ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЦЕЛОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ДОО
опыты и эксперименты
Главное достоинство метода экспериментирования, заключается в том, что он даёт детям реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В прцессе экспериментирования идёт обогощение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЦЕЛОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ДОО
- Опыты, эксперименты – одна из форм познавательно-исследовательской деятельности
Толковые, энциклопедические словари трактуют исходный смысл греческого «experimentum» как синонимы слов-терминов «опыт» и «эксперимент». (П.Г. Саморукова)
Элементарный опыт (эксперимент)– это наблюдение, проводимое в специально организационных условиях
Цель: создание условий для осуществления детского экспериментирования.
- Задачи:
- 1.Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.
- 2. Учить детей проверять возможные решения экспериментальным путем.
- 3.Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.
- 4. Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.
- 5. Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.
- 6. Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с
Особая деятельность детей – познавательно-исследовательская
Удовлетворяя свою любознательность в процессе
активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой — овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинноследственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
Технология организации культурных практик
В основе лежит поисково-исследовательская технология:
1 шаг. Постановка проблемы и создание проблемной ситуации («знание и незнании») в виде:
- проблемного вопроса ребенка или взрослого
- задания
- демонстрация опыта
- рассказ о каком-либо необычном факте
2 шаг. Выдвижение гипотез на основе привлечения имеющегося у детей опыта
3 шаг. Решение проблемы
- использование аналогий
- сообщение детям дополнительной информации
- организация деятельности (опыт, эксперимент, пробующие действия) и оценка результатов деятельности (что получилось?)
4 шаг. Формулирование вывода, установление связи с известным
5 шаг. Решение творческой задачи на основе вывода (создать, придумать, изобрести…)
Приёмы организации занятий:
- Привлечение внимания группы интригующим материалом или демонстрацией необычного эффекта.
- Эксперимент (один набор на 3-4 участников).
- Обсуждение полученных эффектов.
- Смена условий опыта.
- Формулирование причинно-следственных связей (если…, то…; потому что……).
- Задание для родителей (понаблюдать, поэкспериментировать, прочитать...)
Планирование занятий:
- Цель – образовательный продукт, его можно продиагностировать
- 1. Ценностное наполнение (связь с видением и личным отношением).
- 2. Реалистичность – ясность и четкость (отличие от мечты).
- 3. Отвечает на вопрос «ЗАЧЕМ? РАДИ ЧЕГО?».
- 4. Может формулироваться через отглагольное существительное (воспитание, развитие, сохранение, поддержка, расширение, возрождение и т.п.) или глаголы.
- 5. Не может быть поставлена для кого-то – осознается самим субъектом, но может быть принята вместе.
- 6. Связь с конкретным конечным результатом (результаты являются показателями достижения цели).
- 7. Разные цели в деятельности имеют иерархическое построение.
Методические рекомендации по работе с примерной основной образовательной программой ДО и ФГОС ДО. – М.ФИРО, 2016
Какое количество занятий в неделю познавательно-исследовательской деятельности следует планировать?
Среднее количество занятий в неделю познавательно-исследовательской деятельности в младшей и средней группе – не менее 1;
в старшей и подготовительной группах не менее 2.
Типы материалов в дошкольных группах:
- 2-3 года. Преобладающими должны быть объекты в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала.
- В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место.
- В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала.
- В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.
Объекты для исследования в реальном действии:
- Материалы для сенсорного развития М. Монтессори (вкладыши формы, объекты для сериации и др.), головоломки, «проблемные ящики», коллекции минералов, ракушек, плодов и семян растений, образцы почв и др., лупа, весы, термометр, простые механизмы (системы шестеренок, рычагов и пр., наглядные модели копии, разного рода мозаики….
Образно-символический материал:
- картинки для иерархической классификации предметов, (установления родовидовых связей), наглядно-графические модели, схематические изображения как самих предметов и явлений, и способов их упорядочения;
- классификационные схемы-таблицы, парные картинки с реалистическими и условными изображениями предметов, схемы последовательных преобразований, схемы-планы пространственного расположения элементов целого и т.п.;
- циркули, линейки, наборы разнообразных лекал;
- наборы карточек с изображением дорожных знаков, с обозначением погодных явлений и т. п.);
- иллюстрированные издания познавательного характера (книги и альбомы);
- коллекции марок и монет
Нормативно-знаковый материал:
- Знаковые системы языка и числа:
наборы букв и цифр (магнитные, разрезные);
алфавитные таблицы, цифровые кассы, карточки с изображением количества предметов и цифр; отрывной календарь, набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур, наборы моделей: деление на части (2-16), абак.
Свободная самостоятельная деятельность детей:
Необходимо оставлять в группе предметный «след» занятия культурно-смыслового контекста, который провоцирует ребенка к воспроизведению исследовательской работы.
Например:
Опыты/экспериментирование – наборы для опытов, модели, алгоритм деятельности, карточки, схемы, картинки-изображения, значки-метки, таблица для фиксации наблюдений («График роста»)
Список литературы для детей:
- «Азбука природы» М. Ильина, Е. Сегал, «Рассказы о вещах» М. Ильина, «Почему? Зачем?
- В. Бианки «Синичкин календарь», «Мышонок Пик»), Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», М. Лермонтов «Дары Терека».
- иллюстрированные энциклопедии, детские журналы, художественные альбомы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка
Театральная педагогика обеспечивает самовыражение ребенка в творческо-продуктивной деятельности. В ее арсенале активно используются и гармонично интегрируются методы и приемы, тяготеющие и к детской и...
Влияние творческой деятельности на полноценное развитие личности ребенка
У детского творчества есть одна важная особенность; внимание уделяется процессу, а не результату. Это значит, что важна сама творчская деятельность и создание чего-то нового, при том, что ценность соз...
влияние театрализованной деятельности на развитие творческой личности ребенка!!!
Ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театральная деятельность одна из самых доступных видов деятельности для детей, она позволяет решать многие актуальные проблемы современной...
«Театрализованная деятельность как способ развития личности ребенка»
Театральная деятельность – один из мощных механизмов эстетического воспитания ребенка. Участие в драматизации, инсценировании, просмотре спектакля обогащает впечатлениями, пробуждает чувства, мысли до...
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЦЕЛОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ДОО
Главное достоинство метода экспериментирования, заключается в том, что он даёт детям реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обит...
«Влияние театральной деятельности на целостное развитие личности ребёнка-дошкольника»
Творческая деятельность и развитие творческих способностей — ребёнка-это составная часть социально-экономических и духовных направлений общественного устройства....
Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка.
Консультация для родителей...