Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений.

Художественная литература это одно из важнейших средств, всестороннего развития личности дошкольника....

Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений.

Художественная литература это одно из важнейших средств, всестороннего развития личности дошкольника. Художественная литература побуждает ребёнка мыслить, помогает ему ориентироваться в окружающе...