Тренинг для педагогов по преодолению конфликтных ситуаций
план-конспект занятия

Титова Александра Игоревна

Тренинг для педагогов по преодолению конфликтных ситуаций.

 

Цель: Формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikt.docx24.11 КБ
Файл razreshenie_konflikta.pptx370.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов по преодолению конфликтных ситуаций

Титова Александра Игоревна

Тренинг для педагогов по преодолению конфликтных ситуаций

Цель: Формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях

Задачи:

1. Развить представление о сущности конфликтов, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни;

2. Способствовать овладению знаниями и навыками, необходимыми для эффективного разрешения проблем межличностного взаимодействия;

3. Отработать стратегии решения повседневных конфликтов;

4. Поддерживать стабильное психологическое состояние педагогов

Оборудование: листы бумаги, ручки, памятки, карточки с стилями выхода из конфликта, презентация.

Основная часть

Упражнение "Яблоко и червячок"

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. (Слайд 2)

Слово "конфликт" в переводе с латинского означает "столкновение". Конфликты являются частью повседневной жизни. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт. Достаточно часто конфликты возникают в системе "педагог — родитель". Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. (Слайд 3)

Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения. (Слайд 4)

Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др. (Слайд 6)

Четыре стадии прохождения конфликта:

• возникновение конфликта (появление противоречия);

• осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;

• конфликтное поведение;

• исход конфликта. (Слайд 7)

Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе "педагог — родитель" таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для специалиста крайне важно. (Слайд 8)

Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу)

Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс — достижение "половинчатой" выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека

в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. (Слайд 9)

(Ведущий раздает участникам семинара заранее распечатанные таблицы,

где описаны способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации,

"плюсы" и "минусы" этих стилей, после чего комментирует раздаточный материал.)

Стиль Сущность стратегии Условия применения Недостатки

Соревнование Стремление добиться своего в ущерб другому человеку Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью.

Необходимость срочного разрешения конфликта Испытывание чувства не-удовлетворенности при поражении и чувства вины при победе.

Большая вероятность ис-портить отношения

Уклонение Уход от ответственности за принятие решений Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму

Приспособление Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти Нерешенность конфликта

Компромисс Поиск решений за счет взаимных уступок Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих инте-ресов.

Необходимость срочного разрешения конфликта. Не-эффективность других стилей Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устране-ние причин конфликта.

Сотрудничество

Поиск решения,

удовлетворяющего

всех участников

Наличие времени для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон в разрешении противоречия

сторон.

Четкое понимание точки зре-

ния противника.

Желание обеих сторон сохранить отношения Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения "Яблоко и червячок".(Слайд 10)

(Участники зачитывают свои ответы, а ведущий комментирует их.)

Примеры ответов участников семинара:

Конкуренция: "Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!" (Слайд 11)

Избегание: "Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!" (Слайд 12)

Компромисс: "Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!" (Слайд 13)

Приспособление: "Такая, видимо, у меня доля тяжкая!" (Слайд 14)

Сотрудничество: "Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!" (Слайд 15)

Тест «Как вы действуете в условиях конфликта?»

Тест «Как вы действуете в условиях конфликта?» позволяет определить стратегию поведения человека в конфликтных ситуациях. Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов.

Инструкция:

Внимательно прочитайте утверждения и в рамках пятибалльной шкалы определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта.

Где:

5 – весьма типично;

4 – часто типично;

3 – иногда;

2 – редко;

1 – совсем нетипично.

Оценки внесите в сводную таблицу. (Слайд 16)

Тестовое задание

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет.

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.

7. Кто сильнее, тот и прав.

8. Не подмажешь – не поедешь.

9. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

10. Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.

11. Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

16. Дерись подольше да ума набирайся побольше.

17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Добро слово победит.

19. Ты – мне, я – тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой.

21. Кто спорит – ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает – тот обращается в бегство.

23. Ласковый теленок двух мамок сосет.

24. Кто дарит – друзей наживает.

25. Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решить конфликт – избежать его.

27. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над злом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

30. Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.

Обработка:

Сложите баллы соответствующие номерам утверждений, написанных в столбце под названием стиля поведения. Каждая из колонок таблицы обозначает вид стратегии. Их различают пять:

«ЧЕРЕПАХА», «АКУЛА», «МЕДВЕЖОНОК», «ЛИСА», «СОВА».

(Слайд 17)

Сравните полученные баллы всех стилей между собой; стиль поведения, получивший наибольшее количество баллов — является вашим стилем поведения в конфликтной ситуации.

В случае одинакового числа баллов в разных колонках – это является свидетельством использования разных стратегий.

«черепашка» «акула» «медвежонок» «лиса» «сова»

1 2 3 4 5

6 7 8 9 10

11 12 13 14 15

16 17 18 19 20

21 22 23 24 25

26 27 28 29 30

Интерпретация:

1-й тип «черепашка». У людей такого типа – большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа поддерживает вас, а в сложной ситуации может отойти от вас.

2-й тип – «акула». Для людей этого типа главное – их цель, их работа. Их не волнует отношение коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь ограничить ее притязания. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могут вывести коллектив из сложной ситуации.

3-й тип – «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе хорошо друг к другу относились. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рожденья, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения.

4-й тип – «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «не подмажешь – не поедешь»).

5-й тип – «сова». Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели. (Слайд 18)

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.

Антистрессовое упражнение «Стирание»

Сейчас мы проведем с вами упражнение на "стирание" стрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

И в заключении хочется закончить наш тренинг притчей.

Притча «Солнце и ветер»

«Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, пытаясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под подол, в рукава, срывал пуговицы, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, сказало оно ветру. Я буду действовать по-иному, ласково”. И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешественнику спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью. Я желаю вам говорить больше добрых слов друг другу и слышать их в ответ.

Спасибо за работу, всего хорошего!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство труда и социального развития Краснодарского края ГКУ СО КК «Армавирский реабилитационный центр» Семинар-практикум для педагогов «Умение решать конфликтные ситуации» Подготовила: п едагог-психолог Титова А.И.

Слайд 2

Слово "конфликт" в переводе с латинского означает "столкновение". Столкновение противоположно направленных целей, интересов, взглядов определяется понятием «конфликт». Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт имеет как негативные, так и позитивные последствия.

Слайд 3

Негативные последствия конфликта: большие эмоциональные затраты ухудшение здоровья снижение работоспособности повышение напряженности в общении

Слайд 4

Позитивные функции: способствует получению новой информации разрядке напряженности помогает прояснить отношения стимулирует позитивные изменения

Слайд 5

Причины конфликта различны: несоответствие целей недостаточная информированность сторон о событии некомпетентность одной из сторон низкая культура поведения и др.

Слайд 6

Ч етыре стадии прохождения конфликта: возникновение конфликта (появление противоречия); осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон; конфликтное поведение; исход конфликта.

Слайд 7

Так как конфликт признан нормой общественной жизни, созданы механизмы психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог — родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для специалиста крайне важно.

Слайд 8

Способы выхода из конфликтной ситуации : Конкуренция ( соперничество) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера. Компромисс — достижение "половинчатой" выгоды каждой стороны. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Слайд 9

Результаты упражнения «Яблоко и червячок»

Слайд 10

Сейчас как упаду на тебя и раздавлю! Сейчас я тебя буду есть! Конкуренция (соперничество)

Слайд 11

Избегание (уклонение) Вон, посмотри, какая там симпатичная Вон, посмотри, какая там симпатичная груша! Сейчас я тебя буду есть!

Слайд 12

Сейчас я тебя буду есть! Компромисс Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!

Слайд 13

Сейчас я тебя буду есть! Приспособление Такая, видимо, у меня доля тяжкая!

Слайд 14

Сейчас я тебя буду есть! Сотрудничество Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!

Слайд 15

Тест «Как вы действуете в условиях конфликта?» Инструкция: П рослушайте утверждения и в рамках пятибалльной шкалы определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения. 5 – весьма типично; 4 – часто типично; 3 – иногда; 2 – редко; 1 – совсем нетипично. Оценки внесите в сводную таблицу

Слайд 16

Обработка: Сложите баллы соответствующие номерам утверждений, написанных в столбце под названием стиля поведения. Каждая из колонок таблицы обозначает вид стратегии. Их различают пять: «ЧЕРЕПАХА», «АКУЛА», «МЕДВЕЖОНОК», «ЛИСА», «СОВА».

Слайд 17

1-й тип «черепашка». У людей такого типа – большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа поддерживает вас, а в сложной ситуации может отойти от вас. 2-й тип – «акула». Для людей этого типа главное – их цель, их работа. Их не волнует отношение коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь ограничить ее притязания. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могут вывести коллектив из сложной ситуации. 3-й тип – «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе хорошо друг к другу относились. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рожденья, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения. 4-й тип – «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «не подмажешь – не поедешь»). 5-й тип – «сова». Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.

Слайд 18

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ «Педагогам – о преодолении сложных ситуаций в работе с родителями воспитанников»

Основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьями, являются повышенная требовательность к родителям, внушение им отрицательного образа ребенка, неуверенность в своей правоте,...

Поведение педагогов при решении конфликтных ситуаций с родителями

Консультация для педагогов по преодолению конфликтных ситуаций с родителями воспитанников....

тренинг для педагогов «Преодоление конфликтных ситуаций с родителями»

На тренинге перед каждым участником открывается ряд уникальных возможностей, а именно:— увидеть себя со стороны, свои эффективные и неэффективные стратегии поведения и установки;— расширит...

Консультация для педагогов: "Психология конфликта в системе «педагог-родитель». Эффективные стратегии преодоления конфликтных ситуаций".

Конфликт в психологии представляет собой отсутствие взаимопонимания, наличие разногласий между людьми или их группами. Обычно конфликты воспринимаются как отрицательное явление. На самом деле можно на...

Консультация для педагогов и родителей "Конфликтные ситуации между родителями воспитанников.Пути их решения"

Доверяя своего любимого ребенка детскому саду, родители воспитанников надеются и верят, что пребывание его в детском саду будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборач...

Стратегия поведения педагога-психолога в конфликтных ситуациях в детском саду

Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ...