Рабочая программа по формированию основ безопасности«Ребёнок БЕЗ опасности»
рабочая программа

Гутенева Вероника Андреевна

 

«Ребёнок БЕЗ опасности» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Ребёнок БЕЗ опасности» 46.41 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по формированию основ безопасности

«Ребёнок БЕЗ опасности»  

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы, взрослые, испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком, только тогда она станет действительным регулятором его поведения. Чтобы подготовить граждан к адекватному поведению и рациональным действиям в постоянно возникающих опасных и чрезвычайных ситуациях, с раннего детства необходимо выделить такие правила поведения для детей, которые они должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Ведь человек, вне зависимости от возраста будет следовать правилу только в том случае, если ему понятен его смысл.

  1. Цель программы – познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Задачи программы:

  • Дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения.
  • Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.
  • Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
  • Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение
  1. Планируемые результаты освоения Программы:
  • ребенок владеет навыками адекватного безопасного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятелен, осознает ответственность за свое поведение;
  • ребенок понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми;
  • формируются потребность к здоровому образу жизни;
  • использует нормы и правила здорового образа жизни;
  • способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных в видах деятельности, во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками;
  • имеет представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме (балкон, окна, колющие, режущие, воспламеняющиеся предметы);
  • проявляет понимание к экологической чистоте природы и окружающего мира, имеет представление о природоохранном поведении;
  • имеет первичные представления о строение тела, назначением мышц, костей, пищеварительной и дыхательной систем, работы сердца;
  • проявляет сострадание, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям;
  • понимает и различает обозначение некоторых дорожных знаков, систему работы светофора.

1.4. Ожидаемые результаты освоения Программы

Ожидаемый результат на этапе завершения освоения Программы - ребенок владеет навыками адекватного безопасного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятелен, осознает ответственность за свое поведение.

Планируемые результаты:

  • ребенок понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми;
  • формируются потребность к здоровому образу жизни;
  • использует нормы и правила здорового образа жизни;
  • способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных в видах деятельности, во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками;
  • имеет представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме (балкон, окна, колющие, режущие, воспламеняющиеся предметы);
  • проявляет понимание к экологической чистоте природы и окружающего мира, имеет представление о природоохранном поведении;
  • имеет первичные представления о строение тела, назначением мышц, костей, пищеварительной и дыхательной систем, работы сердца;
  • проявляет сострадание, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям;
  • понимает и различает обозначение некоторых дорожных знаков, систему работы светофора.

  1. Содержательный раздел

2.1. Структура программы

        В Программе - 6 разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице».

В раздел «Ребенок и другие люди» включено особое содержание, которое отражает общие изменения, происходящие в нашей жизни. Ребенок должен понимать, что общение с другими людьми может быть опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с незнакомыми людьми. Особо рассматриваются типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, когда взрослый уговаривает ребенка пойти или поехать с ним, обещая что-то показать или подарить, угощает чем-либо или проявляет насильственные действия по отношению к ребенку (хватает за руку, затаскивает в машину и т.д.). При этом детей учат приемам защитного поведения - громкий крик, призывы о помощи («Помогите, чужой человек»), привлечение внимания окружающих иными способами. Важно объяснять детям (и отрабатывать в ходе специальных тренингов) поведение ребенка в подобных ситуациях, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

Опасность может подстерегать ребенка не только на улице, но и дома - и об этом ребенок должен быть предупрежден: не входить в подъезд одному, без родителей не открывать дверь чужим, даже если они действуют якобы от лица родителей. С детьми проводятся игровые тренинги, в которых разыгрываются разные жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами («Волк и семеро козлят»).

Содержание раздела «Ребенок и природа» позволяет донести до детей представления о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Земля - наш общий дом, а человек - часть природы. Детей знакомят с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняют, как ухудшение экологических условий сказывается на живой природе (уничтожаются леса, истребляются звери, птицы, рыбы, загрязняются вода и почва), а в свою очередь все это представляет определенную угрозу здоровью человека.

Раздел «Ребенок дома» раскрывает содержание работы педагога с детьми по ознакомлению с предметами домашнего быта, представляющими потенциальную опасность для детей. Выделяются три группы предметов, взаимодействие с которыми в той или иной степени опасно для жизни и

здоровья детей:

  • Предметы, которыми могут пользоваться только взрослые. Это спички, газовая плита, печка, электрическая розетка, некоторые электроприборы, а также открытые окна и балконы. Ни при каких условиях ребенок не должен самостоятельно пользоваться этими предметами. Здесь уместны прямые запреты, дополняются они объяснениями последствий от неумелого обращения.
  • Предметы (иголка, ножницы, нож, вилка), требующие в зависимости от возраста детей организации специального обучения и выработки навыка пользования.
  • Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах: бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты. Правила хранения и недопустимость взаимодействия детей с этими предметами являются содержанием работы педагогов с родителями.

Содержание раздела «Здоровье ребенка» направлено па формирование у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.

Важно привить детям привычку к занятиям физкультурой и спортом, используя эмоционально увлекательные формы. Педагог должен способствовать формированию у детей понимания ценностей здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены, о значении профилактики заболеваний, о различных видах закаливания и оздоровительных мероприятиях: дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витаминотерапии, гимнастике.

В доступной форме детям рассказывают о том, как свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма.

Педагог должен рассказать, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих, соблюдая правила гигиены (мыть руки после туалета, при кашле и чихании прикрывать рот и нос рукой или носовым платком).

Детям сообщают элементарные сведения об инфекционных болезнях и их возбудителях. Предлагают под микроскопом рассмотреть капельку слюны и находящиеся в ней микроорганизмы. Объясняют ребенку, почему поднимается температура тела и о чем это свидетельствует, почему необходимо своевременно обращаться к врачу и выполнять все его предписания по приему лекарств.

Педагог знакомит детей с правилами первой медицинской помощи при травмах (порезах, ожогах, ссадинах, укусах и др.), объясняет, что при этом необходимо обратиться к взрослому за помощью и рассказать ему все, что произошло. Обсуждают с детьми, какую первую помощь каждый может оказать себе сам (растереть обмороженное место рукавичкой: пошевелить пальцами, попрыгать, если замерзли ноги: переодеться, если промок; приложить холодный компресс, если ушиб ногу, руку, и т.п.).

Основным условием работы по разделу «Эмоциональное благополучие ребенка» является профилактика возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением. Негативное влияние на эмоциональное состояние оказывают возникающие у детей страхи (боязнь темноты, животных, посторонних людей, сказочных персонажей и даже состояние оказаться в центре внимания и т.п.). Поэтому педагогам предлагается рассказать детям о своих переживаниях. Вместе с тем важно предостерегать детей от реальных опасных ситуаций: весной ходить по тонкому льду, купаться без присмотра взрослых, перебегать улицу в неположенном месте и т. д.

Важно научить детей способам выхода из конфликтной ситуации, не доводя дело до ссор и драк. Необходимо также создавать условия для профилактики возникновения конфликтных ситуаций (использовать беседу, игру-драматизацию), научить детей осознанному восприятию своих чувств, желаний, умению выражать их соответствующим образом, понятным окружающим людям, а также спокойно относиться к желаниям и суждениям других детей.

Работа по разделу «Ребенок на улицах города» проводится через знакомство детей с правилами поведения на улицах города. Детям объясняют необходимость соблюдения правил и рассказывают об опасности, которая может возникнуть, если пренебрегать ими, что для этой цели существуют правила дорожного движения. Ими регулируется поведение пешеходов и водителей, объясняют, что дорожные знаки помогают и пешеходам, и водителям ориентироваться на улицах города.

Ребят знакомят с основными дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, предписывающими, информационно-указательными) и светофором, рассказывают об их назначении, учат ориентироваться на них при «движении» (в играх с макетом города, в игровых ситуациях-загадках, в самостоятельной игровой деятельности.

2.2.Описание форм, способов и методов реализации программы

Беседы. Планы проведения бесед, которые начинаются с объявления темы, предполагают использование наглядного материала, игровых приемов, чтение художественной литературы - стихотворений, загадок, рассказов.

В процессе беседы педагог задает вопросы, обобщает и дополняет ответы детей, расширяя тем самым их представления. В названии бесед раскрыто их основное содержание («Чтобы быть здоровым, надо быть чистым», «Если ты один дома», «Зачем нужны дорожные знаки» и т.д.)

Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников позволяет детям активно включаться в процесс познания, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого делать небольшие открытия, выводы, умозаключения: пульс, а значит, сердце работает быстрее при активном движении; если заткнуть уши, ничего не услышишь и т.д.

Моделируя на игрушках дорожные ситуации, педагог предлагает дошкольникам поупражняться в выполнении правил пешехода; пройдя с завязанными глазами, дети убеждаются, что этот орган очень важен и его нужно беречь.

В блоке «Продуктивная деятельность» предложена тематика детских работ по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, которые могут быть реализованы как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности по предложению педагога. Кроме того, в качестве продуктивной используются также некоторые виды трудовой деятельности дошкольников.

Игра, как основная в дошкольном детстве, используется в разных аспектах, в том числе для закрепления знаний и умений детей.

Дидактические игры помогают не только закрепить, но в некоторых случаях и расширить знания детей о своем теле, правильном питании и т.д.

Проектная деятельность. Организация проектной деятельности помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, что в конечном итоге развивает познавательные способности, творческое мышление детей, их коммуникативные навыки. В исследовательском проекте дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газеты, плаката, книги, выставки. Ролево-игровой проект предполагает решение поставленных перед детьми проблем путем их вхождения в образы сказочных персонажей. С помощью информационных проектов дети самостоятельно получают необходимую информацию и реализуют ее на практике. Результатом творческих проектов могут стать оформление группы, показ спектакля и т.д.

В содержание проектной деятельности детей входят:

  • экспериментально-исследовательская деятельность;
  • работа с литературой (энциклопедии, справочники, детская художественная литература), ее систематизация, составление словарей;
  • подбор и систематизация иллюстративного материала;
  • изобразительная деятельность;
  • театрализованная деятельность;
  • создание мини-газет, альбомов, плакатов;
  • конкурсы, викторины, кроссворды;
  • выставки;
  • праздники и развлечения.

Совместная деятельность

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Теория

Практика

Беседы

Прогулки, экскурсии, наблюдения

Дидактические игры и упражнения

Проблемные ситуации

Творческие игры

Проявление творческих способностей,

комбинация вариантов игр

Чтение

Прослушивание, обсуждение

Продуктивная деятельность

Рисование, лепка, аппликация,

прикладное творчество

Игровые обучающие ситуации

Сюжетно-ролевые игры

Другие формы работы

Развлечения, соревнования

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников

Формы взаимодействия с родителями

Виды деятельности

Традиционные

формы

Индивидуальные беседы, консультации

Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, информационные листы, стенды, буклеты), такие как:

- папки-передвижки: «Малышам о безопасности», «Правила поведения при сезонных изменениях погоды», «Если ребенок один дома», «Компьютер в жизни ребенка»;

- информационные стенды «Безопасность ребенка дома»,

«Один дома», «Осторожно, огонь» и др.

- санитарный бюллетень «Осторожно, грипп!»

- советы для родителей «Чем занять ребенка дома?», «Что

читать детям о безопасности»

День сотрудничества: консультирование родителей вместе с ребенком.

Фотоальбомы, фоторепортажи, из опыта семейного

воспитания «Добрые традиции семьи».

Консультация медсестры по оказанию первой помощи при ожогах, «Прививки детям: за и против».

Нетрадиционные

формы

Практикумы для родителей

Совместные практические занятия

Организация экскурсий (Пожарная часть, поликлиника,

аптека).

Выпуск мини-газеты «Чем опасен огонь, чем полезен огонь», «Мама, папа, я – здоровая семья», «Я расту сибиряком».

Спортивные развлечения с участием родителей.

Тренинги для родителей

Детско-родительские проекты

Мастер-классы

Изготовление нестандартного инвентаря

Тематические недели

Участие в городских, областных смотрах конкурсах

художественного и прикладного творчества по ОБЖ

Игра-КВН

  1. Организационный раздел

3.1. Материально – техническое обеспечение реализации программ

Развивающая предметно-пространственная среда  – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья.

Для виртуальных экскурсий, путешествий, презентаций детских работ имеется мультимедийное оборудование, в группах - фланелеграф, макеты и магнитная доска – для моделирования ситуаций на дороге.

Уголок

Оборудование

Уголок безопасности по ПДД

-Набор транспортных средств

-Иллюстрации с изображением транспортных средств

- Макет пешеходного светофора.

-Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)

- Картинки для игры на классификацию видов транспорта

- Макет улицы (крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть

- Макет транспортного светофора (плоскостной).

- Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки

- Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»

- На макете улицы с пешеходным переходом.

- Макет перекрестка для решения сложных логических задач по ПДД, отработки навыков безопасного перехода проезжей части на перекрестке.

Макет должен быть со съемными предметами для моделирования улицы.

- Набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;

предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса –

«Больница», «Телефон», «Пункт питания». Мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и крупные знаки на подстав для творческих, ролевых игр.

-Дидактические игры: «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица»

- Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

Набор картинок с проблемными ситуациями

Уголок пожарной безопасности

- дидактические игры;

- настольный театр «Кошкин дом»;

- костюм пожарного;

- пожарные машины разных размеров;

- детский пожарный щит с предметами для тушения пожара

Уголок конструирования

- конструкторы разных размеров для конструирования машин

- напольный ковер с изображением дороги для маленького конструктора

Уголок «Аптека»

- атрибуты для сюжетно – ролевых игр

- комплекты «Доктор»

- больничные листы, рецепты

3.2. Проектирование образовательного процесса в рамках программы

Реализуется в первую и вторую половину дня в форме совместной деятельности в ходе режимных моментов и предполагает активное вовлечение в работу не только воспитанников, но и их родителей.

Длительность занятий

Младший возраст (3-4года) - не более 15 минут

Средний возраст (4-5 лет) - не более 20 минут

Старший возраст (5-6 лет) - не более 25 минут

Подготовительная к школе группа (6-7 лет) - не более 30 минут

Тематическое планирование образовательной деятельности

Месяц

Неделя

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

к школе групп

Сентябрь

1

Кто заботится о детях в детском саду

Кто заботится о детях в детском саду

Внешность человека может быть обманчива

Внешность человека может быть обманчива

2

В группе должен быть порядок

В группе должен быть порядок

Опасные ситуации с незнакомыми людьми на улице

Опасные ситуации с незнакомыми людьми на улице

3

Что где лежит

Что где лежит

Опасные ситуации с незнакомыми людьми дома

Опасные ситуации с незнакомыми людьми дома

4

Расскажем Чебурашке как вести себя в детском саду

Расскажем Чебурашке как вести себя в детском саду

Ребёнок и его старшие

приятели

Ребёнок и его старшие

приятели

Содержание работы

Уточнить знания о работе сотрудников детского сада, закрепить названия профессий: воспитатель, младший воспитатель, медсестра, повар, музыкальный руководитель. Дать понятие о том, что все взрослые в детском саду заботятся, чтобы детям было весело и интересно, чтобы они были здоровыми.

Закрепить названия чайной посуды, порядок

сервировки стола для чаепития. Дать представление о правилах безопасного поведения за столом. Закрепить названия постельного белья и принадлежностей.

Уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды. Закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья. Закрепить знания о необходимости поддерживать порядок в группе. Закрепить представления о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье. Уточнить правила безопасного поведения в группе.

Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях. Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях. Научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.

Октябрь

1

Фрукты – полезные продукты

Фрукты – полезные продукты

Пожароопасные предметы

Пожароопасные предметы

2

Узнай и назови овощи

Узнай и назови овощи

Предметы, требующие

осторожного обращения

Предметы, требующие

осторожного обращения

3

Как надо одеваться, чтобы не болеть

Как надо одеваться, чтобы не болеть

Пожар

Пожар

4

У нас порядок

У нас порядок

Как вызывать милицию, скорую помощь

Как вызывать милицию, скорую помощь

Содержание работы

Уточнить знания о полезных продуктах, их

значение для здоровья и хорошего настроения. Уточнить качественные характеристики фруктов. Продолжать знакомить детей с профессиями врача и медсестры, воспитывать уважение к людям этих профессий. Закрепить названия зимней одежды. Уточнить порядок одевания. Формировать представление о необходимости заботиться, о своём здоровье. Закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя. Продолжать формировать представление о пользе овощей для здоровья. Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты». Упражнять в умении их дифференцировать. Закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу. Закрепить представление о пользе фруктов для здоровья.

Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности. Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Познакомить детей с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара.

Научить детей пользоваться телефоном для вызова милиции «02» (запомнить номер).

Познакомить детей с номером телефона «03», научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить свое имя, фамилию и домашний адрес).

Ноябрь

1

Тело человека

Тело человека

Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности

Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности

2

Правила гигиены

Правила гигиены

Будем беречь, и охранять природу

Будем беречь, и охранять природу

3

Назови правильно овощи и фрукты

Назови правильно овощи и фрукты

Съедобные и несъедобные грибы и ягоды, ядовитые растения

Съедобные и несъедобные грибы и ягоды, ядовитые

растения

4

Кто что умеет делать

Кто что умеет делать

Контакты с животными

Контакты с животными

Содержание работы

Уточнить знания, из каких частей состоит тело человека. Дать знания о роли органов чувств. Учить описывать предмет. Упражнять в классификации понятий «фрукты-овощи». Закреплять знания об овощах и фруктах и их пользе для здоровья. Закрепить знание названий одежды. Совершенствовать умение дифференцировать одежду по сезону. Закреплять знания о том, что при кашле и чихании необходимо прикрывать рот. Упражнять в пользовании носовым платком. Закрепить знание туалетных принадлежностей и порядок мытья. Уточнить знания о необходимости поддерживать чистоту тела. Способствовать формированию привычки к опрятности. Закреплять знания о роли органов чувств. Закрепить знания о частях тела и их роли для человека. Формировать внимание, умение быстро и правильно отвечать на вопросы. Закреплять названия овощей и фруктов. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде. Совершенствовать представление о роли разных частей тела и необходимости упражнять их.

Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Дети должны знать, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там. Воспитать у детей природоохранное поведение; развить представления о том, какие действия вред природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению.

Научить детей различать грибы (съедобные,

несъедобные) по внешнему виду. Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть. Закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах. Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

Декабрь

1

Чистота и здоровье

Чистота и здоровье

Как устроено тело человека

Как устроено тело человека

2

Я знаю, что можно, а что нельзя

Я знаю, что можно, а что нельзя

Как работает сердце

человека

Как работает сердце человека

3

Кто помогает соблюдать чистоту и порядок

Кто помогает соблюдать чистоту и порядок

Как мы дышим

Как мы дышим

4

Какие мы есть

Какие мы есть

Как работает пищеварительная система

Как работает пищеварительная система

Содержание работы

Учить видеть и называть предметы и действия на картинке, находить причинно-следственные связи. Учить составлять короткий рассказ (средняя группа). Подводить к пониманию пользы для здоровья прогулок и физических упражнений. Закреплять представления о необходимости соблюдать правила гигиены; Познакомить с работой мастера по стирке

Белья. Уточнить знания о том, что в прачечной стирают, гладят полотенца и пастельной бельё. Воспитывать уважение к труду взрослых, работающих в прачечной. Познакомить с трудом фармацевта; он отпускает лекарства и витамины по рецептам врача; работа фармацевта очень ответственная, нужно быть внимательным, чтобы не перепутать лекарства. Уточнить знания о труде парикмахера. Продолжать формировать представление о необходимости поддерживать чистоту тела и аккуратный внешний вид. Закреплять навыки ухода за волосами. Формировать понятие «опрятный внешний вид». Упражнять в завязывании бантик. Закреплять знания основных цветов.

Познакомить детей с тем, как устроено тело человека. Познакомить детей с назначением и работой сердца. Ознакомить детей с органами дыхания. Ознакомить детей с назначением и работой системы пищеварения.

Январь

1

Будем спортом заниматься

Будем спортом заниматься

Для чего нужны мышцы, кости и суставы

Для чего нужны мышцы, кости и суставы

2

Как вести себя с незнакомыми людьми

Как вести себя с незнакомыми людьми

Отношение к больному человеку

Отношение к больному человеку

3

Как переходить через улицу

Как переходить через улицу

Микробы и вирусы

Микробы и вирусы

4

Наши любимые подвижные игры

Наши любимые подвижные игры

Здоровье и болезнь

Здоровье и болезнь

Содержание работы

Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Закрепить названия некоторых видов спорта. Продолжать формировать основные движения и физические качества дошкольников. Познакомить с произведениями устного народного творчества. Воспитывать умение слушать произведение, сопереживать героям. Способствовать осознанию последствий поступков героев. На примере содержания сказки дать представление об опасности контакта с незнакомыми людьми. Упражнять в умение осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительную - моторную память, внимание. Продолжать формировать представление о пользе занятий физкультурой и спортом. Закреплять знания о видах спорта, способствовать укреплению здоровья детей.

Ознакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела. По возможности не оберегать детей от знаний о тяжелых, хронических заболеваниях, инвалидности. Стараться пробудить в них чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям. Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах). Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Февраль

1

Безопасность на дорогах

Безопасность на дорогах

Личная гигиена

Личная гигиена

2

Врачи помогают нам быть здоровыми

Врачи помогают нам быть

здоровыми

Витамины и полезные

продукты

Витамины и полезные

продукты

3

Как вести себя на улице

Как вести себя на у лице

Витамины и здоровый

организм

Витамины и здоровый организм

4

Какие бывают машины

Какие бывают машины

Здоровая пища

Здоровая пища

Содержание работы

Уточнить знание сигналов светофора и действий пешеходов. Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно дети!», «Остановка автобуса». Формировать представление о правилах поведения на улице города. Закрепить знания о пользе овощей для здоровья. Продолжать формировать представление о витаминах и их пользе. Уточнить знания о транспорте: грузовом, легковом, пассажирском, о сигналах светофора. Закреплять знания правил поведения на улице. Закрепить названия видов наземного транспорта. Закреплять знания о значении цветов светофора и правил движения. Упражнять в выполнении правил. Закрепить знания о частях автомашины.

Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Март

1

Витамины полезны для здоровья

Витамины полезны для здоровья

На воде, на солнце

На воде, на солнце

2

Как работают пожарные

Как работают пожарные

Спорт

Спорт

3

Если кто-то заболел

Если кто-то заболел

Конфликты между детьми

Конфликты между детьми

4

Как спортом заниматься

Как спортом заниматься

Одежда и здоровье

Одежда и здоровье

Содержание работы

Дать знания о пользе витаминов и их значения для здоровья человека. Дать первоначальное представление о пожаре. Познакомить с некоторыми правилами пожарной безопасности. Закреплять знания о профессиях врача и медсестры. Закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача скорой помощи, позвонив по номеру «03». Упражнять в вызове врача и умении формулировать вызов. Уточнить знания об овощах и фруктах, их качествах (цвет, форма, вкус, запах). Закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание. Уточнить название фруктов, учить определять их на ощупь, называть и описывать. Закреплять знания о частях тела человека. Формировать адекватное отношение к посещению медицинского кабинета. Закреплять навыки рассказывания.

Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности. Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека. Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться). Ребенок должен узнать, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться.

Апрель

1

Опасные предметы

Опасные предметы

В городском транспорте

В городском транспорте

2

Болезни и первая помощь

Болезни и первая помощь

Дорожные знаки

Дорожные знаки

3

Как вести себя во время болезни

Как вести себя во время болезни

Игры во дворе

Игры во дворе

4

Осторожно, лекарства!

Осторожно, лекарства!

Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города

Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города

Содержание работы

Закрепить правила обращения с опасными

Предметами. Формировать правила безопасного поведения в быту. Продолжать формировать элементарные представления о здоровом образе жизни. Уточнить знания о работе врача и медсестры. Дать представление об оказании первой помощи и службе «03». Закреплять умение классифицировать предметы. Продолжать формировать представление о том, что нельзя брать лекарственные препараты без разрешения взрослых. Закреплять представление о бытовых предметах, которыми нельзя играть.

Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте. Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках); научить детей правилам поведения в таких ситуациях

Май

1

Как общаться с

незнакомыми животными

Как общаться с

незнакомыми животными

Опасные участки на

пешеходной части улицы

Опасные участки на пешеходной части улицы

2

Мы дружим с чистотой

Мы дружим с чистотой

Безопасное поведение на улице

Безопасное поведение на улице

3

Чужая собака

Чужая собака

К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице

К кому можно обратиться за

помощью, если ты потерялся на улице

4

В мире опасных предметов

В мире опасных предметов

Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живёшь?

Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живёшь?

Закреплять первоначальные навыки жизни и

Здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. Закреплять знания о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу. Закреплять представление о видах спорта. Продолжать формировать представление о пользе физкультуры и спорта для здоровья. Закреплять знания об опасных предметах и ситуациях, правилах безопасного поведения. Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах. Продолжать формировать правила безопасного поведения в лесу. Закрепить знания правил безопасного поведения детей. Закреплять правила пешехода. Упражнять в правильном поведении на улице. Закреплять знания о правильном общении и поведении с животными. Продолжать формировать правила осторожного и бережного отношения с ними.

Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности; различными способами ограждения опасных зон тротуара. Научить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть. Дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому военному, продавцу. Дети должны запомнить и твердо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти их место жительства (где находится и как выглядит дом, что расположено поблизости).

3.3. Взаимодействие с социумом

Реализация Программы предусматривает сетевое взаимодействие с Библиотечным отделом,  спортивным оздоровительным комплексом  (ежегодное участие районных спортивных соревнованиях «Папа, мама и я – спортивная семья», Центр дополнительного образования детей (участие в конкурса «Семья за детство без опасности», выставках детского творчества)

  1. Кадровые условия реализации Программы

Осуществление образовательной деятельности осуществляют педагоги младших и старших групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию основ безопасности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»Вид организованной образовательной деятельности: формирование основ безопасности     ...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группе

Рабочая программа по формированию  основ безопасности жизнедеятельности  в старшей разновозрастной группе...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

        В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых  (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

         В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста "Жизнь без Опасности"

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому г...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста «Опасности – НЕТ!»

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений....