НОД
план-конспект занятия

Бухарева Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                    Открытое занятие в старшей группе

«Моя малая Родина»

Воспитатель старшей группы Бухарева Ольга Владимировна.

Цель: создать условия для формирования у детей дошкольного возраста понятия «Малая Родина».

Задачи:
Развивающие:
 развивать связную речь, память, внимание, эмоциональную отзывчивость, способность доказательно строить свои суждения, отвечая на вопросы взрослого полными развернутыми предложениями
Воспитательные: воспитывать у детей уважения и интереса к своей малой Родине.

Образовательные: пополнять и активизировать словарный запас,  формировать гражданскую принадлежность.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: прогулки по улицам города, на берег в разные времена года, прогулки мимо библиотеки, администрации, магазинов, Дома культуры, рассматривание фотографий с видами г. Ленинска, чтение стихотворений о родном крае.  

Материал к НОД: 2 мольберта, мяч, цветик – семицветик, конверт с письмом от Деда – Краеведа, картинки: родители, озеро Эльтон, природа Волгоградской области и Ленинского района , дом, история (флаг России и флаг г. Ленинска) пазлы и одна картинка общая), народы России, аист, клей, ватман, фотографии (прогулки с детьми, помощь родителей), салфетки, аудиозапись песни А. Варум «Городок».

Ход НОД.

В: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день, солнышко улыбается нам, давайте и мы поделимся со всеми своим отличным настроением.

Воспитатель.

Здравствуй небо голубое

Здравствуй солнце золотое

Здравствуй матушка – Земля

(Обращаются к гостям) Здравствуйте мои Друзья!  

В: Ребята мы много знаем о Родине, о стране, в которой живём, а есть такое понятие «малая Родина». Как вы понимаете, что такое «малая Родина» (ответы детей).

В: Это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это наш район, город, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны.

Что мы Родиной зовём

Дом, где мы с тобой растём.

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережем,

Край, где мы с тобой живём…

 (В. Степанов)

В: Ребята нам сегодня утром пришло письмо, которую принесла наш почтальон, давайте посмотрим кто нам пишет.

- Здравствуйте, дети! Я – Дед – Краевед, всё ведаю, всё знаю о своей стране и родных её просторах. Услышал я, что вы изучаете историю своего города, поэтому придумал интересное путешествие. А поможет вам в этом цветик - семицветик. Желаю удачи!

В: Вот и! цветик-семицветик. Посмотрите, ребята к нему есть инструкция: Разгадайте ключевое слово по первым звукам картинок, которые вы получите выполнив задания.

В: Вы готовы отправиться в путешествие? Давайте, возьмемся за руки, закроем глаза, и сорвём наш первый лепесток, открывайте глаза и вот перед нами первое задание.  

Игра с мячом «Назови и расскажи о малой и большой Родине»

Предлагаю взять вам мяч, но не пускаться тут, же вскачь, а, ответьте по очереди все, что вы знаете о своей стране. Ребята сейчас я буду задавать вопрос и каждому из вас кидать мяч, первым отвечает тот, у кого в руках мяч.

1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

2. Столица нашей Родины России? (Москва)

3. Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин)

4. В каком городе мы живём? (г. Ленинск)

5.Как называется наша река? (Ахтуба)

6. Как называется наша центральная улица? (ул. Ленина)

7. Как называют жителей г. Ленинска? (Ленинцы, ленинец)

9. Как называют одним словом маму и папу? (Родители)  

В: Достаёт картинку. А вот и картинка, мы с вами справились.

 Появляется картинка (из конверта) с изображением родители, дети берут картинку и закрепляют её на доске.

В: Предлагаю сорвать второй лепесток и поскорее перейти к нашим приключениям (снимают второй лепесток). 

 Дидактическая игра «Непохожая картинка»  

 найти и объяснить, где картинка отличается.

В: Ребята перед вами изображение четырёх картинок. Ваша задача выбрать непохожую картинку и обосновать свою точку зрения. На слайде изображение четырех картинок, одна из них непохожая (3 картинки-природа нашего

края с изображением цветов, дерева и степи, маленького размера и одна озеро Эльтон большая картинка).

Д: Картинки разного размера.

В: Что вы видите расскажите. Правильно, но всё это природа нашего края. Воспитатель дополняет ответы.

  1. В Волгоградской области много деревьев почтенного возраста. Один из них в Дубовском районе – 18-метровый дуб-«патриарх» – признан памятником живой природы на федеральном уровне. Специалисты считают, что ему около 400 лет. Роскошная крона этого дерева достигает 65 метров в окружности. Если мы все вокруг него возьмёмся, то его обхватим. Только представьте себе: под кроной этого дуба некогда останавливались на ночлег купцы (богатые люди) и разбойники.
  2.  Настоящее название этих диких тюльпанов – тюльпан Бибирштейна. Как у всех тюльпанов, в подземной части цветка имеется луковица. Там накапливаются питательные вещества для развития растения. Те, кто в апреле собирают эти цветы охапками, почему-то уверены, что вреда от этого не будет. Мол, всё равно эти цветы распускаются на щесть – девять дней, затем от них не остаётся и следов. На самом деле, обрывая цветы, мы истощаем подземные луковицы, они могут не перезимовать. Да и особого толку от всех этих сборов нет – сорванный дикий тюльпан не простоит в комнате на окне и 20 минут – быстро завянет». Поэтому не надо срывать цветы, а можно только ими любоваться и с ними фотографироваться.
  3. Это степная зона. Основу её растительности составляют злаки — ковыль, мятлик узколистый, типчак и т.д. Весною степь покрывают ковры красных и жёлтых тюльпанов, позже она станет тёмно-голубой и от цветущего шалфея, а затем появляется ковыль. Осенью степи становятся соломенно-жёлтыми: за лето жаркое солнце высушит зелёные растения.
  4. Воспитатель. Дети, что вы знаете что это такое? Это озеро Эльтон. А вы что-нибудь о нём слышали?

(Дети рассказывают о том, что услышали от родителей.)

Воспитатель. Правильно. Озеро Эльтон необычное. Можно в нем купаться, ловить рыбу?

Дети. Нет.

            Воспитатель.  Это озеро солёное, в нём есть рапа - это соляной раствор. Она

        бывает белая или розовая. Воспитатель. Рапа в разное время года меняет свой цвет. Зимой и осенью она светлая, а весной и в начале лета - розовая. Даже со спутника озеро Эльтон розовое. А под рапой лежит соль. (Рассматривают картинку

Воспитатель. Когда-то соль на этом озере добывали. Это было очень давно. А сейчас это место отдыха и лечебного санатория. То есть туда ездят отдыхать и лечиться.

  Появляется картинка с изображением озера Эльтон из конверта, дети берут картинку и закрепляют её на доске.

В: Какие вы молодцы, второе задание разгадано, пришло время сорвать следующий лепесток (снимают третий лепесток).

Игра «Отгадай загадки»

В: А сейчас мы с вами превратимся в знатоков г. Ленинска: знаете ли вы свой город? Я буду загадывать загадки, а кто догадается, о чём идёт речь поднимет руку и расскажет нам всё, что знает об этом здании. Вы готовы! И так начинаем.  (Дети рассказывают по схеме: как называется здание, для чего оно служит, люди каких профессий там работают).

В:1. Стоит дом,

кто в него войдёт,

 тот знания приобретёт

Д: Школа.

В:2.  Снаружи смотришь - дом, как дом.

Но, нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные,

Стоят рядами тесными

Д: Библиотека.

В:3.  Туда хожу я каждый день,

Так нужно, даже если лень.

Там всех уже пять лет я знаю

Я с ними ем и сплю, играю

Туда ходить я очень рад,

Там мой любимый

Д: Детский сад.

В: 4. Что за дом, что за дом

Сказку ты увидишь в нем

Танцы, музыка и смех –

Представление для всех.

Д. Дом культуры.

В: 5. Если с организмом плохо,

Вам здесь можно подлечиться,

А врачи всегда помогут

Это здание …

Д. Больница.

В: 6. 

В любой уголок Земли

Доставят, я знаю точно,

Посылку, которую мы

Отправим с тобой по …

Д: Почте.

   Появляется картинка с изображением дома из конверта, дети берут картинку и закрепляют её на доске.

В: Это задание нам тоже оказалось «по плечу». Давайте поскорее сорвём следующий четвертый лепесток, кто мне поможет? (срывают четвертый лепесток)

Игра «Собери пазлы».

Инструкция: Мы делимся на 2 подгруппы. Каждой подгруппе дается по конверту, в нем лежат пазлы состоящие из 6 частей. По команде ребята собирают пазлы (флаг России и флаг г. Ленинска), собрав объясняют значение цветов на флаге.  Та команда, которая собрала первой, та и начинает отвечать.  Трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту,  совершенство; синий — цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Флаг г. Ленинска. В золотом поле выходящая слева зеленая яблоневая ветвь с одиннадцатью белыми цветами.

Жёлтый цвет -символ урожая, богатства, уважения.

Белый цвет— чистоты, мира.

Голубой цвет — символ чести , вода, водные ресурсы.

Зелёный цвет — символ природы, здоровья, плодородия.

В: Молодцы ребята! Вы замечательно справились с этим заданием, показав знание в истории России и г. Ленинска.

  Появляется картинка с изображением история страны (флаг России и флагг. Ленинска) , дети берут картинку и закрепляют её на доске.

Физминутка.

В: Я предлагаю нам всем немножко поиграть, для этого приглашаю всех встать в круг.

Игра с мячом «Назови свою национальность».

В: Дети называют свои национальности. (5 детей)

Давайте станцуем под весёлую музыку под названием «Дружба», воспитатель показывает, а дети повторяют (флэш-моб).

В: Вот какой большой круг у нас получился из разных национальностей!

 В: Вы теперь знаете, что Родина - это та земля, где живет наш народ с разными национальностями. 

       Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением многонационального народа России, дети берут картинку и закрепляют её на доске.

В: Лепесточков становится всё меньше, мы уже почти достигли цели, предлагаю не останавливаться и сорвать предпоследний шестой лепесток (срывают шестой лепесток).

Игра «Аист»

 В: Ребята давайте мыс вами немного отдохнем и присядем на наш ковер в круг.  Есть такая птица и зовут её аист. Каждый год улетает в тёплые края, а возвращается к себе в родное гнездо. Давайте ребята охранять нашу природу, чтобы аисту хотелось вернуться к себе в гнездо. Давайте подумаем, как защитить нашу природу, чтобы аисту хотелось вернутся домой. (Ответы детей).

В: Ваши мечты прекрасны! Думаю, каждому из вас удастся их осуществить, когда вы вырастите.

 Появляется картинка с изображением аиста, дети берут картинку и закрепляют её на доске.

В: Ребята, пришло время разгадать ключевое слово, которое прислал нам Дед краевед. (Дети называют слова на доске, выделяют первый звук по картинкам (родители, озеро Эльтон, дом, история (флаг России и флаг г. Ленинска ), народы , аист) и воспитатель озвучивает  слово РОДИНА). Вот что у нас получилось.

В: Там, где сладко пахнет смородиной,

Там, где дом и родная семья –

Это всё называется родина,

Дорогая, родная, земля!

Даже солнце здесь ярче светит

И ромашки красивей цветут

И горжусь я землёю своею –

Здесь хорошие люди живут.

В: Вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями, и у нас остался всего один лепесток (срывают седьмой лепесток).  Я предлагаю вам создать альбом нашего города, а я вам в этом помогу.

 Создание Альбома «Моя малая Родина – г. Ленинск».

В: Ребята, посмотрите на столы, что вы там видите?

Д: Клей, альбом, цветы, фотографии (прогулки с детьми) и т. д.

В: Так давайте приступим к работе.  

Во время создания альбома звучит песня А. Варум «Городок».

 (Дети выполняют работу)

В: Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Дети рассматривают альбом).

В: Ребята у нас получился замечательный альбом. Мы постарались на славу.

В: Ребята, вам понравились путешествие по нашему краю? (Ответы детей) Что понравилось больше всего? (Ответы детей) Сегодня, вы показали отличные знания о своём городе. Ребята, скоро вы вырастите, повзрослеете, может быть, разъедетесь в другие города, а может быть и страны. Но я хочу, чтобы вы всегда помнили о своей малой Родине, своем родном городе.