ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЦЕЛОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ДОО
опыты и эксперименты

Советова Наталья Михайловна

Главное достоинство метода экспериментирования, заключается в том, что он даёт детям реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.  В прцессе экспериментирования идёт обогощение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЦЕЛОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ДОО  

  • Опыты, эксперименты – одна из форм познавательно-исследовательской деятельности

Толковые, энциклопедические словари трактуют исходный смысл греческого «experimentum» как   синонимы слов-терминов «опыт» и «эксперимент».    (П.Г. Саморукова)

Элементарный опыт (эксперимент)– это наблюдение, проводимое в специально организационных условиях

Цель: создание условий для осуществления детского экспериментирования.

  • Задачи:
  • 1.Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.
  • 2. Учить детей проверять возможные решения экспериментальным путем.
  • 3.Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.
  • 4. Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.
  • 5. Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.
  • 6. Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с

Особая деятельность детей – познавательно-исследовательская

Удовлетворяя свою любознательность в процессе

активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой — овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинноследственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Технология организации культурных практик

В основе лежит поисково-исследовательская технология:

1 шаг. Постановка проблемы и создание проблемной ситуации («знание и незнании») в виде:

  • проблемного вопроса ребенка или взрослого
  • задания
  • демонстрация опыта
  • рассказ о каком-либо необычном факте

2 шаг. Выдвижение гипотез на основе привлечения имеющегося у детей    опыта

3 шаг. Решение проблемы

  • использование аналогий
  • сообщение детям дополнительной информации
  • организация деятельности (опыт, эксперимент, пробующие действия) и оценка результатов деятельности (что получилось?)

4 шаг. Формулирование вывода, установление связи с известным

5 шаг. Решение творческой задачи на основе вывода (создать, придумать,      изобрести…)

Приёмы организации занятий:

  • Привлечение внимания группы интригующим материалом или демонстрацией необычного эффекта.
  • Эксперимент (один набор на 3-4 участников).
  • Обсуждение полученных эффектов.
  • Смена условий опыта.
  • Формулирование причинно-следственных связей (если…, то…; потому что……).
  •  Задание для родителей (понаблюдать, поэкспериментировать, прочитать...)

Планирование занятий:

  • Цель – образовательный продукт, его можно продиагностировать 
  • 1. Ценностное наполнение (связь с видением и личным отношением).
  • 2. Реалистичность – ясность и четкость (отличие от мечты).
  • 3. Отвечает на вопрос «ЗАЧЕМ? РАДИ ЧЕГО?».
  • 4. Может формулироваться через отглагольное существительное (воспитание, развитие, сохранение, поддержка, расширение, возрождение и т.п.) или глаголы.
  • 5. Не может быть поставлена для кого-то – осознается самим субъектом, но может быть принята вместе.
  • 6. Связь с конкретным конечным результатом (результаты являются показателями достижения цели).
  • 7.  Разные цели в деятельности имеют иерархическое построение.

Методические рекомендации по работе с примерной основной образовательной программой ДО и ФГОС ДО. – М.ФИРО, 2016

Какое количество занятий в неделю   познавательно-исследовательской деятельности   следует планировать?

Среднее количество занятий в неделю познавательно-исследовательской деятельности в младшей и средней группе – не менее 1;

 в старшей и подготовительной группах не менее 2.

Типы материалов в дошкольных группах:

  • 2-3 года. Преобладающими должны быть объекты в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала.
  • В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место.
  • В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала.
  • В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.

Объекты для исследования в реальном действии:

  • Материалы для сенсорного развития М. Монтессори (вкладыши формы, объекты для сериации и др.), головоломки, «проблемные ящики», коллекции минералов, ракушек, плодов и семян растений, образцы почв и др., лупа, весы, термометр, простые механизмы (системы шестеренок, рычагов и пр., наглядные модели копии, разного рода мозаики….

Образно-символический материал:

  • картинки для иерархической классификации предметов, (установления родовидовых связей), наглядно-графические модели, схематические изображения как самих предметов и явлений, и способов их упорядочения;
  • классификационные схемы-таблицы, парные картинки с реалистическими и условными изображениями предметов, схемы последовательных преобразований, схемы-планы пространственного расположения элементов целого и т.п.;
  • циркули, линейки, наборы разнообразных лекал;
  •  наборы карточек с изображением дорожных знаков, с обозначением погодных явлений и т. п.);
  •  иллюстрированные издания познавательного характера (книги и альбомы);
  • коллекции марок и монет

Нормативно-знаковый   материал:

  • Знаковые системы языка и числа:

 наборы букв и цифр (магнитные, разрезные);

 алфавитные таблицы, цифровые кассы, карточки с изображением количества предметов и          цифр; отрывной календарь, набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков, букв     и геометрических фигур, наборы моделей: деление на части (2-16), абак.  

Свободная самостоятельная деятельность детей:

Необходимо оставлять в группе предметный «след» занятия культурно-смыслового контекста, который провоцирует ребенка к воспроизведению исследовательской работы.

Например:

 Опыты/экспериментирование – наборы для опытов, модели, алгоритм деятельности, карточки, схемы, картинки-изображения, значки-метки, таблица для фиксации наблюдений («График роста»)

Список литературы для детей:

  • «Азбука природы» М. Ильина, Е. Сегал, «Рассказы о вещах» М. Ильина, «Почему? Зачем?
  • В. Бианки «Синичкин календарь», «Мышонок Пик»), Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», М. Лермонтов «Дары Терека».
  • иллюстрированные энциклопедии, детские журналы, художественные альбомы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка

Театральная педагогика обеспечивает самовыражение ребенка в творческо-продуктивной деятельности. В ее арсенале активно используются и гармонично интегрируются методы и приемы, тяготеющие и к детской и...

Влияние творческой деятельности на полноценное развитие личности ребенка

У детского творчества есть одна важная особенность; внимание уделяется процессу, а не результату. Это значит, что важна сама творчская деятельность и создание чего-то нового, при том, что ценность соз...

влияние театрализованной деятельности на развитие творческой личности ребенка!!!

Ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театральная деятельность   одна из самых доступных видов деятельности для детей, она позволяет решать многие актуальные проблемы современной...

«Театрализованная деятельность как способ развития личности ребенка»

Театральная деятельность – один из мощных механизмов эстетического воспитания ребенка. Участие в драматизации, инсценировании, просмотре спектакля обогащает впечатлениями, пробуждает чувства, мысли до...

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЦЕЛОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ДОО

Главное достоинство метода экспериментирования, заключается в том, что он даёт детям реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обит...

«Влияние театральной деятельности на целостное развитие личности ребёнка-дошкольника»

Творческая деятельность и развитие творческих способностей — ребёнка-это составная часть социально-экономических и духовных направлений общественного устройства....