Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
методическая разработка

Гилева Анна Юрьевна

Хочу представить вашему вниманию семинар: "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста". Семинар был проведен 20.03.2019 года с педагогами МБОУ "Гимназия "Планета Детства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_frebelyu.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»

г. Рубцовск Алтайского края

Семинар для педагогов

Тема: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»

в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Выполнили:

Воспитатели,

 Гилева А.Ю.,

Циммерман А.А.,

Полякова А.А.

Рубцовск, 2018


Цель: Повышение компетентности педагогов в применении игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Задачи:    

1. Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;

2. Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;

3.  Вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; 

4. Развивать творческую активность педагогов;

5. Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Оборудование: игровые наборы Фрёбеля, мультимедийное оборудование, шаблоны (лица и мордочки).


Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с вами. Сегодня мы с вами поговорим о детских играх. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Наше дошкольное учреждение оборудовано разнообразными дидактическими, игровыми материалами, среди которого особо хотелось бы выделить набор «Дары Фребеля». Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фребеля» полностью соответствует с ФГОС ДО. Эстетичен, безопасен в использовании, предназначен  для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской. В нашем детском саду набор «Дары Фрёбеля» применяется с детьми, начиная с раннего дошкольного  возраста на групповых занятиях, индивидуальных занятиях с психологом, а так же в режимных моментах. В программе «Тропинки» адаптированы педагогические идеи Фрёбеля.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Ф. Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей – так называемые «дары Фребеля». Он создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов. В настоящее время на рынке обычно встречается 14 модулей образовательных материалов Фребеля (СЛАЙД 3-14):

  1. Текстильные мячики;
  2. Основные тела;
  3. Куб из кубиков;
  4. Куб из брусков;
  5. Кубики и призмы;
  6.  Кубики, столбики, кирпичики;
  7. Цветные фигуры;
  8. Палочки;
  9. Кольца и полукольца;
  10. Фишки;
  11. Цветные тела;
  12. Мозаика. Шнуровка;
  13. Башенки;
  14. Арки и цифры.

Пособия изготовлены из качественного натурального материала - дерева, каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером.

Педагог может работать не только по методике, предложенной Фребелем, но и вправе проявить свое творчество и фантазию, продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.

Развивающие материалы Фребеля способствуют развитию следующих функций:

  1. Развитие творчества детей (дети понимают главное значение процесса работы с материалами и учатся комбинировать их)
  2. Развитие концепции чисел (дети понимают значение математических действий)
  3. Развитие концепции эквивалентности (понимание характеристик предмета)
  4. Развитие логических способностей (дети учатся рассуждать, делать выводы и умозаключения)
  5. Развитие концепции правил и порядка (дети учатся убирать материалы на свое место)
  6. Понимание концепции форм (дети учатся преобразовывать разные формы)
  7. Развитие социальных и коммуникативных умений детей (дети понимают значение части и целого).

Материалы Фребеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами. Материалы способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, прикидывать, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).

Работая с материалами Фребеля педагог направляет, облегчает и  стимулирует процесс познания, планирует и создает безопасную обстановку в группе. Играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями.  Дары Фрёбеля можно использовать по областям. Комплекты методических пособий имеются в нашем детском саду. Дары Фрёбеля  нужно используется  на каждой тематической неделе, так как это прописано в методическом пособии к программе «Тропинки».

А сейчас приступаем к практической части нашего семинара. Дидактические игры с педагогами.

1. Дидактическая игра «Золушка» с использованием модуля №10 «Фишки»

Задачи: Учить детей сравнивать предметы по основным и оттеночным цветам. Закреплять умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова такой, не такой. Пополнить словарь детей за счёт слов: много, одна, полный, пустой, больше, меньше и т. д. Выполнять простые действия с фишками. Развитие мелкой моторики и массаж рук.

Подготовка к игре: Рассматривание набора; получая удовольствие, перемешать вместе с детьми фишки.

Ход игры: Дети по одной фишке выбирают и складывают в отдельную ёмкость, называя, классифицируя по цвету.

2. «Создай лицо, мордочку» с использованием модуля №9 «Кольца и полукольца»

Задачи:

Детишкам предлагается наборов карточек для одного из вариантов использования данного пособия - дидактической игры «Эмоции». Они могут быть использованы для различных занятий, самостоятельных упражнений детей, совместных игр, а также индивидуальной работы с ребенком на развитие эмоциональной сферы. Ведь очень важно знакомить детей со своим эмоциональным состоянием и эмоциями других людей. Поиграть с эмоциональным состоянием можно как на карточках с изображениями людей, так и животных. Для организации данной дидактической игры можно использовать все имеющиеся модули технологии «Дары Фрёбеля».

3. «Составь из фигур»

Цель игры: в игровой форме научить детей различать геометрические фигуры, цвета, пользуясь образцом, составлять фигуры предметов и животных, ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Начинать лучше с одного образца. Пусть ребёнок из имеющихся геометрических фигур подберёт к ней подходящие по цвету и размеру, попытается сложить самостоятельно.Игра содержит как простые, так и более сложные образцы, закрепить знание геометрических фигур, дать представление о том, что фигуры могут быть разных цветов и размеров, развить у него образное и логическое мышление, воспитать усидчивость и внимательность.

Пример работы с образцами.

1.Совместно с педагогом ребёнок рассматривает образец и определяет что на ней изображено.

2.Ребёнок называет геометрические фигуры, имеющиеся на образце, их цвет и размер.

3.Подбор необходимых геометрических фигур и составление представленного образца.

4.Игра имеет развитие: ребёнок может придумать изображение самостоятельно или воспроизвести по памяти.

4. Конструирование мебели с использованием модуля №6

Таким образом, мы, педагоги ДОУ, уверены, что эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям, а также интересны воспитателям.

Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более двухсот пятидесяти лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна.

Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного  возраста, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка в частности, а так же их желания, интересы. Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...

«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...

Использование игровых технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Использование игровых технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста...

"Использование манной крупы в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"

laquo;Использование манной крупы в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Использование манной крупы в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраст...

Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Актуальность выбранной темы связана с тем,что приближается Новый год-самый волшебный ,самый удивительный праздник,любимый и взрослыми и детьми.Новый год дарит ожидание чуда,удивительных сюрпризов и по...

«Использование квест – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Чем разнообразн...

«Использование камешков Марблс в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

laquo;Использование камешков Марблс в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»...