Семинар-практикум «Методика освоения детьми дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур с учетом ФГОС»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Набиева Эльза Финатовна

Одним из важных свойств предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Методика освоения детьми дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур с учетом ФГОС» 

(слайд 1)

Цель: повышение мастерства педагогов дошкольного образования по изучению форм предметов и геометрических фигур детьми дошкольного возраста.

Задачи:

– описать возможности детей дошкольного возраста при изучении форм предметов и геометрических фигур;

– познакомить педагогов с использованием разнообразного математического материала при освоении детьми дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур;

– поделиться практическими навыками проведения математических игр на освоение детьми форм предметов и геометрических фигур.

Оборудование: ноутбук, математические пособия «В стране геометрических фигур», «Геометрик», «Палочки-выручалочки».

Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.

(слайд 2) В ФГОС ДО указано, что формирование первичных представлений о форме предметов является неотъемлемой частью познавательного развития ребенка.

Чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо, прежде всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого предмета, в том числе и фигуры, а затем пути дальнейшего развития геометрических представлений и элементарного геометрического мышления и, далее, как совершается переход от чувственного восприятия формы к ее логическому осознанию.

(слайд 3) В познании геометрических фигур детьми дошкольного возраста принято выделять три этапа:

– геометрические фигуры воспринимаются как целые и различаются детьми в основном по форме (3-4 года);

– геометрические фигуры воспринимаются аналитически, их свойства и структуру дети устанавливают эмпирически, т.е. опытным путем (4-5 лет);

– геометрические фигуры дети воспринимают в определенной взаимосвязи по структуре, свойствам, осознают их общность (5-6 лет).

(слайд 4) Для детей 2-3 лет основной опознавательный признак фигуры – поверхность, плоскость. Они берут фигуру в руки, манипулируют, проводят рукой по плоскости, как бы пытаясь обнаружить предметную основу.

К трем годам дети овладевают простыми предметно-познавательными действиями: соотнесение, выбор, сравнение, воссоздание, простейшие преобразования и изменения. Они раскладывают фигуры в заданной последовательности: шар, куб, шар; нанизывают бусы (из крупных предметов); составляют башенки из кубов, плоские картинки из кругов или квадратов разного размера, елки – из треугольников. Дети называют отдельные геометрические фигуры, пользуясь словами «кружок», «кубик», «шарик».

(слайд 5) Дети 3-4 лет начинают отличать геометрические фигуры от предметов, выделяя их форму. Называя фигуры, говорят: «Треугольник – как крыша», «Платочек – как квадрат».

Дети обследуют фигуры осязательно-двигательным путем, стараясь провести рукой по контуру. Накладывая одну фигуру на другую, ребенок познает их отличия либо сходство. Постепенно начинают выделять основные структурные элементы, сначала – стороны, затем – углы. Однако зрительное восприятие ребенка остается беглым, его взгляд не сосредотачивается на контуре или плоскости. В силу этого дети часто путают похожие фигуры: круг и овал, квадрат и прямоугольник.

Сравнивая модели фигур, дети накладывают (прикладывают) их по сторонам, граням, пытаясь выявить сходства или различия. Также дети составляют целое (картинки, силуэты) из частей, определяют количество этих частей, их размеры и формы; рассказывают, что получилось, и называют картинки. Группируя геометрические фигуры, дети выделяют все круглые и не круглые; те, что могут и не могут катиться, с уголками и без; те, из которых можно собрать башенку (построить дорожку), и те, из которых нельзя и т. д.  Дети начинают понимать логические задачи на продолжение ряда, нахождение пропущенной фигуры в ряду и другие.  

(слайд 6) Детей 4-5 лет интересует многообразие форм в окружающем нас материальном мире. Они выделяют в предмете то, что в нем является показателем и характеризуется в логике словами «свойство» или «признак». Для этого они пользуются сравнением, обследованием, изменением, перекладыванием, воссозданием и т. д.

В множество познаваемых фигур включаются овалы, призмы, четырехугольники, в том числе и невыпуклые. Представление о четырехугольнике (как обобщение) складывается на основе сенсорного обследования, сосчитывания и измерения длин сторон, определения углов и вершин.

Находят общее и отличное внутри группы треугольных, четырехугольных, округлых и других фигур. Дети убеждаются в том, что модели разных геометрических фигур можно создать из одного и того же количества палочек. Составляют узоры из геометрических фигур.

В этом возрасте дети учатся отвечать на вопрос «Что образует геометрическую фигуру?» Пытаются разобраться в прямых, кривых, ломаных линиях; «увидеть» их в предметах, а затем – и в геометрических формах. 

(слайд 7) В 5-6 лет дети в основном зрительно воспринимают геометрические фигуры. Осязательно-двигательное обследование становится ненужным. В процессе зрительного восприятия они фиксируют контур и на этой основе включают фигуру в определенную группу, выделяют виды фигур, классифицируют, упорядочивают и систематизируют предметы по форме.

Дети моделируют геометрические формы: чертят их, создают из спичек (палочек) и пластилина, изображают схематически с помощью точек, вырезают, лепят и т.д.

Называют и практически используют конусы, пирамиды, призмы, трапеции, ромбы, параллелограммы, параллелепипеды и др. Осваивают обобщение (многоугольники: треугольники, четырехугольники, пяти-, шестиугольники и т.д.).  

Освоение детьми формы предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения. Согласно ФГОС ДО для работы с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) используются такие виды деятельности, как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними).

Педагогически целесообразно уже в младшем дошкольном возрасте совместно с детьми выделять (называть, показывать) геометрические фигуры (эталоны) как таковые и находить им подобные предметы в окружающем мире: «Вот – круг, а это – круглое блюдце, круглое кольцо, обруч».

Как известно из теории сенсорного воспитания, это наиболее эффективный путь познания свойств предметов. Необходимо создать для детей среду, в которой геометрические фигуры и силуэты, из них воссозданные, привлекали бы ребенка к практической деятельности, а иногда и просто к рассматриванию, обведению рукой. Поэтому согласно ФГОС ДО образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами.

(слайд 8) Для восприятия формы предметов и геометрических фигур образовательное пространство должно быть оснащено наглядными пособиями, игрушками, где дети смогут манипулировать разнообразными геометрическими фигурами, составлять «картинки» на плоскости, сооружать постройки из строительного материала, создавать конструкции из модулей и т.д.

ФГОС ДО указывает на использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

Поэтому еще до проведения систематических занятий с младшими дошкольниками педагог организует игры детей со строительным материалом, наборами геометрических фигур, геометрической мозаикой. В этот период важно обогатить восприятие детей, накопить у них представления о разнообразных геометрических фигурах, дать их правильное название.

На занятиях детей учат различать и правильно называть геометрические фигуры круг и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении с другой. На первом занятии первостепенная роль отводится обучению детей приемам обследования фигур осязательно-двигательным путем под контролем зрения и усвоению их названий. Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем педагог организует действия детей с данными фигурами. В заключение проводятся два-три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур («Что я держу в правой руке, а что в левой?»; «Дай мишке круг, а петрушке квадрат»; «На верхнюю полоску положите один квадрат, а на нижнюю много кругов» и т.п.).

На последующих занятиях организуется система упражнений с целью закрепления у детей умений различать и правильно называть геометрические фигуры.

У детей 4-5 лет нужно, прежде всего, закрепить умение различать и правильно называть изученные ранее фигуры. С этой целью проводятся игровые упражнения, в которых дети группируют фигуры разного цвета и размера. Меняется цвет, размер, а признаки формы остаются неизменными. Это способствует формированию обобщенных знаний о фигурах.

С новыми геометрическими фигурами детей знакомят путем сравнения с уже известными: прямоугольник с квадратом, шар с кругом, а затем с кубом и т.д.

Рассмотрим использование игровых видов деятельности в освоении детьми младшего и среднего дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур.

(слайд 9) Так для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном используется три группы дидактических игр и упражнений:

– на усвоение особенностей геометрических фигур. Например, «Назови геометрическую фигуру», «Домино фигур», «Угадай, что это?», «Чудесный мешочек»;

– сопоставление формы предметов с геометрическими образцами. Например, «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке», «Геометрическое лото», «Найди то, что я тебе покажу», «Магазин», «Поручения»;

– анализ сложной формы: «Выкладывание орнамента», «Из каких фигур состоит предмет», «Разрезанные картинки», «Склеим чайник», «Составь целое из частей», «Изменилось ли?».

Продемонстрируем некоторые приемы работы с математическими пособиями на освоение форм предметов и геометрических фигур с детьми младшего и среднего возраста.

(слайд 10) Одно из пособий – «В стране геометрических фигур», которое представляет собой вырезанные из пористой глины, универсальных салфеток или других подручных материалов фигурки геометрических фигур (круг, овал, полуовал, квадрат, прямоугольник, треугольник) желательно разного цвета и размера

С ним могут заниматься дети любого возраста, нужно лишь подбирать дидактические игры, соответствующие возрасту ребенка. Давайте рассмотрим игры, которые можно организовать с детьми с помощью данного пособия.

(Участникам семинара раздаются пособия и ведущий проводит с ними игры)

(слайд 11) Так, с младшими дошкольниками можно провести игры:

– «Собери красивые бусы» – по желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определенной последовательности собирая тем самым бусы.

– «Какая форма» – воспитатель показывает детям фигуру (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) белого цвета, они называют ее и выкладывают на столе все фигуры такой формы.

– «Геометрические коврики», «Заплатки» – детям даются коврики (салфетки) в которых имеются прорези в виде геометрических фигур. Задача детей – заполнить прорези подходящими по форме и цвету фигурами.

(слайд 12) Для детей среднего дошкольного возраста будут интересны такие игры:

– «Выложи предмет» – ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок), затем солнышко и т.д. В последующем можно выложить целую «картину».

– «Составь картинку» – детям даются картинки с контурами фигур, они заполняют пустые места подходящими по форме фигурами.

«Геометрическое лото» – дети сравнивают форму изображенного на рисунке предмета с геометрической фигурой и подбирают предметы по геометрическому образцу.

Данное пособие позволяет подобрать большое количество игр, направленных на освоение форм предметов и геометрических фигур. Для каждой возрастной группы игры подбираются в зависимости от возрастных особенностей.

(слайд 13) Следующее пособие – математический планшет «Геометрик» представляет собой деревянное поле с закрепленными на нем «гвоздиками», на которых в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разноцветные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные несимметричные узоры.

(Участникам семинара раздаются пособия и ведущий предлагает варианты заданий с ним)

(слайд 14) Знакомясь с данным пособием, дети младшего дошкольного возраста просто натягивают резинки на «гвоздики». Затем конструируют простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создают образы объектов по собственному замыслу (домик, елочка). 

(слайд 15) Дети среднего дошкольного возраста не только конструируют геометрические фигуры или предметные формы по образцу или словесной инструкции воспитателя, но и выполняют более сложные развивающие игровые задания – создают сюжетные картины на заданную тему. 

(слайд 16) Еще одно пособие «Палочки-выручалочки» представляет собой набор палочек (от эскимо), на концах которых прикреплены рисунки геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) белого, красного, желтого, зеленого и синего цвета. С данным пособием можно проводить игры и задания на знакомство с геометрическими фигурами, цветом, на развитие мелкой моторики, воображения.

Дети младшего дошкольного возраста могут строить длинные цепочки, соединяя палочки одинаковыми концами. А также выстраивать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник), соединяя одинаковые концы палочек.

Для средних дошкольников задания усложняются. Дети играют в игру с палочками по принципу «Домино», разделившись попарно на команды. Также могут выстраивать из палочек геометрические фигуры (многоугольники). Или же соотносить форму двух, расположенных друг против друга игрушек, выкладывая между ними палочку, геометрические фигуры, на конце которой будут соответствовать форме игрушек.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

– освоение детьми форм предметов и геометрических фигур осуществляется в повседневной жизни, путем естественного для дошкольников вида деятельности – игре, а также на занятиях;

– в младшем дошкольном возрасте в процессе игр и активной деятельности с предметами воспитатель развивает у детей представления об их форме: использует игрушки, имеющие ярко выраженную форму (кубики, шарики); побуждает различать предметы по форме не только зрительным путем, но и осязательно-двигательным; сравнивать их способом приложения и наложения;

– в среднем дошкольном возрасте ознакомление с фигурами проводится на основе сопоставления их с уже знакомыми фигурами; дети учатся различать фигуры с помощью тактильно-двигательного и зрительного анализаторов, включая такие действия: показ фигуры, обследование с помощью практических действий, сравнение;

– методика формирования геометрических знаний у старших дошкольников не изменяется, но обследование становится более детальным и подробным;

– во всех образовательных группах должен использоваться деятельный подход, где дети самостоятельно добывают новые знания путем анализа, сравнения;

– одним из важных методических принципов изучения форм предметов и геометрических фигур является связь с продуктивной деятельностью (рисованием, лепкой, ручным трудом).

Работа по формированию геометрических представлений имеет большое значение для развития как наглядно-образного, так и логического мышления, а также осуществляется развитие словаря ребенка, мелкой моторики. Дети учатся работать индивидуально и в коллективе, вырабатывая такие качества, как усидчивость, целеустремленность, аккуратность, коммуникабельность. Это будет опыт, который положительно повлияет на их дальнейшее обучение математике в школе.

Спасибо за внимание! (слайд 17)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика освоения детьми дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур с учетом требования ФГОС ДО

Выпускная работа для курсов переквалификации по специальности дошкольная педагогика и психология...

Консультация для воспитателей "Особенности освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин".

Особенности освоения детьми дошкольного возраста  размеров предметов и величин.Последовательность освоения величин в младшем и среднем дошкольном возрасте....

Методическая разработка: "Особенности и методика освоения детьми раннего возраста формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры".

В методической разработке представлены особенности освоения детьми раннего возраста форм и геометрических фигур; этапы знакомства с формой предметов; предложены дидактические игры для освоения и дальн...

Методика освоения формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры у детей раннего возраста

Освоения  формы предметов и  геометрических фигур  через дидактические игры  у детей раннего возраста...

Методика освоения формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры у детей раннего возраста

   Основные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический оп...

Выступление на ММО на тему: «Особенности развития у обучающихся дошкольного возраста 1,5-3 лет представлений о форме предметов и геометрических фигурах»

   Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. ...