Проект "Цветочная фантазия"
проект

Проект "Цветочная фантазия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tsvetochnaya_fantaziya.docx90.09 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Цветочная фантазия».

Воспитатели:

Щепаняк О.В.

Паспорт проекта.

Тема: «Цветочная фантазия»

Актуальность: Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Цель проекта: ознакомление с разнообразием цветущих растений.

Задачи:

1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.

2. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.

3. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.

4. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

5. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.

6. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

7. Вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность по подготовке рассады и высадке её на участке детского сада.

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы,  родители.

Тип проекта: творческо - исследовательский.

Срок реализации: краткосрочный (с 27.04.2017г. по 21.05.2017г.).

Форма проведения: фронтальная

Предполагаемый результат:

— развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах.

— положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями.

— готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).

— сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

— получить продукт совместной деятельности детей и родителей в цветущей на участке клумбы и собранного в книжки материала.

Продукты проекта:

План реализации проекта

1-й этап – подготовительный

На подготовительном этапе, мы с детьми обсудили вопросы, связанные с проектной  деятельностью.

- Цветы, какие они?

- Что ты знаешь о цветах?

- Как узнать цветок по внешнему признаку?

- Чем отличаются комнатные цветы от луговых, полевых?

- Какое значение имеют цветы в жизни человека?

Чтобы найти ответы на эти вопросы:

1. Определили цель и задачи проекта.

2. Разработали план-график работы.

3. Подобрали методическую литературу по теме.

4. Сделали подборку игр для детей  средней группы.

5. Разработали конспекты занятий и тематических бесед по теме «Цветы».

6. Подобрали художественную литературу для чтения детям.

7. Подобрали дидактический материал, наглядные пособия (презентации, настольные игры, раскраски на данную тематику).

8. Составили комплексно – тематическое планирование на 1 неделю.

9. Организовали развивающую предметно - пространственную среду.

2-й этап – практический (основной)

Познавательное развитие:

- Рассматривание  иллюстраций и презентаций:  «Цветы».

- Беседы: «Первые цветы», «Цветы садовые и луговые», «Беседа о строении растений», «Можно ли срывать цветы и выбрасывать?».

Художественная литература:

- Чтение рассказа А. А. Шунина «Синь - цветок», Чтение сказки «Василёк», чтение румынской сказки «Ромашка», чтение турецкой сказки «Белая роза».

- Стихи: Ю. Мориц «Белые ромашки», Л. Кузьминская «В мире цветов».

- Разучивание пословиц и поговорок о цветах.

Игровая деятельность:

-Дидактические игры:  «Угадай по описанию», «Лишняя картинка». 

-Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль»; «Лиса и куры»,  «Птички и кошка», «Совушка», «Гуси-лебеди».

- Пальчиковые игры: «Сколько птиц», «Цыплята», «Ласточка», «Дятел».

Продуктивная деятельность:

- Рисование красками: «Мой любимый цветок»

- Лепка: «Волшебные цветы»

- Аппликация: «Цветик – семицветик»

Наблюдения в природе:

«Весна на участке», «Одежда людей весной», «Труд взрослых», «Вечерняя погода», «Цветы на участке», «Приусадебный участок  нашей группы».

Опыты и эксперименты:

Познавательно – исследовательская деятельность на прогулке и в группе.

- «Цветы не поливаешь, что произойдет?»;

- «Можно ли срывать цветы и выбрасывать?»

Социально – коммуникативное развитие:

  • Игровая деятельность:

- Дидактические игры – «Найди растение»;

«Собери цветок из лепестков»; (см. Приложение №5)

«Отгадай, что за цветок»;

«Какого цветка не стало»;

«Найди такой же»;

«Узнай по описанию»;

- Словесные игры – «Я садовником родился»;

«Опиши цветок»;

- Подвижные игры – «Солнышко и дождик»;

«Живая клумба цветов»; (см. Приложение №6)

- Настольные игры – мозаика «Выложи цветы»;

  • Труд:

- Полив комнатных растений.

  • Безопасность:

- Формирование основ экологической культуры.

- Продолжение знакомства с правилами поведения на природе.

Этапы реализации

проекта

Мероприятия

проекта

Задачи

Сроки реализации

Подготовительный

Разработка плана реализации проекта.

Составление конспектов

мероприятий.

Проектирование и систематизация

мероприятий по

реализации проекта.

1 неделя апреля

Подбор иллюстративного

материала.

Оснащение предметно-

пространственной среды.

1 неделя апреля

Знакомство родителей с планом проекта.

Вовлечение родителей в проектную деятельность, определение их роли в данном проекте.

2 неделя апреля

Основной

Интегрированное занятие «Путешествие в сказочную страну цветов».

Знакомство детей с многообразием цветочного мира. Упражнять в классификации цветов (комнатные и садовые), уточнить последовательность роста .

Воспитывать бережное отношение к цветам, умение проявлять заботу о растениях на участке.

3 неделя апреля

Высевание семян календулы и бархатцев в приготовленные ящики.

Оформление мини проектов на тему

« Цветы».

Рассмотреть семена, отметить их различия.

Проследить фазы прорастания семян.

Сбор информации со стихами и иллюстрациями о цветах.

3 – 4 неделя апреля и 1 – 2 неделя мая

3 – 4 неделя апреля

Рассматривание иллюстраций.

Художественное творчество .

Рисование цветов.

Расширять представления детей о разнообразии садовых цветов.

2 неделя мая

Дидактические игры.

Закрепление знаний детей о цветах

3 неделя мая

Заключительный

Акция «Цветочная фантазия на участке детского сада».

Воспитывать бережное отношение к цветам, приучать выражать свою заботу о них в трудовой  деятельности.

4 неделя мая

Приложения проекта.

1. Конспект интегрированного занятия « Путешествие в страну цветов».

Творческие работы.

2. Мини проекты на тему «Цветы».

3. Картотека загадок и игр (дидактические, пальчиковые, подвижные).

4.Фоторепортаж с акции «Цветочная фантазия на участке детского сада»

(высадка рассады).

Дидактические игры.

Дидактическая игра «Дорисуй цветок»

Цель:

Закреплять умение быстро ориентироваться на листе бумаги в клеточку, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок фломастера.

Материал:

Карточки в крупную клетку с изображением нарисованных половинок цветов (ромашка, колокольчик, василек, лютик, Иван-чай и др.)

Правила игры:

Детям предлагается дорисовать по клеткам симметричные половинки предметов, раскрасить и назвать их.

Дидактическая игра «Цветочные полянки»

Цель:

расширять познания в области количественных представлений; формировать навыки словообразования прилагательных (ромашка — ромашковая поляна и т.д.); закреплять умение согласовывать числительные с существительным во множественном числе.

Материал:

обручи по количеству детей, в каждом из них разложены те или иные луговые растения (в одном — 5 ромашек, во втором — 10 колокольчиков и т.д.)

Правила игры:

Дети под музыку танцуют на общей полянке. С окончанием музыки, дети должны забежать на определенную полянку. Воспитатель спрашивает «На какую полянку ты попал? Что на ней растет и сколько. ( Я попал на васильковую полянку, на ней растет 6 васильков и т.д.)

Дидактическая игра «Слепой ботаник»

Цель:

Учить распознавать растения по запаху.

Материалы:

луговые растения (клевер, валериана, одуванчик, ромашка и др.)

Правила игры:

Детям предлагается понюхать цветы. Затем завязываются глаза, к носу подносятся по очереди растения. Ребенок должен распознать растения по запаху и назвать его.

Дисоставить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.

Дидактические игры для детей

1. Дидактическая игра: «Отгадай!». Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка.

2. Дидактическая игра: «Рисуем картину». Дети сначала приклеивали, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают картину.

3. Дидактическая игра: «Собери цветок». Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.

Воспитатель. Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут.

Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: «Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок.

4. Дидактическая игра: «Собери букет». Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.

Например:

У меня в букете 2 астры 1 георгин, 2 розы.

5. Дидактическая игра: «Назови ласково». Педагог, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».

Например:

Цветы – цветочки.

Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.

6.Дидактическая игра «Собери букет»

Цель.

Расширять и обогащать словарный запас. Упражнять в согласовании числительных с именами существительным.

Загадки для детей

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Ответ: Цветы.

***

Стоит в саду кудряшка — белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое?

Ответ: Ромашка.

***

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

Ответ: Подснежник.

***

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

Ответ: Мак.

***

Вырос он под солнцем жгучим

Толстым, сочным и колючим.

Ответ: Кактус.

***

Золотое решето,

черных домиков полно.

Сколько черненьких домов,

Столько беленьких жильцов.

Ответ: Подсолнух.

***

Над лугом парашютики,

Качаются на прутике.

Ответ: Одуванчик

Подвижные игры.

Мы – цветы (Зарядка)

1.Распрямили стебли, вытянули ветки (руки).

2.Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцы).

3.Гимнастика для стебля: наклоны туловища вправо-влево; вперёд-назад.

4.Гимнастика для корней: вытянули правую ногу – повращали ступнёй; вытянули левую ногу – повращали.

5.Моем листья, стебли под дождём: подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся.

Живая клумба

Все играющие разбиваются на три команды:

1.Золотые шары;

2.Ноготки;

3.Бархатцы.

Дети – цветы на клумбе. В центре растут золотые шары – самые высокие. Дети поднимают руки вверх и вращаются вокруг себя. Второй круг – ноготки, они идут хороводом вокруг золотых шаров. Третий круг – дети-бархатцы приседают на корточки, эти цветы самые низкие.

Подул ветер, цветы ожили и зашевелились: золотые шары – кружатся, ноготки идут по кругу в одну сторону, бархатцы – в другую.

Волшебная палочка.

«Волшебной палочкой» дотронуться до цветка (игрушка или иллюстрация), назвать его, описать его (цвет, величина, форма, где растёт, когда цветёт, где применяется).

Любимый цветок

Нарисовать любимый цветок или взять иллюстрацию и потанцевать с ним под музыку «Вальс цветов».

Найди своё место

Два ведущих. Один берёт в руки полевые цветы, другой – садовые. Дети-цветы под музыку танцуют. По окончании музыки дети бегут и образуют круг у своего ведущего.

Игра на внимание

Ведущий показывает открытки с цветами. Если это полевой цветок, дети поднимают одну руку. Если садовый, две руки.

Пальчиковые игры.

Цель и задачи:

Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.

Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью. Вызывать положительные эмоции.

ЦВЕТКИ

Наши алые цветки распускают лепестки, (Медленно разгибать пальцы из кулаков)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивать кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленно сжимать пальцы в кулаки)

Головой качают, тихо засыпают. (Покачивать кулаки вперед – назад)

МАК

На пригорке вырос мак (Пальцами левой руки сделать

бутон).

Он склонил головку так. (Бутон наклонить)

Бабочка над ним порхает, (Кисти рук перекрестить, помахать,

Быстро крыльями мелькает. (как бабочка крылышками)

ХРИЗАНТЕМЫ

Ах! Какие хризантемы! (Пальцами показать, как цветок

распускается).

Мы сорвем их без проблемы. (Обеими руками срываем цветы.)

Ух! Охапку мы набрали! (Обеими руками показать охапку)

Эх! Прихватим и для Вали! (Махнуть рукой и рвать цветы дальше)

Эхе-хе… цветов не стало. (Удивленно пожать плечами.)

Их и раньше было мало… (Развести руки в стороны.)

Ох! Зачем мы их сгубили? (Прижать к щекам обе руки)

Ведь не мы же их растили! (горестно покачать головой)

ЦВЕТОК

Вырос красивый цветок на поляне, (Прижать кисти рук, показывая цветок)

Ветер колышет его лепестки. (Покачивать разведенными в стороны

руками).

Всем лепесткам красоту и дыханье (Прижать ладони тыльными сторонами)

Дружно дают под землей корешки. (Развести пальцы в стороны и

покачать).

Загадывание загадок по теме «Цветы» (см. фото-- альбом «Маленький мир растений».

Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Конспект занятия «Путешествие в страну цветов».

Задачи:
— закрепить знание детей о комнатных растениях;
— познакомить с названиями 2-3 комнатных растений;
— учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках;
— познакомить с условиями роста комнатных растений;
— развивать желания ухаживать за растениями.

Ход занятия:

В гости пришёл доктор Айболит
— Ребята, а вы любите загадки? Я сейчас вам загадаю загадки, но они не простые, они про комнатные растения. Постарайтесь отгадать их.

На моём окошке Хороши веера
Поселился ёжик Из зелёного пера
Всё глядит в окошко, В горшке стоят
А ходить не может, На меня глядят (Пальма)
Где же его лапки?
Где у него рожица?
Может он без шапки
От мороза ёжится? (кактус)

Хрустит за окошком
Морозный денёк,
Стоит на окошке
Цветок – огонёк,
Малиновым цветом
Цветут лепестки
Как будто и в правду
Зажглись огоньки (бальзамин)

Воспитатель: «А у нас в группе очень много разных красивых цветов».
Айболит: «А вы видели такие цветы на улице? Правильно, ребята.
Такие растения живут только в помещениях, в детском саду, или дома. Поэтому их называют комнатные растения. Скажите, а есть ли у вас похожие растения? Как они называются?» (Ответы детей).

Айболит: «Сегодня я познакомлю вас с растениями, которые вы не знаете. Это Бальзамин, Декабрист и Бегония».
Воспитатель: «Ребята, эти растения похожи чем-то друг на друга? ( Да, у них есть листья, они зелёные, у них есть корни, они держатся корнями в земле и т.д.)».
Айболит: «А чем же растения отличаются? Как нам запомнить, какое растение как называется и не путать их?»
Дети сравнивают растения и называют отличие (У бальзамина яркий цветок – огонёк, у декабриста на листьях бугорки, у бегонии листья круглые и т.д.).

Айболит: «Выставляет на стол каждое растение и рассказывает, из каких частей оно состоит».
Беседа о строении растении.
что есть у каждого растения? (стебель, корень, листья, цвет)
— для чего растению нужны стебель, листья?
— для чего растению нужны корни?
— если не поливать землю, что будет?
— что нужно делать, чтобы растения чувствовало себя хорошо и красиво выглядело?

Айболит: «А сейчас давайте поиграем в игру « Найди такое же растение» я буду показывать фотографии отдельных растений, а вы по характерным признакам должны найти такое же и рассказать, как вы догадались».
Воспитатель: «Ребята, а вы хотите узнать, как живётся в нашем растении в группе? Тогда подойдите к любому растению, какое вам нравиться и спросите его об этом шепотом. Что ответило вам ваше растение?» (Ответы детей).

Воспитатели: «Ребята давайте мы доктора Айболита научим играть в пальчиковую игру «Цветок»

Наши красные цветки
Расправляют лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
Наши красные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают
Тихо засыпают.

Сомкнутые и чуть округлые ладони — бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться. Пальцы начинают расходиться в стороны. Цветок распустился, смотрит на солнце. Лишь его лепестки слегка трепещут от лёгкого ветерка. Пальцы расходятся полностью, далее не много прогибаются, а чуть шевелятся кончиков пальцев. Вечером, когда на землю опускаться сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает. Пальцы вновь медленно смыкаются.

Айболит: «Молодцы, ребята, это вы так хорошо ухаживаете за растениями: поливаете их рыхлите почту, протираете пыль и поэтому растениям нравится жить в вашей группе».

Айболит выкладывает схему без чего растения не может жить.
Игра «Что растениям необходимо для роста» (Дети выбирают карточки).

Айболит: «Правильно ребята лейкой мы поливаем растения. Без солнечного цвета и тепла растения не растут. Растениям нужен воздух. И обязательно им нужна наша забота, нежность и любовь. Ребята, а вы хотите стать красивыми комнатными растениями».

Психогимнастика. « Я растение». (Дети закрывают глаза).
— Представь что ты маленькое растение. Тебя посадили в теплую, тёмную землю. Ты ещё маленький росток, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи- то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои листики подросли, стебель становиться крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами.

— Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему? (за ними ухаживали, рыхлили, поливали и т.д.). Тоже самое чувствуют наши растения на подоконнике. Мы каждый день будем ухаживать за цветами, и им будет приятно жить в нашей группе. Мы будем спрашивать: хорошо ли вы себя чувствуете?

Айболит: «А теперь давайте внимательно посмотрим, всё ли на подоконнике в порядке, может какое – то растение надо полить или подрыхлить землю?» (Дети трудятся в уголке природы)

Предполагаемый результат проекта:

  • Дети знают названия разнообразных цветущих растений, их особенности.
  • Умеют ориентироваться в видах растений (комнатные, луговые, садовые, лекарственные).
  • Понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам.
  • Видят красоту окружающего мира.
  • Родители приняли активное участие в реализации проекта.

Здравствуй, синь-цветок!

Синь-цветок. Автор рассказа: Анатолий Шунин

- Это колокольчик? - спрашивал я у бабушки, подавая ей веточку с нежно-голубым цветком.
- Синь-цветок! - знающе говорила бабушка, поглаживая лепестки цветка. - Был наговор такой - выйди в ночь лунную, пока роса на землю не упала, сорви синь-цветок... Забыла дальше. - Бабушка сокрушенно покачивала головой.
- А для чего - ночью? - спрашивал я удивленно.
- Сказывали: в это время вся сила в цветке. Сушили его, пили. От хвори помогал. А от какой - тоже не помню. - и снова вздыхала.
Синь-цветок

Бабушка права: ничего похожего, не колокольчик, скорее розеточку цветок напоминает. Жаль - имя уж больно звонкое.

- А может быть василек? - допытовался я.
- Нет, василек - другой. А это синь-цветок! - убежденно говорила бабушка и разглаживала лепестки розеточки шершавыми пальцами.

Васильки я увидел скоро, когда уехал далеко от дома - в гости. Все поле было усыпано васильками. Пшеница уже поспевала, колосья пожелтели, и поэтому васильки были хорошо заметны - синие на желтом. Издалека казалось, синие дождинки просыпались на янтарный песок. А лес за полем напоминал море.

Василек был похож на гвоздичку, только поменьше и - синий. А мой синь-цветок - голубой. И вовсе без цветоножки. Он расцветал чаще всего в развилке двух веточек. Веточка хоть и полая, но попробуй сорви ее - измочалится вся, пока отломится, пожалеешь, что трудился и красоту испортил.

Через годы, листая набор цветных рисунков - популярный определитель лекарственных растений, наконец узнал я имя бабушкиного и своего синь-цветка. Цикорий! А я то считал цикорий жителем далеких и диковинных стран, где растут пальмы и кофейные деревья, где на ветках скачут, галдя, попугаи и в лианах таятся питоны. А он рос за моим домом. И повсюду - по краям дорог и бортиков арыков, и по берегу речки Ангрен - среди зарослей колючки и гребенщика, и на вытаптанном стадом выгоне. Он цвел все лето - среди приглушенных, опаленных зноем красок, доверчиво голубел синь-цветок моего детства.

Недавно я ездил в горы. Сначала дорога шла долиной, и розеточки цикория мелькали по обочине среди стеблей молодого камыша и осоки, в садах - среди яблоневых стволов. За Паркентом дорога пошла среди холмов. Холмы зеленели пшеницей: поля были ухоженные - без сорняков-васильков, а по краям полей, среди увядающих маков, нежно голубели розеточки цикория.

К перевалу пришлось подниматься выбитой овечьими копытами тропой. Земля была истерта стадом в прах, и ничто не росло на ней - только кое-где голубели в серой пыли цветы цикория.

У самого перевала я присел отдохнуть на горячий камень. Зной уже иссушил все вокруг: листья тюльпанов скрутились в сухие стручки, от эремурусов остались только голые палки-подсвечники. Одна лишь арча зеленела - неживой, похожей на искусственную, хвоей, да в расселине между камней выглядывали розеточки цикория. Они почти выцвели, но с бесстрашным простодушием и открытостью протягивали солнцу свои лепестки.

Вокруг никого не было. И я, не стеснясь, погладил их и прошептал:
- Здравствуй, синь-цветок!

Украинская сказка о Васильке

Жила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном - Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания. С утра до ночи работал он на своем поле, а возвращаясь домой, спускался к реке - умыться, отдохнуть, на закат полюбоваться.Цветок-Василек

Он и не знал, что в той реке живет русалка, что каждый вечер глядит на него, раздвинув листья кувшинок. Глядит и тихо вздыхает. - Ах, - шепчет русалка, - если бы ты полюбил меня, стали бы мы жить с тобой в речной глубине. Посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой!

Когда Василь увидел русалку, услышал ее слова, наотрез отказался покинуть свою землю, свое поле, не захотел и смотреть на русалочью красоту. - Тогда, - рассердилась красавица, - не доставайся ты никому! Стань цветком на своем поле!

Закачался цветок среди ржи. Был он синим-синим, как глаза Василя, как глубокая вода в реке! И назвали люди тот цветок васильком - в память об исчезнувшем юноше.

* * *

И хотите верьте сказке, хотите нет, но одно в ней правда: растет василек синий только среди ржи, а если встретится в другом месте - значит, когда-то здесь было ржаное поле. В тех странах, где рожь не сеяли, не знали и о васильке синем, например, в Древнем Египте. А вообще-то васильков - более 550 видов! Среди них есть и вовсе не синие: они бывают и лиловато-красные, и розоватые, и почти белые. Смотрят люди на васильки - любуются, собирают из них букеты, плетут венки. Но вот земледельцы такой красоте не очень-то рады: васильки истощают почву, когда их много, губят посевы. Вредны они и для животных - коров, лошадей. Если они наедятся васильков, то могут даже погибнуть.

И все же неверно было бы осуждать этот цветочек: в природе нет бесполезных растений. Приносит пользу и василек. В его цветках - много меда: пчелы, шмели так и вьются над ними. Народные целители считали, что настойка из цветков василька помогает от простуды, от воспалений. И современная медицина использует целебные свойства василька... Вот такой он, цветок-василек!

"Ромашка"

Среди многочисленных ромашек эта - особая, её так и называют в ботанике: аптечная. А растут они на пустыре, на сорном месте, те цветы, что умеют лечить... Румынская сказка о Ромашке...Румынская сказка о ромашке

Давно это было. Правил тогда страной храбрый и могучий король Михай. На самом высоком месте стоял его замок, окруженный стенами и глубоким рвом - неприступным он был для врагов. Любимым занятием для короля была охота - лихо скакал он по полям и лесам со своими верными слугами. "Тру-ру-ру", - трубили рога, и звонким лаем заливались королевские гончие. Случалось, уезжал король на войну - и никакие враги не смели нарушить границ его государства.

Но был Михай на охоте или воевал - всегда торопился он поскорее вернуться в свой замок: уж очень любил он свою молодую королеву - прекрасную Аницу, и никогда не расставался с нею надолго. Не только король - все придворные восхищались доброй и весёлой королевой, и все слуги и служанки - до самого последнего поварёнка - любили её и старались во всём угодить.

Но однажды, возвращаясь с охоты, глянул король Михай на высокую башню, где его всегда ждала Аница, и не увидел там никого: мрачным и тихим был замок, даже птицы смолкли вокруг, и деревья стояли, не шелохнувшись. Въехал король со свитой в ворота, и тут кинулась ему навстречу старая нянюшка королевы: - Ах, слегла, заболела наша милая Аница, не может шагу ступить, головы поднять!..

Лучших лекарей призвал Михай. Уж как только они не лечили королеву, но ей не становилось лучше. И тогда вспомнила старая нянюшка, что ещё в детстве лечила её мать отваром из ромашки - и средство это помогало и детям, и взрослым. Взяла нянюшка корзинку и отправилась в лес. Там, где было посветлее, росло множество этих цветов. Склонилась она к одному: - Скажи мне, цветочек, белый лепесточек, золотая серединка, можешь ли ты вылечить нашу королеву? - Не могу, - отвечает цветок. - Нет у меня такой силы...

Дальше идёт нянюшка, снова ромашки увидела: - Белые цветочки, резные листочки, скажите, ответьте, можете ли вы нашу королеву излечить? - Нет, - закачались ромашки, - нет, не дано нам такой силы... Ты пойди-ка дальше - там, на пустыре, на сорном месте, растут наши сестры - те цветы, что умеют лечить...

Дошла-добрела нянюшка до того пустыря, до того сорного места. Смотрит: и здесь ромашки, только не такие крупные и высокие, как в лесу, а вовсе невзрачные, но тоже - с золотыми макушечками. - Что, бабушка, за помощью к нам пришла? - тихо зашелестели цветы. - Сама ли больна, или кто другой? И когда рассказала старая женщина, в чём дело, цветы тут же отозвались: - Мы можем, можем - вылечим, поможем...

Обрадовалась нянюшка, целую корзинку цветов набрала, идёт домой, торопится... Приготовила она целебный отвар, стала им поить Аницу - потихоньку, украдкой, чтобы знаменитые лекари не заметили, да её, тёмную старуху, не прогнали. День ото дня всё лучше становилось королеве, а через неделю она и вовсе поправилась!

Белая роза из Неведомого сада

Турецкая сказка о прекрасной розе

Жил когда-то на свете восточный царь - могучий падишах. Многие завидовали его богатствам, а для падишаха дороже всех сокровищ была единственная дочь - красавица принцесса. Вокруг дворца падишаха цвели чудесные розы. Взглянул он на них однажды и воскликнул: - Ни одна самая прекрасная роза на свете не сравнится с красотой моей дочери!Бутон розы

Услышала это злая колдунья и очень разгневалась. Еще бы! Ведь она жила в неведомом саду, где цвела ее любимая белая роза. Она берегла ее пуще глаза и заставляла свою дочь стеречь розовый куст днем и ночью. В тот же миг явилась колдунья перед падишахом: - Как смеешь ты говорить, что твоя дочь - прекраснее самой прекрасной розы?! - закричала она. - Ты пожалеешь о своих словах: с этой минуты принцесса станет немой, как цветок, и будет жить, точно во сне! Только белая роза из моего неведомого сада снимет колдовство, да пусть кто-нибудь попробует добыть ее!..

Падишах стал звать своих слуг, но колдунья исчезла, будто растворилась в воздухе, а принцесса вмиг онемела! Словно в тумане глядела она вокруг себя и никого не узнавала. Падишах был в отчаянии, и послал он во все концы глашатаев. - Тому, кто добудет белую розу из Неведомого сада и расколдует принцессу - тому падишах отдаст ее в жены! - вещали они.

Дошли эти слухи до царского сына одного дальнего государства. И решил он отправиться на поиски Неведомого сада, чтобы добыть Белую розу и спасти прекрасную девушку. Трудным был его путь по горам и пустыням. Разбойники отняли у него коня, и он брел пешком, в изодранной одежде, без еды и питья. Он уже стал думать, что погибнет здесь, в этих диких местах, как вдруг услышал пение птиц, и пошел на их голоса.

Он шел, не разбирая дороги, пока не упал без сил у каких-то высоких ворот. Они были распахнуты настежь, а пение птиц теперь звучало совсем рядом. Юноша поднял голову и увидел перед собой прекрасный сад - оттуда веяло свежестью и прохладой, доносился дивный запах цветов. - Что это?! Неужели я добрался до Неведомого сада? - проговорил он и хотел войти в ворота.

Но тут путь ему преградила огромная кошка. - Ты не ошибся, - промяукала она. - Это и впрямь Неведомый сад! А я - дочь хозяйки. Кто ты такой и как тут очутился?

Рассказал он ей всю правду. Огромная кошка задумалась. Ей до слез стало жалко несчастную принцессу, а отважный юноша очень понравился. К тому же ей порядком надоело стеречь эту розу - давно хотелось погулять по белу свету в свое удовольствие. Она сама привела его к тому месту, где цвела Белая роза: - Бери свой цветок, да беги отсюда без оглядки, пока не вернулась моя мать - она разорвет тебя на клочки! - крикнула кошка.

Юноша сорвал цветок - и в тот же миг всю его усталость как рукой сняло. Бросился он стремглав из сада. Он бежал так быстро, что его не догнала бы и стрела. Через какое-то время добрался он до дворца падишаха и, как только приколол Белую розу к волосам его дочери, исчезли злые чары, вся власть злой колдуньи. Счастливый падишах не знал как благодарить юношу, и с радостью отдал ему свою дочь в жены. А Белая роза сама собой перенеслась в их сад, стала великолепным розовым кустом. Говорят, она до сих пор там цветет.

«Белая ромашка»

Обняла ромашка
Белую ромашку,
И стоят в обнимку -
Сердце нараспашку!

Летние подружки,
Белые ромашки,
Вам лесные феи
Выткали рубашки —

Не страшна им буря,
Пыльная завьюжка,
Не нужна им стирка,
Глажка да утюжка.

Вот примчался ветер,
Пыль вздохнула тяжко,
Но осталась белой
Ромашкина рубашка.

Вот пролился дождик,
Стала мокрой пташка,
Но сухой осталась
Ромашкина рубашка.

И опять ромашка
Обняла ромашку,
И стоят в обнимку -
Сердце нараспашку!

Вкусно пить из кружки,
Вкусно пить из чашки,
На которых нежно
Обнялись ромашки!

«В мире цветов»

В мире цветов так тепло и прохладно.
Целый букет ароматов и звуков…
Каждый цветок – он по-своему нарядный…
В форме изысканных праздничных кубков.

В мире цветов я желала б остаться,
Стать героиней рассказов и сказок,
Чтоб красотой каждый день любоваться,
Слиться с гармонией света и красок.

Пословицы и поговорки

Где цветок, там и медок.

Где цветы, там и бабочки.

Если любишь плоды дерева — оберегай его цветы.

Если человек захочет — и на голой вершине цветы зацветут.

Есть цветы — радуйся цветам, нет цветов — радуйся бутонам.

И красивые цветики ядовиты бывают.

И красно, и пестро, да пустоцветом.

Из одного и того же цветка змея делает яд, пчела — мед.

Из одного цветка гирлянды не сделаешь.

Красен, как маков цвет, а глуп, как горелый пень.

Льстец под словами — змей под цветами.

Не всяка мачеха — крапива, не всяка падчерица — маков цвет.

Не расти траве после осени, не цвести цветам зимой по снегу.

Цветы что дети, уход любят.

Человек — что цветок: где он есть, там и аромат.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну фантазий» Конспект интегрированного занятия у детей подготовительной к школе группы №6

Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений.  Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула...

"Оловянный солдатик" Фантазии по мотивам сказок Андерсена.

Отчетный концерт по теме  «Музыкально-ритмические движения в жизни детей»  с участием детей  танцевального кружка «Топотушки» ...

Сценарий новогоднего праздника "Новогодняя фантазия"

Самый веселый и самый любимый всеми праздник Новый год. Снегурочка приглашает к себе на бал всех сказочных героев: Красную шапочку и волка, Белоснежку и гномов, Буратино и Мальвину, Дюймовочку и ...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Консультация для педагогов "Бином фантазии или "Грамматика фантазии"

quot;Если мы хотим научить детей думать, то прежде мы должны научить их придумывать"   Дж. Родари...

Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...

СТАТЬЯ «Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность, фантазию, воображение.

quot;Бином фантазии"- это приём основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, не существовало в природе. Данный приём целесообразно использовать при работе над сло...