Главные вкладки

    Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе ДОУ
    картотека (средняя группа)

    Алтунина Лада Александровна

    Материал для педагогов ДОУ - картотека сюжетно-ролевых игр для средней группы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_syuzhetno-rolevyh_igr.docx26.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕСТКИЙ САД №555»

    Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе

    Выполнила:

    Алтунина Л.А.

    Новосибирск, 2019

    Цель: разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.

    Задачи:

    • Развитие коммуникативных способностей.
    • Формирование умения самостоятельно распределять роли, подбирать предметы для игры.
    • Обогащение социального опыта детей (правила поведения в библиотеке, магазине, общественном транспорте, поликлинике и т. д.).
    • Развитие навыка диалогической речи.

    Сюжетно – ролевая игра

    «Семья»

    Цели:

    • Закрепление представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.
    • Развитие интереса к игре.
    • Воспитание положительных взаимоотношений между детьми.

    Предварительная работа: 

    Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» «Чем мы занимаемся дома?»

    Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме.

    Игровой материал: 

    Мебель, посуда, игрушечная машина, кукла – младенец,  игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители.
    Игровые роли: Мама, папа, бабушка, дедушка, старшая дочка, кукла – младенец.
    Варианты игры:

    «Кормление малыша»,«Мама укладывает детей спать»
    «Выходной день в семье»,«Куклы собираются на прогулку»
    «Большая уборка дома», «К нам пришли гости»
    «Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения»
    Игровые действия:
    Мама - собирает и провожает дочку в детский сад, мужа на работу; ухаживает за младшим ребёнком (кукла), гуляет с ним, убирает в доме, готовит еду; укладывает детей спать.
    Папа -  идёт на работу; строит дома, мосты; возвращается с работы, забирает ребёнка из детского сада, возвращаются домой; играет с детьми, общается.
    В выходной всей семьей едут в гости к бабушке и дедушке..


    Сюжетно – ролевая игра

    «Водители»

    Цели:

    • Расширение у детей представления о профессии шофера, автомеханика.
    • Воспитание доброжелательности, готовности прийти на помощь, культуру поведения в транспорте. 

    Предварительная работа: 

    Экскурсия к автобусной остановке, наблюдение за автобусом, такси и работой шофера.

    Познакомить с простыми жестами регулирования: «остановиться», «приготовится», «проезд разрешен».

    Подвижной игры: «Пешеходы и такси», «Светофор».

    Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы».

    Чтение: В. Сутеев «Разные колеса», 3. Александрова «Грузовик», A. Кардашов «Дождевой автомобиль» Э. Мотковская «Я автомобиль» B. Степанов «Шофер», «Водитель автобуса», Б. Житков «Светофор», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», Н. Павлова «На машине».

    Д/и «Внимательный водитель», «Узнай машину», «Почини машину»

    Игровой материал: 

    Инструменты для ремонта машин, бензозаправочная колонка, рули, канистра, шланг для имитации заправки машины бензином, билеты, деньги, сумка для кондуктора, светофор, жезл, фуражка инспектора ГИБДД, документы водителя (права).
    Игровые роли: Водитель такси, водитель автобуса, кондуктор, пассажиры, водитель грузовой машины, механик, заправщик, полицейский (инспектор ГИБДД). 
    Игровые действия:Водитель грузовой машины  нагружает и выгружать грузы.
    Водитель автобуса управляет автобусом, делает остановки, объявляет их.
    Кондуктор продает билеты, проверяет проездные билеты, Механик производит ремонтные работы, моет машину из шланга. Заправщик  заливает бензин. Полицейский (инспектор ГИБДД) – регулирует движение, следит за соблюдением правил дорожного движения.

    Варианты игры: «Автобус везет пассажиров», «Ремонт машин». «Мойка машин»

    Сюжетно-ролевая игра

    «Скорая помощь»

    Цели:

    • Развитие у детей интереса к профессиям врача, медсестры.
    • Воспитание чуткого, внимательного отношения к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

    Предварительная работа:

    Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы).

    Беседа с детьми о работе врача, медсестры.

    Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре.

    Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи.

    Наблюдение за машиной скорой помощи.

    Чтение Я. Забила «Ясочка простудилась», Э.Успенский «Играли в больницу»

    Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки и т.д.)

    Игровой материал:

    Телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази,

    таблетки, порошки и т.д.

    Игровые роли: Врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.

    Игровые действия:

    Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с

    медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача:дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т.д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.

    Сюжетно – ролевая игра

    «Магазин»

    Цели:

    • Ознакомление с трудом продавца в продуктовом, овощном, книжном магазине, в универмаге.
    • Воспитание у детей уважения к труду продавца.

    Предварительная работа:

    Экскурсия в овощной, продуктовый магазины, магазин одежды.

    Чтение отрывка из книги Б. Житкова «Что я видел?», «Бахча»; С. Михалкова «Овощи» Лепка овощей и фруктов.

    Игровой материал:

    Весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.

    Игровые роли: Директор магазина, продавцы, покупатели, водитель.

    Игровые действия:

    Водитель привозит на машине товар, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.

    Варианты игры:

    «В овощном магазине»,

    «Одежда»,

    «Продукты»,

    «Ткани», «Сувениры»,

    «Кулинария»,

    «Книги»

    Сюжетно-ролевая игра

    «Моряки-рыбаки»

    Цели:

    • Обучение использованию в игре предметов-заменителей.
    • Закрепление представлений детей о рыбной ловле.
    • Воспитание дружеских взаимоотношений, чувство коллективизма. 

    Предварительная работа: 

    Чтение художественной литературы о рыбной ловле, кораблях, моряках.

    Просмотр фотографий, картин о море, моряках, кораблях.

    Беседа «Кто работает на корабле».

    Рисование и лепка рыбок.

    Игровой материал:

     Крупный строительный материал, фуражка капитана, бескозырки, гюйс - воротники, спасательный круг, якорь, штурвал, бинокли, ведро, швабра, игрушечные рыбки, сети, ящик для рыбы.
    Игровые роли: Капитан, рыбаки, водитель. 
    Игровые действия: 
    Капитан ведёт судно, крутит штурвал, смотрит в бинокль, даёт команду отчалить, бросить якорь, ловить рыбу, контролирует работу рыбаков, даёт команду причалить к берегу.

    Моряки-рыбаки выполняют приказы, моют палубу, раскручивают сеть, бросают в море, ловят рыбу, раскладывают в ящики.

    Водитель подъезжает к кораблю, проверяет качество рыбы, покупает у рыбаков рыбу, загружает её в машину и отвозит в магазин.

    Варианты игры:

    «Строим корабль»
    «Моряки плывут на корабле по морю»
    «Моряки ловят рыбу»
    «Моряки привозят улов на берег, сдают рыбу в магазин»

    Сюжетно – ролевая игра

    «Парикмахерская»

    Цели:

    • Раскрытие смысла деятельности парикмахера.
    • Развитие умения вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог.
    • Воспитание культуры общения с «клиентами» 

    Предварительная работа:

     Беседа «Зачем нужны парикмахерские».

    Чтение  рассказов Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «В парикмахерской».

    Д\ игры «Красивые прически для кукол», «Поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для куклы», «Чудо-фен».

    Изготовление с детьми атрибутов к игре (фартуки, пелеринка, полотенца, пилочки, чеки, деньги и др.).

    Изготовление альбома «Модели причесок».
    Игровой материал:

     Зеркало, разные расчески, флаконы, бигуди, лак для волос, ножницы, фен, пелерина, фартук для парикмахера, заколки, резиночки, банты, полотенце, журналы с образцами причесок.

    Игровые роли: 

    Парикмахер, клиенты (посетители): мамы, папы, их дети, уборщица. 
    Игровые действия: 
    Парикмахер  надевает на клиента пелеринку, моет голову, вытирает полотенцем, стрижет, накручивает на бигуди, сушит волосы  феном, покрывает лаком, плетет косички, закалывает заколки, дает рекомендации по уходу за волосами.

    Клиенты ожидающие очередь – рассматривают альбомы с иллюстрациями разных причесок, читают журналы, просят сделать стрижку, советуются, платят деньги, благодарят за услуги. 
    Уборщица подметает, протирает пыль, моет пол, меняет использованные полотенца.

    Варианты игры:

    «Мама ведет дочку в парикмахерскую»
    «Папа ведет сына в парикмахерскую»
    «Делаем прически к празднику»

    Сюжетно-ролевая игра

    «Строители»

    Задачи:

    • Формирование конкретных представлений о строительстве, его этапах.
    • Закрепление знаний о рабочих профессиях.
    • Развитие творчества в игре.
    • Воспитание уважения к труду строителей.

    Предварительная работа:

    Чтение сказки «Теремок», произведений «Кто построил зтот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева.

    Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке.

    Рисование на тему «Строительство дома».

    Изготовление атрибутов для игр.

    Игровой материал:

    Планы строительства, различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы-заместители.

    Игровые роли: Строитель, каменщик, шофёр, новосел.

    Игровые действия:

    Для игры педагог делит детей на бригады и поручает каждой свое задание: одна перевозит строительный материал, другая возводит постройку и т.д.

    Варианты игры: (Этапы)

    Выбор объекта строительства. Дизайн постройки.

    Строительство.

    «У Тани новоселье»

    Сюжетно-ролевая игра
           Большая стирка

    Цель. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного от ношения к чистым вещам — результату ее труда.

    Игровой материал. Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы.

    Игровые роли. Мама, папа, дочка, сын, тетя.

    Ход игры. Перед тем как начать игру воспитатель просит детей понаблюдать за трудом мамы дома, помочь ей во время стирки. Затем педагог читает рассказ А. Кардашовой «Большая стирка».

    После этого, если у детей не возникает желания поиграть самостоятельно в игру, то воспитатель может предложить им сам устроить «большую стирку» или вынести на участок ванночку и белье.

    Далее педагог предлагает детям следующие роли «мама», «дочка», «сын», «тетя» и др. Можно развить, следующий сюжет: у детей грязная одежда, нужно постирать и всю одежду, которая запачкалась. «Мама» будет руководить стиркой: какую одежду нужно стирать первой, как полоскать белье, где нужно развесить белье, как погладить.

    Воспитатель должен умело использовать ролевые от ношения во время игры для предупреждения конфликта и формирования положительных реальных взаимоотношений.

    При последующем проведении игры педагог может использовать другую форму: игра в «прачечную». Естественно, перед этим должна быть проведена соответствующая работа по ознакомлению с трудом прачки.

    Во время экскурсии в прачечную детского сада воспитатель знакомит детей с трудом прачки (стирает, подсинивает, крахмалит), подчеркивает общественную значимость ее труда (она стирает постельное белье, полотенца, скатерти, халаты для сотрудников детского сада). Прачка очень старается — белоснежное белье всем приятно. Стиральная машина, электроутюги облегчают труд прачки. Экскурсия способствует воспитанию у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам — результату ее труда.

    Поводом для возникновения игры в «прачечную» часто бывает внесение воспитателем в группу (или на участок) предметов и игрушек, необходимых для стирки.

    Детей привлекает роль «прачки», потому что им «ин тересно стирать», особенно в стиральной машине. Что бы предотвратить возможные конфликты, педагог предлагает им работать в первую и вторую смены, как в прачечной.

    Ветеринарная лечебница 

    Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
                Роли: ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки, люди с больными животными.

    Игровые действия: В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.

    Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы) Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит». Чтение лит. произведений: Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов: фонендоскоп, шпатель, термометр, пинцет и др. Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе ветеринарного врача. Рисование «Мое любимое животное» Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты и т.д.)

    Игровой материал: животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

    Сюжетно – ролевая игра

    «Детский сад»

     Цели:

    • Расширение представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.
    • Развитие у детей желания подражать действиям взрослых.
    • Воспитание дружеских взаимоотношений в игре между детьми.

    Предварительная работа: 

    Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др. работников д/сада.

    Экскурсия-осмотр музыкального (физкультурного) зала

    Экскурсия-осмотр мед. кабинета, наблюдение за работой врача, кухни.

    Игра-драматизация по стихотворению Н.Забилы «Ясочкин садик» с использованием игрушек.

    Экскурсия в прачечную. Организация труда детей — стирка кукольного белья, платочков.

    Игровой материал: 

    Куклы с набором одежды, мебель, посуда, мелкие игрушки, швабры,, ведра, тряпочки, передники, халаты, стиральная машина, тазик, подставка для сушки белья, гладильная доска, утюги, плита, набор посуды для повара, продукты, пылесос, музыкальные инструменты.
    Игровые роли: Врач, медицинская сестра, воспитатель, музыкальный работник, физкультурный руководитель, няня, повар, прачка.
    Игровые действия: 
    Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, играет с детьми, проводит занятия. Инструктор по физкультуре  проводит утреннюю зарядку, физкультуру. Младший воспитатель следит за порядком в группе, накрывает на стол. Музыкальный руководитель проводит муз. занятие.  Врач осматривает детей, слушает, делает назначения. Медсестра измеряет температуру, рост, взвешивает, делает прививки, проверяет чистоту групп, кухни. Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя. Прачка стирает  белье, сушит, гладит, аккуратно складывает.

    Варианты игры:
    «Утренний прием», «Наши занятия»,

    «Поможем няне навести порядок» «Работа повара в детском саду» ,

    «Работа в прачечной »


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы

    Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы...

    Картотека Сюжетно - ролевых игр для детей среднего возраста

    Картотека Сюжетно - ролевых игр для детей среднего возроста...

    Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы

    Картотека оформлена в виде презентации, с целями, с осписанием предварительной работы и возможных сюжетов....

    Картотека Сюжетно-ролевых игр для детей среднего возраста

    Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию....

    Картотека сюжетно-ролевых игр с детьми среднего дошкольного возраста

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14105097","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"357","width":"473"}}]]...

    Картотека по развитию сюжетно-ролевой игры для детей средней группы (СЕМЬЯ).

    Картотека по развитию сюжетно-ролевой  игры для детей средней группы....