«Элементы детской субкультуры как эффективный инструмент индивидуализации образовательного процесса в ДОУ по развитию социально - эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»
статья

Гудкова Яна Леонидовна

В статье представлен опыт работы по развитию социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sotsialno-emotsionalnogo_intellekta.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 94 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

«Элементы  детской  субкультура  как эффективный инструмент  индивидуализации образовательного процесса в ДОУ по развитию социально - эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»

Воспитатель

Гудкова Яна Леонидовна

первая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2018 год

«Элементы  детской  субкультура  как эффективный инструмент  индивидуализации образовательного процесса в ДОУ по развитию социально - эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет одно из самых важных направлений в развитии ребенка дошкольного возраста - «Социально-коммуникативное развитие».

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

Одно  из самых  важных составляющих данного направления – развитие социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Учитывая то, что социальное и эмоциональное развитие являются компонентами общего понятия «здоровье», данное направление особенно актуально для нашего дошкольного учреждения, так как наши дети – это дети с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи, слабослышащие, дети с задержкой психического развития).

Развитие социального и эмоционального интеллекта детей  является механизмом, способным обеспечить эффективность процесса по созданию условий для позитивной и успешной социализации дошкольников.

Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, начиная уже с дошкольного возраста, сегодня является острой необходимостью, так как это важные составляющие успешности личности в целом. Очевидно, что наличие только умственных и физических способностей не всегда ведет к успешной позитивной социализации. Развитый же социально-эмоциональный интеллект, безусловно, способствует социальной адаптации, ведет к снижению невротизации личности, к росту личностных достижений, а также является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия.

     Наблюдая за повседневной деятельностью детей, можно сделать выводы, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. По материалам исследований у 25% детей отмечается низкая социальная компетентность (по исследованиям  профессора Д.И. Фельдштейна, РАО).

Возникает вопрос, почему дети, жизненный опыт которых так мал, столь  недоверчивы бывают к миру.  Есть дети, которые легко идут на контакт, а есть дети, с которыми часто бывает трудно и взрослым, и сверстникам.

К.Д.Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она прежде должна узнать его во всех отношениях»

 Так как  же проникнуть в секретный мир  детей, которые рядом со взрослыми умудряются выстроить свой собственный секретный детский мир, существующий  всё же с миром взрослых в одном физическом пространстве.

Одним из действенных средств считаем как спонтанно возникающую, так и специально организованную совместную деятельность детей, учитывающую интересы и предпочтения каждого ребенка, а также включение в эту деятельность элементов детской субкультуры. Т.о., создаются условия для социальной активности каждого ребенка.

    Отметим,  что процесс социализации личности ребенка, в общем, для нас привычен.    В  нашей группе детей среднего дошкольного возраста   мы создаем  условия для успешной социализации. Утро начинается с определенного ритуала. Детей встречает «полянка настроения» Ребенок выбирает картинку, соответствующую его настроению на данный момент. У воспитателя появляется возможность отметить для себя, кто из детей нуждается сегодня в особом внимании.

     Обязательно  в образовательном процессе  присутствуют игры на развитие коммуникативных навыков, формирование дружеских взаимоотношений.     Возникшие конфликтные ситуации обязательно проигрываются с помощью игрушек или самих детей  (это могут быть небольшие этюды, сценки); чтение рассказа с проблемной ситуацией  или рассказывание (из опыта взрослого или ребенка).

    Разрешению конфликтов способствует и развивающая  предметно-пространственная среда. В нашей группе это стульчики-мирилочки, футболочка-мирилочка, полянка мира и добра, коробочка дружеских рукопожатий.

    В общем, работа в этом направлении осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, к тому же, существующий режим дня сам по себе является социализирующим фактором.

    Процесс же индивидуализации – это еще сложное звено нашей деятельности.

Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Необходимо каждому ребенку предоставить возможность проявить индивидуальность, т.е. принять как данность уникальность каждого ребенка, создать условия для поддержания его индивидуальных потребностей и интересов.

    Согласно ФГОС, образовательный процесс  строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия. Да, мы создаем условия для развития личности ребенка, удовлетворяем любознательность, обеспечиваем развитие творческих способностей, заботимся об эмоциональном благополучии.

    Но учесть интересы, предпочтения каждого ребенка, встроить их в образовательный процесс бывает сложно.  

    Эффективным решением считаем более глубокое  освоение детской субкультуры - основного компонента социализации ребенка. Пространство детской субкультуры создаёт ребенку  «психологическую защиту, укрытие», т.е выполняет психотерапевтическую функцию (а также социализирующую).

     Проявлений детской субкультуры достаточно много, одним из этих проявлений является привязанность к героям  современных мультфильмов. Мы выяснили предпочтения каждого ребенка, и, с помощью любимых героев создали условия, способствующие накоплению социального опыта, развитию умения ребенка войти в детское сообщество, познавать мир сверстников, приобщаться к ценностям других людей, формировать собственную систему ценностей, т.о осуществляя процесс индивидуализации.

Российский психолог М.  Осорина  писала: «Мы все были детьми и пользовались уроками детской субкультуры. Став взрослыми, мы забываем её уроки, которые очень нам бы пригодились в понимании наших детей»

Часто мы используем в образовательном процессе  «героев нашего времени», любимых нами персонажей (Крокодил Гена, Чебурашка, кот Леопольд и др.) Честные, добрые, им не нужна была цензура, чтобы положительным образом влиять на детей. Но мы не можем не учитывать интересов наших  детей. Герои современных мультфильмов часто неоднозначны, их диалоги не всегда имеют воспитательную ценность. Но эти герои  дают нам возможность проникнуть в секретный мир детей, понять мотивы их поступков, особенности личностных качеств!

       Чтобы понять, почему ребенок выбирает того или иного персонажа, мы стали внимательно смотреть любимые детьми мультфильмы, разбираться в характерах героев.  Это дало возможность лучше узнать черты характера, особенности личности каждого ребенка.

Например, любимый многими, мультфильм «Смешарики». Даже взрослые могут узнать среди персонажей себя! У каждого героя мультсериала свой характер, темперамент, особенности личности, ценности. Но они замечательно друг друга дополняют. И именно в обществе друг друга каждый может проявить свою индивидуальность.  Кар-Карыч – лидер и, в то же время, творческая натура.  Лосяш – типичный ученый, деятельный, эмоциональный. Копатыч - трудолюбивый, ответственный и дисциплинированный. Можно долго рассуждать о персонажах мультфильма. Но….наши дети. Нам важны особенности их личности!

    Почему, например один выбирает  трусливого Ежика, другой трудолюбивого Копатыча, а третий веселого Кроша….

     В нашей группе проводниками в мир здоровья (социального, психологического, физического) стали Смешарики, в мир познания – Фиксики, с правилами безопасного поведения нам помогает  знакомиться  «Щенячий патруль».

        Мы стали собирать вместе с детьми коллекции любимых персонажей, устраивать выставки, включать персонажей в образовательный процесс.

Этого, конечно, недостаточно. Воспитатель должен стать своим среди детей.

Наша модель взаимодействия  - играть в игры, в которые хотят играть дети, принимать их правила!

        Ребенок принес в группу любимую игрушку. «Ух ты, это  Нюша? Мне она тоже очень нравиться!» Предмет общего интереса – хороший повод для взаимодействия и диалога. Далее намеренно включаем в диалог ошибку: «Нюша любит заниматься огородом!»

- «Что вы! Это же Копатыч!» - смеётся ребенок.

    Таким образом удовлетворяются потребности ребенка в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке.

Мы заметили также, что  дети нашей группы любят мелкие игрушки. Вспомним, когда мы были детьми, не было такого количества малюсеньких друзей. Это прекрасная возможность удовлетворить еще одну потребность ребенка, еще один элемент детской субкультуры. Сокровищницы – хранилище личных, неприкосновенных вещей, позволяющие детям знать и учитывать  интересы других детей, познать мир сверстников. В нашей группе это коробочки, дети сами их украшают и хранят  в них свои сокровища.

     Еще одним Важным фактором детской субкультуры является место. Собственное место для ребенка это попытка утвердиться, для тревожных, замкнутых детей это особенно важно. В нашей группе есть несколько маленьких  ковриков, это привлекает детей, удовлетворяет их потребность в уединении, в личном пространстве, объединяет  по интересам.

    Детская субкультура  -  это  только один из компонентов детской модели мира. Но очень важный, дающий возможность глубже познать ребенка.

     В заключение  отметим, что дети растут, меняются их игровые предпочтения, и мы, взрослые должны быть внимательными, замечать эти изменения, чтобы быть своим среди детей.

Список литературы:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  2. Савенков, А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей/А.И.Савенков – М.: Национальный книжный центр, 2015.- 128 с.
  3. Осорина, М.В.  Секретный мир детей/ М.В. Осорина – Спб.: Питер, 2009. – 304 с.
  4. Шиманская, В. Что такое эмоции и как с ними дружить/ В. Шиманская, Г. Шиманский – М.: Издательство Бомбора, 2018.- 126 с.
  5. Ленина, В.О.Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста/В.О. Ленина, А.А.Огир, О.В. Вартанян, Л.Ю. Борохович //Молодой учёный. Международный научный журнал. – 2017. -  № 2(147) – с. 569

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Значение эмоционального благополучия развития социально-эмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства способствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительност...

«СИСТЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемыАнализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Формулиро...

Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста "В сказочной стране эмоций"

Возраст целевой группы: 4 – 5 летЦель пособия: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи пособия:- закрепление знаний детей об эмоциональных состояниях;- активизация словаря эмоциональн...

Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах.Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных со...

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Консультация для педагогов "Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения"...

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...