Игры, направленные на сенсорное развитие ребенка-дошкольника.
учебно-методический материал (средняя группа)

Исаева(Ризаева) Диана Зейнудиновна

Конспект на тему: "игры, направленные на сенсорное развитие ребенка-дошкольника" составила воспитатель первой категории Исаева Диана Зейнудиновна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исаева Д.З., воспитатель

ГБДОУ детский сад №30 Василеостровкого района

Санкт-Петербурга.

Игры, направленные на сенсорное развитие ребенка-дошкольника.

        Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

        Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

        Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

        Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов  восприятия и являются результатом их переработки.

        Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.  

        Дошкольный возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Оно служит основой познания мира, это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса к такому разнообразному миру, совершенствования мышления и других психических процессов. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей.

И так, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: 
- является основой для интеллектуального развития; 
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; 
- развивает наблюдательность; 
- готовит к реальной жизни; 
- позитивно влияет на эстетическое чувство; 
- является основой для развития воображения; 
- развивает внимание; 
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; 
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; 
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка; 
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Список использованной литературы.

1. Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной
культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.

3. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша»

4. Сенсорное        воспитание в детском саду. Под редакцией Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н., М.: «Просвещение», 1981.

5. Богославская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, направленные на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Картотека игр, цель которых, сенсорное развитие детей дошкольного возраста., а именно младшей и средней группы....

Консультация для воспитателей «Игры, направленные на сенсорное развитие детей»

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие, т.е. развитие их восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,...

Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...

"Игры, направленные на сенсорное развитие детей

консультация для воспитателей "Игры, направленные на сенсорное развитие детей"...

«Игры, направленные на сенсорное развитие ребенка-дошкольника»

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие, т.е. развитие их восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цв...

Статья на тему: «Игры, направленные на сенсорное развитие ребенка-дошкольника»

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все д...