Консультация для родителей «Формирование у детей заботливого и бережного отношения к природе».
консультация

Ашурова Нигора Комиловна

 На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом, в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе. Причина этого - серьезные изменения в социальной, экономической и политической сферах, приведение к социальному рассмотрению, что привело к учащению вспышек негативизма, агрессии, жестокости. Все это оказывает отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_berezhnogo_otnosh_k_prirode.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование  у детей заботливого и бережного отношения к природе».

 На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом, в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе. Причина этого - серьезные изменения в социальной, экономической и политической сферах, приведение к социальному рассмотрению, что привело к учащению вспышек негативизма, агрессии, жестокости. Все это оказывает отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка.

Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного действия с окружающим миром, естественной частью которого является природа. У дошкольников заботливость формируется в результате воспитательного воздействия со стороны взрослых, а также в совместной с ним деятельности. Усваиваемые детьми нравственные нормы и правила заботливого отношения проявляются у них и в слове, и в действии.

Например, видя потребность живого объекта в чем либо, ребенок стремится удовлетворить ее, т. е. проявлять заботливость в действии (налить молоко котенку, полить цветок). Кроме того, обращаясь к животному, ребенок ласково разговаривает с ним: «Какой ты хороший, добрый, веселый попугайчик. Сейчас я покормлю тебя, и тебе будет радостно».

Итак, чтобы воспитать у ребенка заботливость нужно научить ребенка: 

1. Быть настойчивым (доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности, считаться с интересами живого организма) ;

2. Совершать трудовые действия (самостоятельно осуществлять трудовые действия, осуществлять уход за животными и растениями) ;

3. Умение быть ответственным (это способность ребенка отвечать за состояние живого организма и нести ответственность за совершенное (или несовершенное) им вовремя заботливого действия) ;

4. Наличие такого качества как оперативность. Дошкольникам важно научится незамедлительно при необходимости оказывать помощь нуждающимся или обратится за помощью к товарищам или взрослому;

5. Проявление альтруизма, умение жертвовать своими потребностями ради заботы о другом;

6. Проявление эмпатии - это умение эмоционально откликаться, сочувствовать, сопереживать, выражать свои положительные эмоции.

Детский сад при взаимодействии с родителями, выявляет особенности проявления ребенком заботы к объектам природы в семье. Проявляя заботу к объектам природы, ребенок чувствует себя более уверенным, сильным, умеющим и знающим.

Работу по формированию у детей бережного отношения к природе следует проводить по трем разделам:

1. Формирование представлений о заботливости.

2. Формирование эмоционального отношения к природе.

3. Формирование заботливого проявления к окружающему.

Выполняя работу по первому разделу необходимо проводить беседы о том, что означает заботиться, в чем может проявиться забота, как мы можем заботиться о птицах. Развивать у детей понимание того, что в заботе нуждаются живые объекты. Учить способам проявления заботы.

Формировать у детей чувство эмпатии к природе. Для этого использовать этические беседы, чтение природоведческой литературы нравственного содержания, проводить с детьми беседу "Поможем природе". Дети находят ответы к таким вопросам: "Как мы можем помочь природе? ", Как мы можем о ней заботиться? ". Дети говорят, что мы можем убирать мусор, мастерить кормушки, скворечники, охранят, не ломать деревья, важно не только сажать, но и заботится о них.

Беседуя о лесе, о заботе о нем, можно использовать поэтические строчки: "У красы - березки платье серебрится У красы - березки зеленые косицы Со двора к березке выскочили козы. Стали грызть березку, а березка - в слезы, Защищать березку стали мы гурьбою, Чтоб краса - березка выросла большою. П. Воронько или: "Пастух кору надрезал у березы, Склоняясь, тянет сладкий сок. За каплей капля падает в песок, Березы кровь прозрачная, как слезы. Ф. Сологуб Какой вред наносит человек дереву, когда надрезает кору? К чему это может привести? Как можно дереву помочь? Затем знакомлю детей с действиями по оказанию помощи "больному" (ранки замазать воском, либо глиной, либо замазкой, либо пластилином). Также можно знакомить детей с пословицами, разбираем содержание, почему так говорят: "Много леса - береги, Мало леса - не губи, Нет леса - посади". Пословицы "учат" детей заботятся, беречь природу. Развивается эмоциональная сфера ребенка.

Для того, чтобы научить ребенка, как нужно вести себя в лесу,  нужно познакомить их с  "Правилами друзей природы". Например, правило №1 запрещает разорять муравейники. Муравьи - санитары леса. Они защищают деревья от насекомых - вредителей. Если бы леса остались без муравьев, то урон, наносимый вредителями леса, сравнили бы с пожаром.

Для закрепления этих правил можно прочитать детям экологическую сказку, нравственного содержания: • сказку-быль Е. Арефьевой "Природа и ее друзья», • эскимосскую сказку "Зеленая бумага", которая рассказывает какие этапы проходит лес, прежде чем стать бумагой. Сказка наводит детей на рассуждения, дети делают выводы: "Лес надо беречь"; • познакомила детей со сказкой "Что такое лес? ". Каждый раз детям дети отвечают, без чего и без кого не может быть леса? Почему? Что произойдет, если не будет? "; • провела беседы о диких и домашних животных, выясняя какую пользу они приносят, о способах ухода за ними и об условиях, необходимых для их жизни. Также любуемся красотой растений, цветением садов, цветов, комнатных растений и др. Наблюдаем за отклонениями в росте, за изменениями. Выясняем, нуждается ли растение в дополнительном уходе. И в каком? Например, на комнатном растении клещи, поможем? Как? Что требуется ему в данный момент? Что будет, если мы не окажем ему вовремя помощь? (рисуем карточки). Работа по третьему разделу, учит детей вовремя проявлять заботу, знакомит с различными способами труда с растениями, животными, птицами. При этом знакомлю детей с фактом, что дикая природа прекрасно обходится без человека. Для закрепления знаний прочитала логическую задачу "Жучок - солнышко". В результате двухсторонней работы детского сада и семьи, у детей сформируются такие качества, как заботливость и бережное отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование мероприятий направленых на воспитание у детей подготовительной грууппы бережного отношение к природе.

План мероприятий с марта по июнь  по формированию у детей бережного отношения к городской среде, природе....

Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе через экологическую сказку.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности...

Статья на тему: "Как воспитать в детях любовь и бережное отношение к природе"

Статья на тему: "Как воспитать в детях любовь и бережное отношение к природе"...

Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе.

Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе....

Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе.

Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе....

Консультация для родителей по экологическому воспитанию "Воспитание бережного отношения к природе у детей"

Консультация для родителей по экологическому воспитанию "Воспитание бережного отношения к природе у детей"...