«Предметно-развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
статья (младшая группа)

Тимофеева Галина Николаевна

                           Предметно-развивающая среда ДОУ  в соответствии с ФГОС ДО

 

Здоровье ребенка – вот о чем думают родители, отдавая его в дошкольное учреждение. Как, оставляя малыша в детском саду, можно быть уверенным в том, что его здоровье будет сохранено.

Задумываясь над этим, мы говорим не только о физическом здоровье ребенка, но и о психологическом.

      В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно-развивающей среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив группы.

      Под предметно-развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

      Концепция построения предметно-развивающей среды требует предоставления каждому ребёнку права самостоятельного выбора деятельности. Это открывает ему каналы для саморазвития и возможность максимально проявлять себя как творческую личность. Среда является многомерным развивающим пространством, которое обеспечивает детям возможность свободного выбора деятельности, её содержания, а значит возможность полноценного развития.

     Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Известный французский педагог Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

    Определяющим моментом создания предметной среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы. Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:

- гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

- непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;

- вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

- интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

- открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

- установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

   Пространственная развивающая среда включает в себя совокупность подпространств, в ней должны прослеживаться определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

 - социально – коммуникативное развитие;

 - познавательное развитие;

-  речевое развитие;

 - художественно – эстетическое развитие;

 - физическое развитие. 

   Требования к организации предметно-развивающей среды с учетом образовательных областей:

 

  1. В каждой возрастной группе нужно создавать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной).
  2. Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Подбор оборудования и материалов для групп определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как и во что играть.
  3.  Динамичность – статичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть необходимо заменять, переставлять оборудование.
  4. Функциональность предметов развивающей среды. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию.
  5. Среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим интересам мальчиков и девочек.
  6. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха (уголок уединения с мягкими подушками, мягкая мебель в тихой зоне)

   Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. 

 

  В качестве таких центров развития могут быть:

- для настольно-печатных игр,

- книжный,

- игровой центр с крупными конструкциями (блоки, домики, тоннели и др.),

- для ролевых игр,

- выставка детского творчества,

- природы (наблюдений за природой),

- для игр с песком,

- игровой центр (с игрушками, строительным материалом),

- для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей (конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.),

- спортивный.

   Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая  среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

 

Литература:

  1. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4.Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.
  2. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007 –119 с.
  3. Вераксы Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования– М. Мозаика-Синтез, 2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sayt.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

                    Предметно-развивающая среда ДОУ

 в соответствии с ФГОС ДО

Здоровье ребенка – вот о чем думают родители, отдавая его в дошкольное учреждение. Как, оставляя малыша в детском саду, можно быть уверенным в том, что его здоровье будет сохранено.

Задумываясь над этим, мы говорим не только о физическом здоровье ребенка, но и о психологическом.

      В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно-развивающей среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив группы.

      Под предметно-развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

      Концепция построения предметно-развивающей среды требует предоставления каждому ребёнку права самостоятельного выбора деятельности. Это открывает ему каналы для саморазвития и возможность максимально проявлять себя как творческую личность. Среда является многомерным развивающим пространством, которое обеспечивает детям возможность свободного выбора деятельности, её содержания, а значит возможность полноценного развития.

     Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Известный французский педагог Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

    Определяющим моментом создания предметной среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы. Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:

- гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

- непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;

- вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

- интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

- открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

- установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

   Пространственная развивающая среда включает в себя совокупность подпространств, в ней должны прослеживаться определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

 - социально – коммуникативное развитие;

 - познавательное развитие;

-  речевое развитие;

 - художественно – эстетическое развитие;

 - физическое развитие. 

   Требования к организации предметно-развивающей среды с учетом образовательных областей:

  1. В каждой возрастной группе нужно создавать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной).
  2. Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Подбор оборудования и материалов для групп определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как и во что играть.
  3.  Динамичность – статичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть необходимо заменять, переставлять оборудование.
  4. Функциональность предметов развивающей среды. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию.
  5. Среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим интересам мальчиков и девочек.
  6. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха (уголок уединения с мягкими подушками, мягкая мебель в тихой зоне)

   Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.  

  В качестве таких центров развития могут быть:

- для настольно-печатных игр,

- книжный,

- игровой центр с крупными конструкциями (блоки, домики, тоннели и др.),

- для ролевых игр,

- выставка детского творчества,

- природы (наблюдений за природой),

- для игр с песком,

- игровой центр (с игрушками, строительным материалом),

- для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей (конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.),

- спортивный.

   Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая  среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Литература:

  1. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4.Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.
  2. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007 –119 с.
  3. Вераксы Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования– М. Мозаика-Синтез, 2014

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно – развивающей среды группы в соответствии с ФГОС по «Физическому развитию»

Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровь...

Консультация для педагогов Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уро...

Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС

Предметно-развивающая среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фу...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

«Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Консультация для воспитателей

Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательн...

Консультация для воспитателей «Требования к созданию предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС»

В статье рассматривается проблема организации развивающей среды в детском саду. Раскрыта важность  безопасности жизни детей, укрепления здоровья и закаливания организма каждого из них. Орган...