Коммуникативная культура как компонент профессиональной культуры личности педагога.
статья

Ольга Жидких oa.zhidkih@yandex.ru

В данной статье анализируются особенности коммуникативной культуры педагога и её влияние на образовательный процесс. Приводятся конкретные примеры возникающих сложностей общения внутри педагогического коллектива и описываются элементарные приёмы конструктивного общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативная культура как компонент  профессиональной культуры личности педагога.

Жидких Ольга Александровна

Педагог-психолог,

МБДОУ «Детский сад №7 «Золушка»,

Тамбовская обл., г.Рассказово,

E-mail: oa.zhidkih@yandex.ru

Zhidkih Olga Aleksandrovna

Educational psychologist

MBDOU «kindergarten №7 «Cinderella»

Tambov region, Rasskazovo

В данной статье анализируются особенности коммуникативной культуры педагога и её влияние на образовательный процесс. Приводятся конкретные примеры возникающих сложностей общения внутри педагогического коллектива и описываются элементарные приёмы конструктивного общения.

This article analyzed the features of the communicative culture of the teacher and its impact on the educational process.

Specific examples of emerging difficulties of communication within the teaching staff are given and elementary method of constructive communication are described.

Мне, как психологу дошкольного учреждения ежедневно приходится сталкиваться с решением многих задач - сложных и не очень. В основном конечно основная масса работы – это наши воспитанники. Но часто работа идёт и в направлении педагогического коллектива. Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет коммуникативная культура педагога, его умение общаться конструктивно. Конфликтные ситуации внутри педагогического коллектива могут негативно сказываться как на самочувствии непосредственного участника конфликта, так и на самочувствии воспитанников дошкольного учреждения. Полноценное развитие ребёнка-дошкольника может обеспечить только уравновешенный, спокойный и положительно настроенный педагог.

 Вся наша жизнь построена на ежедневном общении с другими  людьми. Люди ежедневно обмениваются друг с другом своими эмоциями, своими жизненными установками. Не всегда и не у каждого, получается, сделать это хорошо. Умение общаться имеет большое значение для достижения в личной и общественной жизни стабильности, комфорта и счастья. Конструктивное общение – это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное. В современном мире умение общаться, умение слушать и слышать своего собеседника имеет очень большое значение для дальнейшего развития, как в профессиональном, так и в личностном плане.

Если вы заметили в своих отношениях с людьми недостатки, если постоянно сталкиваетесь с конфликтными ситуациями в общении, то вам просто необходимо обучиться конструктивному общению. Это не просто овладение навыками. В первую очередь, вам придется пересмотреть целый комплекс своих нравственно-этических ценностей, определить, что для вас имеет первостепенную важность: вы сами или ваши отношения с людьми. Подумайте, вокруг чего вращается ваш мир, где его ось? [1]

В процессе общения люди сознательно или подсознательно стремятся удовлетворить свои потребности в любви, защищенности, ощущении собственной значимости, а иногда - и власти над другим человеком.

Что же портит общение? Что вызывает негатив в услышанной фразе?

        Это оценочные суждения, всевозможные слова-должники,         выспрашивание или допрос, смена темы разговора, соревновательный момент.

Общение – это чрезвычайно эмоционально насыщенная деятельность, и сильные эмоции могут мешать правильно, воспринимать собеседника, затруднять понимание мотивов его поведения, и приводить к конфликтам и недоразумениям.

Предположим такую ситуацию: кто-то кричит на вас; может быть, вам и понятно, почему это происходит, но тем не менее неприятно, когда на вас кричат. У вас есть три варианта ответа:

Агрессивная реакция: накричать в ответ,        что еще        больше        осложнит взаимоотношения.

Уйти в сторону. Это — отступление, и такая пассивная реакция часто приводит к охлаждению взаимоотношений, если не к полному разрыву.

Использовать оптимальное самоутверждение. Для этого необходимо найти формулировку, наилучшим образом отстаивающую вашу точку зрения.

Когда кто-то жалуется на вас, нападает и критикует, он представляет, что вы — виновник его неприятностей. Ваша цель в этом случае — разрядить враждебность и приблизиться к урегулированию проблемы. Даже если в вашу сторону направлены обидные высказывания, постарайтесь понять истинную причину — почему именно человек возмущен вами (раздражен, обижен) — и сдержите первую реакцию ответа агрессией на агрессию.[2] Итак, чтобы разрядить накаленную обстановку, когда вас несправедливо обвиняют, нападают, критикуют или просто вы видите, что человек находится в возбужденном эмоциональном состоянии, старайтесь придерживаться следующей линии поведения:

  • Не защищайтесь и не нападайте в ответ.
  • Отреагируйте сначала на эмоции. Иногда

люди возмущены тем, что их не слышат или не ценят их усилия. Например, когда человек ни с того ни с сего кричит на вас, обвиняя в том, что вы запачкали пол в коридоре, не огрызайтесь, а «присоединитесь» к ее чувствам: «Конечно, Марья Ивановна, на улице так грязно, и у вас столько работы...»

Проговорите чувства партнера, предположите причину, продемонстрируйте готовность понять другого, уважение к его чувствам, желание изменить ситуацию, чтобы нейтрализовать его негативную реакцию. Покажите, что вы услышали и поняли точку зрения рассерженного человека. Подтверждайте это до тех пор, пока он не успокоится и сможет объяснить вам, в чем дело.

Обучение приёмам конструктивного общения проходит в рамках тренинговых занятий с персоналом дошкольного учреждения.  Используются всевозможные игры и упражнения, направленные на развитие навыков общения друг с другом.

К примеру, схема «Я-высказывания» проста для запоминания и легко может использоваться при разрешении конфликтов в общении. Она поможет наладить диалог и грамотно высказать своё мнение.

Схема «Я-высказывания» такова:

  • Событие «Когда…» (описание нежелательной ситуации) Необходимо точно назвать поведение другого, которое вызвало негативные чувства. Не указав, что именно в поведении человека вас расстроило, вы рискуете быть непонятым.

Например: «Когда ты кричишь на меня…»

  • Ваша реакция «Я чувствую…» (описание ваших чувств) Важно описать свои переживания, которые возникли сразу, после высказывания.

Например: «Я расстроен…» «Мне обидно…»

  • Предпочитаемый исход «Мне хотелось бы, чтобы…» (описание желательного варианта) Должны быть описаны желательные изменения в поведении другого человека.

Например: «Мне хотелось бы, чтобы вы не кричали на меня…»

При описании своего эмоционального состояния необходимо избегать элемента осуждения лично собеседника как причины этой реакции. Все слова необходимо произносить спокойным и уверенным тоном, чтобы у собеседника не возникло ни капли сомнения в ваших словах.

При определении уровня коммуникативной культуры 86% педагогов характеризуют и свой, и уровень своих коллег как средний. Только незначительное количество(5%) характеризуют уровень коммуникативной культуры как высокий. [2] Это вполне достаточно для реализации профессиональной деятельности, но «нет предела самосовершенствованию» и есть к чему стремиться.

5 февраля на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад №7 «Золушка» города Рассказово прошёл областной научно-практический семинар «Коммуникативная культура – компонент профессиональной культуры личности», где была представлена система деятельности дошкольного учреждения по решению задач коммуникативной культуры. К участию привлечены не только воспитатели, но и младшие воспитатели, играющие также немаловажную роль в воспитании детей. При подведении итогов семинара было решено продолжить работу по развитию коммуникативной культуры педагогов, что значительно расширяет круг задач, которые необходимо решить психологу дошкольного учреждения. Его активная роль в данном аспекте – залог успешного протекания педагогического процесса, построенного на взаимопонимании.

  1. Донни Эбенштейн «Сила эмпатии» - Москва: Изд-во «ЛитРес», 2013г.
  2. Т.Г.Григорьева, Л.В.Линская, Т.П.Усольцева «Основы конструктивного общения. Учебное пособие для преподавателей» - Москва: Изд-во «Совершенство», 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры как части культуры личности.

Обогащение знания детей о лесе. Формирование связной речи и закладывание  основ экологической культуры....

Воспитание экологической культуры как части культуры личности.

Обогащение знания детей о лесе. Формирование связной речи и закладывание  основ экологической культуры....

«Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье».Консультация для педагогов ДОУ

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонал...

Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников

Формирование  экологической культуры как базового основания личности дошкольниковОбострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках з...

Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников

Формирование  экологической культуры как базового основания личности дошкольниковОбострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках з...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

Одной из актуальных в современном обществе является про­блема формирования у каждого человека ценностного отношения к природе....