Картотека театрализованных игр
картотека

Старыгина Мария Николаевна

Картотека театрализованных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека театрализованных игр34.64 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, направленные на развитие сюжетосложения

Игра «Сотворение чуда»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей. Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.
Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им не свойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатий и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.

Игра «Зоопарк»

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.
Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.
Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.

Игра «На мостике»

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».
Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Игра «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.
Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.


Педагогические ситуации, разрешаемые с помощью режиссерской игры

«Погружение в сказку»

Цель: учить создавать воображаемую ситуацию.
«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например: посмотреть на вещи стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко?), миска (Может в этой миске испекли Колобок?) и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

«Специальное» зеркало

Цель: учить проигрывать  различные эмоциональные состояния.
Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем - выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

«Интересные эпизоды из сказки»

Цель: учить проигрывать  отрывки  из сказки по замыслу режиссёра.

Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

«Мы - режиссёры»

Цель: учить режиссёрской игре.
Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом.

«Рисование картинок»

Цель: учить рисовать сюжет к картинке  по замыслу режиссёра.

Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

«Правила в играх»

Цель: учить усваивать нравственные правила и задачи по замыслу режиссёра..
Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

«Сюжеты в играх»

Цель: учить составлять сюжеты по замыслу режиссёра.

Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то режиссерские игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.

«Рак – отшельник»

Цель: учить выбирать сюжет; создавать сценическое пространство.

Действующие лица: Рак-отшельник, морская роза, медуза, водоросли, краб, мурена, дельфины.

Игровые действия: Рак-отшельник, главное действующее лицо, ищет друга. Морская роза -  красавица, всегда печальна, тоже ищет друга. Медуза: очень высокомерна, ни с кем не хочет дружить. Краб: немного хвастлив и всегда готов повеселиться. Мурена: злая рыба, живет в своей норе, никого не хочет видеть, не желает ни с кем дружить, в обитателях моря видит только источник пропитания. Дельфины: дружная добрая пара, помогают всем морским жителям подружиться.

Описание сюжета:

Солнце, песок, море. Рак-отшельник печален, море кажется ему серым. Проплывающие мимо дельфины советуют ему найти друга - тогда мир станет ярче. Рак-отшельник принимает их совет и пытается подружиться с медузой, но та остается равнодушной к его просьбе и уплывает. В поисках друга он встречает разных обитателей моря (краб, мурена), которые очень заняты собой и ни с кем не хотят дружить. Печальный рак подплывает к водорослям и встречает там прекрасную морскую розу. Она тоже страдает от одиночества. Рак-отшельник предлагает ей свою дружбу, и роза не отказывает ему. Они танцуют вместе и очень счастливы.

Основные моменты режиссерской игры:

*Выбор сюжета: Для данной режиссерской игры выбрана сказка Б. Заходера «Рак-отшельник и роза». На первом этапе сказка была прочитана детям, и каждый ребенок выбрал себе роль того персонажа, который ему понравился.

*Создание сценического пространства: На сцене с помощью декораций, музыки создана атмосфера моря, где разворачивается действие сказки, очень важный момент режиссерской игры. Чем ярче, интереснее сценическое пространство, тем легче увлечь детей сюжетом сказки, игрой-спектаклем

*Создание сценического образа «Я» - не «Я»: В игре-спектакле «Рак-отшельник роза» сделана попытка создать пластические образы морских обитателей, создания образов были использованы такие элементы театрального искусства, как костюм и грим.

*Действие в соответствии с сюжетом сказки: Перед детьми ставится следующая задача - делать на сцене не то, что я хочу, а действовать в образе и по сюжету, т. е. я делаю то, что делает мой персонаж, Методом театральных этюдов, с помощь игры-импровизации воспитатель на репетициях помогает ребенку понять.

«Найти недостающего героя»

Цель: закрепить знания о сказочно-былинном жанре, особенностях изображения, его назначении.

Материал: картинки с изображением сказочных персонажей (Красная Шапочка и волк, Дюймовочка и Эльф и т.д.)

Задание: найти пару сказочному персонажу, обосновать свой выбор, рассказать. Какую роль выполняет этот герой.

«Добрые и злые герои»

Цель: Учить классифицировать сказочных героев по принципам: добрые и злые, глупые и умные, смешные и страшные.

Материал: картинки с изображением различных сказочных персонажей с ярко выраженными чертами характера (Емеля, Баба Яга, Змей Горыныч, Елена Прекрасная и др.)

Задание: найти пару сказочных героев противоположного значения и обосновать свой выбор.

«Путешествие в страну сказок»

Цель: Учить узнавать персонажей из знакомых сказок по куклам, по репликам из сказок, по загадкам.

Воспитатель показывает иллюстрации, дети узнают сказку и называют ее. Дети выбирают иллюстрации и рассказывают эпизоды из сказок « Лисичка сестричка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», т.д.

Воспитатель включает магнитофон - звучит сказка «Красная шапочка», дети узнают и называют автора сказки.

Воспитатель показывает книгу «Гуси - лебеди», дети ее называют, и воспитатель предлагает поиграть в игру, в соответствии с названием сказки.

Воспитатель загадывает загадки по сказкам, и дети дают ответы.                  


Ассоциации

Водящий выходит за дверь, все играющие задумывают одного из присутствующих. Вернувшись, водящий задает пять вопросов на ассоциацию. Например: краской какого цвета мог бы быть этот человек? С какой музыкой (погодой, одеждой, пищей и т. п.) ассоциируется этот человек? Играющие отвечают на вопросы водящего, а он угадывает человека, о котором идет речь. А вот еще один вариант, который просто необходим в том случае, если всем сразу захотелось быть "объектами игры". Все берут по листочку бумаги, подписывают их внизу, договариваются о том, как по кругу передавать эти листочки. Ответы (на вопросы из предыдущего варианта) записываются и заворачиваются. Через несколько минут, когда листки пройдут круг, у каждого в руках будет уникальный документ - характеристика в ассоциациях.

Бабах.

Ведущий читает текст и показывает движения, дети повторяют.
Жил да был в лесу Бабах… (Дети стучат по столу.)
Ночью сладко спал в кустах… (Дети кладут руки под щеку.)
Днем по лесу он ходил… (Топают.)
И мешок с собой носил… (Показывают, как несут мешок.)
Как развяжет он мешок… (Развязывают.)
Звуки-стуки сразу — скок… (Прыгают.)
И давай в лесу стучать… (Хлопают в ладоши.)
Чтоб кого-то напугать... (Делают «страшные» лица.)
Зайчика-трусишку... (Руками показывают ушки.)
Серенькую мышку... (Водят пальцем, как хвостиком.)
Ежиху колючую… (Отдергивают руку, словно укололись.)
Но в крапиву жгучую
Сам случайно он упал… (Закрывают лицо руками.)
Свой мешочек потерял… (Разводят руки.)
И теперь он не Бабах… (Дети тихо стучат по столу.)
А тихоня Пых в кустах… (Вздыхают и опускают голову.)

В порту разгружается корабль

Ведущий говорит: "Я попрошу вас повторять за мной все движения. Начинаем. В порту разгружается корабль, груженый веерами". Все должны правой  рукой показать движение веера. Затем он продолжает: "В порту разгружается корабль, груженый веерами и ножными швейными машинками". Все показывают, что говорит ведущий. Корабль большой. И везет он еще кресла - качалки, китайских болванчиков, качающих головой, ножницы, футбольные мячи и т.д. Все это показывается одновременно.

Веселые мартышки

Ведущий говорит слова: "Мы - веселые мартышки, мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем, надуваем щечки, скачем на носочках и друг другу даже язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску. Оттопырим ушки, хвостик на макушке. Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я цифру "3", все с гримасами замри". Игроки повторяют всё за ведущим.

Времена года

Ведущий объясняет условия игры: если речь идет о лете, игроки обмахиваются руками, о зиме — обхватив себя руками, дрожат, весну изображают, показывая «фонарики», а осень — взмахивая руками, будто крыльями.
Солнышко сияет ярко.
Дед Мороз несет подарки.
Птицы с юга прилетают.
Все на пляже загорают.
Грибы собрать пришла пора.
Горку лепит детвора.
Листья с дерева слетают.
Снежные сугробы тают.
На ветвях набухли почки.
В школу мы несем цветочки.
Хоккеисты режут лед.
Пруд купаться всех зовет.
Нудный дождик моросит.
А в берлоге мишка спит.
Мать-и-мачеха цветет.
Наступает Новый год.
Соловьи поют на ели.
Дети шубы все надели.
Улетел от нас скворец.
А игре нашей конец!

Гримаса

Вариант «Испорченного телефона». Первый игрок строит гримасу и поворачивается к соседу. Тот старается сделать такое же лицо и поворачивается к следующему. Гримасничанье группы само по себе забавно, но самое интересное — сравнить гримасу первого игрока и последнего.

Гримеры

Предложить играющим выбрать наиболее похожего на себя героя сказок и загримировать себя так, чтобы было наибольшее сходство. Выигрывает тот, кто больше всех похож на своего персонажа.

Елочки бывают…

Водящий говорит: «Елочки бывают большими, пушистыми, кривыми…» — и при этом показывает движения, не имеющие отношения к сказанному (на слово «большими» не поднимает руки вверх, а качается из стороны в сторону и т. д.). Игроки же должны изобразить правильно. Допустивший ошибку становится водящим и выбирает другое слово.

Зимняя прогулка

Со мной, ребята, поиграйте,

Движенья дружно повторяйте!

Погулять пошли мы в лес (шагаем на месте),

Полный сказочных чудес.

По сугробам мы шагаем,

Выше ноги поднимаем. (Шагаем, высоко поднимая ноги.)

В руки снега наберем (наклоняемся)

И снежки лепить начнем («лепим» снежки),

Кинем их вперед скорей,

Испугаем всех зверей. (Выбрасываем вперед правую руку.)

Нам теперь согреться нужно,

Потрем свои ладошки дружно (потираем ладошки),

Теперь уши, щеки, нос (дотрагиваемся до ушей, щек, носа),

И не страшен нам мороз!

Соседу слева мы поможем,

Его ухо потрем тоже (поворачиваемся налево, дотрагиваемся до уха соседа),

А теперь соседа справа. (Дотрагиваемся до уха соседа справа.)

Молодцы, ребята! Браво!

Испорченный телефон (пантомима)

Все удаляются из комнаты, остаются только 1-2 ведущих и 1-2 игрока. Ведущие рассказывают игрокам о каком-нибудь событии, например, «шел мужчина, встретил женщину и т. д.». Вызывают следующих участников и игроки показывают всё, что услышали от ведущих. Затем вызывают следующих и предыдущие уже рассказывают им всё, что поняли из показа и т.д., до последнего участника. Когда последний изобразит то, что до него дошло, ведущие рассказывают что же было на самом деле.

Кот и крот

Перед игрой Ведущий называет слова и показывает заменяющие их жесты. Слову «кот» соответствует жест «усы» (указательные пальцы обеих рук соприкасаются под носом, а потом разводятся в стороны), слову «крот» — жест «глаза» (большой и указательный пальцы на обеих руках соединяют в кольцо и подносят к глазам), «ход» — руки вытягивают вперед, «плод» — обеими руками рисуют в воздухе овал, «огород» — руки вытягивают вперед и растопыривают пальцы, «лоб» — дотрагиваются до лба, «подземный» — направляют руки вперед и вниз.

Морские путешественники

Игра не требует разделения на команды и проводится на большой площадке. Ведущий подает команды, а те, кто не смог их выполнить, покидают игру. По команде «корабль» все играющие становятся в колонну из пяти человек. При слове «парусник» в колонне должно быть четыре игрока, «каноэ» — три, «шлюпка» — два. По команде «капитан» все отдают честь ведущему, а он замечает, кто это сделал последним, и выводит его из игры.

Манекены

Взрослый вариант популярной детской игры "День и ночь". При внезапной остановке музыки танцующие замирают в такой позе, в какой они оказались в этот момент. Тот, кто теряет равновесие, платит фант.

Мы автобус ожидали

Дети встают в круг. Ведущий рассказывает историю и показывает действия, которые дети повторяют.
Мы автобус ожидали. (Сделав руку козырьком, смотрят вдаль.)
Увидали, побежали. (Бегут на месте.)
Заскочили, покачались (раскачиваются в стороны, одна рука вверх, будто на поручне)
И в салоне потолкались. (Раскачиваясь, касаются плечами.)
У окошка место есть? (Подносят руку козырьком к глазам.)
Кто устал, тот может сесть. (Приседают.)
И про слабых не забыли (отрицательно качают головой),
Быстро место уступили. (Встают.)
Мы к соседям повернулись (поворачиваются в одну, затем в другую сторону)
И друг другу улыбнулись. (Улыбаются соседям слева и справа поочередно.)
По плечу похлопали (дружески хлопают соседа)
И к выходу потопали. (Шагают.)
Вежливо извиняемся (наклоняют голову),
Местами мы меняемся. (Меняются местами с соседями.)
До поручней дотянулись (тянутся),
Вышли все и обернулись (оборачиваются назад),
Всем ладошкой помахали (машут рукой)
И вприпрыжку поскакали. (Подскакивают.)

Ведущий читает текст, а играющие хором говорят, как издают звуки названные животные.
Дятел — знатный дирижер —
Пригласил знакомых в хор:
Мышь, быка, пчелу, лягушку,
Глухаря, лису, кукушку,
Утку, голубя и выпь.
«Кого б еще мне пригласить?»
Кликнул пса, змею позвал,
Ведь у них такой вокал!
Хор построился, и с песней
Вышло очень интересно!
Бык… (Мычит.)
Пес… (Рычит.)
Мышь… (Пищит.)
А утка… (Крякает.)
Голубь… (Воркует.)
Глухарь… (Токует.)
Кукушка… (Кукует.)
Лягушка… (Квакает.)
Пчела… (Жужжит.)
Змея… (Шипит.)
Выпь… (Кричит.)
Лисица… (Тявкает.)
Дятла так потряс вокал,
Что он в обморок упал!

На заработок

Водящий — купец, который нанимает работников. Остальные игроки тихо договариваются, на какую работу они будут наниматься. Работу можно показывать всем одновременно только движениями. Звучит диалог:
— Здравствуй, купец!
— Зачем пришли?
— На работу наниматься!
— А что вы умеете делать?
— А вот что!..
Игроки молча показывают загаданную работу. Если купец догадывается, что ему показывают, то говорит, например: «Повара мне не нужны!» — и с этими словами бежит ловить игроков. Пойманный становится купцом. Если купец с трех попыток не смог назвать работу, то ему говорят: «Не догадался — без работников остался!» — и вновь идут договариваться, какую

На посту

Ведущий произносит текст, меняя действующих лиц и движения.
Рано утром, на рассвете,
На посту стоял солдат.
(Генерала, нарушителя, повара, маму, девушку, тренера) он заметил,
Сделал сразу же вот так! (Отдал честь, прицелился, начал работать ложкой, помахал рукой, послал воздушный поцелуй, сделал приседания.)
Потом можно попробовать перепутать движения и действующих лиц.

Не делай так…

Ведущий предлагает исполнить известную песню с другими словами:
Если Дед Мороз пришел, не делай так…
Если Дед Мороз пришел, не делай так…
Если Дед Мороз пришел, это очень хорошо.
Если Дед Мороз пришел, не делай так…
Варианты жестов, которые не надо делать: «угроза кулаком», «палец у виска», «показать язык», «кукиш», «грозим пальцем».

Осень птицей прилетела

Движения выполняются в медленном темпе, с каждым очередным повтором стихотворения они убыстряются.
Осень птицей прилетела. (Имитируем взмах крыльев.)
По грибы идти велела. (Приседаем.)
Кружит листья все опять. (Руки складываем перед грудью, поворачиваем туловище.)
Мы скорей бежим гулять. (Бежим на месте.)
В лужу прыгнули все дружно. (Прыгаем на месте.)
Нам ее измерить нужно. (Попеременно поднимаем ноги.)
Не берем с собой зонты. (Руки скрещиваем над головой, изображая крышу.)
Осень любим я и ты. (Кланяемся.)

Паровозик с подарками

Ведущий произносит текст, дети выполняют движения.

К нам приехал паровоз.

Что с собою он привез?

Он устал, он глух и нем.

Он привез вагончик с чем?

С топотушками… (Дети топают.)

С хлопушками… (Дети хлопают в ладоши.)

С мигалками… (Дети подмигивают.)

С кричалками… (Дети кричат.)

С обнималками… (Дети обнимаются.)

Покажите высший класс

Эй, мальчишки и девчонки,

Что стоите вы в сторонке?

Проведу игру для вас.

Покажите высший класс!

Мальчики, за руль садитесь

И покрепче пристегнитесь.

Надавите-ка на газ!

Покажите высший класс!

Сказка

Когда у вас собрались не менее 5-10 гостей (возраст значения не имеет), предложите им эту игру. Возьмите детскую книжку со сказкой (чем проще - тем лучше, идеально подходят - "Курочка Ряба", "Колобок", "Репка", "Теремок" и т. д). Выберите ведущего (он будет чтецом). Из книжки на отдельные листочки выпишите всех героев сказки, включая, если позволяет количество человек, деревья, пеньки, речку, ведра и т. д. Все гости тянут бумажки с ролями. Ведущий начинает читать сказку, и все герои "оживают"…

Торт-концерт

На празднике или дне рождения подается торт, разрезанный на куски. В каждом куске - флажок с номером, Когда гости разбирают свои куски, хозяин объявляет, что номера означают задания:
 - спеть песню,
 - прочитать стихотворение,
 - загадать загадку,
 - станцевать лезгинку,
 - изобразить пантомиму и т. п.
Пока гость не выполнит задание, ему не разрешается съесть свой кусок торта.

Фокины дети

У Фоки было семь детей,
Семь детей, семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга все глядели.
Делали все так!
При последних словах ведущий делает гримасу, принимает какую-нибудь позу или кричит петухом. Дети повторяют за ведущим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека театрализованных игр

В картотеке представлены игры на развитие воображения и творчества, выразительной мимики, жестов и пластики....

Картотека театрализованных игр

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫЭСТАФЕТАЦель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не...

Картотека театрализованных игр.

Расширение театрально-игрового опыта осуществляется в театрализованных играх. Театрализованная игра является средством самовыражения,  самореализации ребёнка в разных видах творчества, самоутверж...

Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры целью которых является развитие внимания, памяти, воображения,выдержки,фантазии,наблюдательности...

Картотека театрализованных игр во 2 младшей группе

Картотека удобна при написании плана работы на день.Карточки размером 10х15,поэтому могут быть размещены в обычный альбом для фото....

Картотека Театрализованных игр для детей 3 - 7 лет

Картотека театрализованных игр подобран с учетом возрастных особенностей детей 3 - 7 лет и распределен по возрастным группам. Театрализованные игры учат детей ориентироваться в пространстве, рав­номер...

Картотека театрализованных игр (старшая группа)

Подборка театрализованных игр для детей 5-6 лет....