Консультация "Лэпбук"
консультация

Галина Михайловна Новикова

Консультация "Лэпбук"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepbuk_konsultatsiya.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

 «Ещё не все колеса изобретены:

 мир слишком удивителен, чтобы сидеть сложа руки». 

Ричард Брэнсон

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогу приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения.

В ФГОС также указывается, что одим из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Это важнейший показатель детского интеллекта,

И задача педагога – создать ситуации, которые побуждают ребенка активно применять свои знания и умения, нацеливают на поиск новых творческих решений.

Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти воспитанника, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.

Интересной формой совместной работы взрослых и детей, соответствующей всем современным требованиям является создание лэпбука.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук, как можно заметить из названия, – изобретение зарубежное, пришло к нам из Америки. Придумано оно как средство обучения детей, точнее, способ организации учебного материала. 

«Лэпбук» (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap - колени, book - книга). Он обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Это папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, наклеенными маленькими книжками (мини-книжки - простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, стрелочек и т.д.), в которую помещены материалы на одну тему. Детали, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

Чем для нас привлекательна данная форма работы?

Значение для педагога:

- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;

- способствует оформления результатов совместной проектной деятельности;

- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы  с детьми;

- это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации;

- способствует привлечению родителей к участиу в проектной деятельности и в жизни группы вообще.

Значение Лэпбука для ребенка:

- способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;

- способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;

- способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.

Таким образом, лэпбук помогает:

  • структурировать сложную информацию;
  • развивает познавательный интерес и творческое мышление;
  • разнообразить даже самую скучную тему;
  • научить простому способу запоминания;
  • объединить  группу детей, родителей и педагогов для увлекательного и полезного занятия.

Чтобы процесс обучения был еще более эффективнен, можно использовать ведущую систему запоминания

1. Визуалам (детям с хорошей зрительной памятью) стоит включить фантазию и представить материал красочно оформленный, можно в виде мультфильма, клипа, презентации.

2. Аудиалам (детям с хорошей слуховой памятью) желательно проговорить то, что они пишут, рисуют и услышать как бы «звуки» событий или предметов.

3. Кинестетам (кому важны тактильные ощущения). Таким детям лучше всего двигаться во время изготовления Лэпбука, менять позы, «держаться за предметы» разных фактур.

4. Дискретам (дети, опирающие на логику) предстоит систематизировать материал, что поможет увидеть суть и обнаружить взаимосвязи.

Лэпбук хорошо подойдет для организации непосредственно образовательной деятельности дошкольников в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов, с разным уровнем развития и разными интересами. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать коллективный лэпбук. 

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.   Это просто интересно, в конце концов!

Помимо образовательных целей, лэпбуки можно использовать и для других интересных задач. Например, сделать его своими руками на день рождения папе, маме, бабушке, друзьям, рассказать любимым людям, какие они замечательные и ценные для вас. Это будет гораздо интереснее и трогательнее, чем просто открытка.

Подготовку к празднику, допустим, Новому году, можно начать с лэпбука. Это даст возможность насладиться ожиданием, планированием, воплощением задуманного сюрприза в жизнь, поможет ничего не упустить в суете.

Еще идея – организовать в lapbook материалы из путешествия. Это могут быть не только фотографии, но и сохраненные билетики, монетки, полезная информация на будущее, расписание, самые яркие впечатления.

Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой.

С чего начать  создание лэпбука?

Нам потребуются материалы:

  • картонная папка (купленная в магазине или сделанная самостоятельно),
  • бумага (как цветная, так и белая),
  • ножницы,
  • клей,
  • степлер,
  • скотч,
  • краски, карандаши.

Также могут понадобиться готовые картинки, заготовки, распечатанные заранее на принтере, фотографии, – все, на что способна ваша фантазия, даже сухие листья и другие природные материалы.

1.    Выбираем тему лэпбука. 

Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность, в зависимости от интересов детей и возраста детей. В младшем возрасте это могут быть общие темы: «Времена года», «Животные», «Транспорт»  и т.д. У вас получится книжка с самыми общеизвестными знаниями. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти знания являются новыми.

В старшем возрасте лучше брать более узкие, несущие конкретную информацию - это будет более продуктивно, допустим снег, снегирь, санки и т.д. Например, по теме недели «Животные» ребенок может выбрать любого понравившегося животного и дать подробную информацию о нем в своем лэпбуке.

Можно взять за основу какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем. Например, на основе сказки про Золушку можно изучать тыквы, мышей, Францию и французский язык, традиции королевских семей Европы, обсуждать такие качества характера как зависть, терпение или трудолюбие, предложить написать современный вариант сказки и т.д.

Темами лэпбука могут стать:

- интересные события, происходящие с ребенком (рождение брата, отдых на море, появление домашнего питомца);

- темы недели;

- решение проблемных ситуаций;

- литературные произведения;

- интерес ребенка к конкретному виду деятельности;

- композиторы, художники,

- исторические события;

- праздники;

- мультипликационные герои.

2. Составляем план будущего лэпбука.

После того, как выбрали тему, надо написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Чтобы составить план, мы используем модель трёх вопросов. Задаем детям вопросы.

- Что ты знаешь о…?

- Что хотел бы узнать?

- Что сделать, чтобы узнать?

Дети чаще всего сами хорошо составляют план работы. Разделы плана станут содержимым кармашков или книжечек лэпбука. Слишком увлекаться и выделять много пунктов не стоит, достаточно пяти-семи.

Например, план к теме «Лягушки» может охватывать следующие информационные блоки:

1.    Как выглядят лягушки в разных странах?

2.    Где они обитают?

3.    Чем питаются?

4.    Какую пользу или вред они приносят человеку?

5.    Найти стихи, загадки о лягушках.

6.    Подвижные игры.

7.    Развивающие задания по теме.

Например, план Лэпбука на тему «Осень»:

1. Книжечка с осенними стихотворениями.

2. Кармашек с загадками.

3. Конверт с осенними листьями.

4. Таблица трёх осенних месяцев «Календарь погоды».

5. Корзинка с плодами осени.

6. Кармашек для новых слов.

3.    Создание макета

Следующий этап самый интересный: Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. 

  • Итак, для изготовления лэпбука нам понадобится какой-то плотный материал или картон для изготовления самой папки. Нужно взять лист картона, согнуть на несколько частей, придать форму шкафа, причем дверцы могут быть симметричные или ассиметричные. При необходимости обклеить бумагой, (самоклеящейся пленкой). Также можно воспользоваться готовой картонной папкой, модифицировав ее по вашему выбору. Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками. Их очень просто сделать из плотной бумаги.
  • Распечатанные шаблоны или самостоятельно изготовленные, из которых сложить различные кармашки разной формы и величины. Для этого хорошо использовать цветную бумагу для принтеров - тогда папка получается цветная и красочная. В каждом кармашке – игра, или набор материалов по теме.
  • После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку оклеиваем цветной бумагой  и украшаем по своему усмотрению. Например, зимнюю папку можно украсить снежинками, заодно это будет первое задание – сделать снежинки.
  • Изготовить игры, направленные на развитие познавательных интересов в зависимости от темы лэпбука.  

В изготовлении макета нет границ для фантазии, формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и т.д. Для детей в основном доступны именно эти формы, для взрослых же границ для фантазии нет.

Шаблоны для лэпбука и шаблоны кармашков

Проще начать путь в мир лэпбуков с готовых шаблонов. Это англоязычный сайт, здесь много интересных примеров http://www.homeschoolshare.com/Lapbooks_at_HSS.php.

Тут можно посмотреть модель «Весна» http://www.babyblog.ru/community/post/weeks/159859.

Обязательно загляните на pinterest, там много вкусного, например, https://ru.pinterest.com/Antavika/lapbook/.

Здесь посмотрите интересный вариант 

http://www.tavika.ru/2013/06/lapbook-crow.html.

И здесь http://www.tavika.ru/2013/09/lapbook-autumn.html.

Шаблоны кармашков можно найти на тех же сайтах, где и макеты для лэпбуков. Многие в свободном доступе, есть и те, что продаются за символическую цену.

По образцам работать, конечно, хорошо, однако интереснее создать что-то уникальное. Первый шаг – определение темы: время года, животные, книга, фильм. Ограничений в темах, глубине раскрытия нет. Как правило, для маленьких детей нужно что-то простое, ребятишки постарше легко справятся со сложными проектами. Полноценно заниматься получится ориентировочно с пятилетнего возраста, учитывайте этот момент.

Создание макета лучше начинать с работы на черновике на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Как вы разместите информацию в папке, что будете использовать в качестве «кармашков»:

  • блокнотики,
  • книжки,
  • конверты,
  • карточки,
  • вращающиеся круги,
  • гармошки.

Потом создаете уже шаблон в натуральную величину. Это можно делать как вручную, так и на компьютере. Рисуете, приклеиваете и собираете папку.

Выполнять за один раз все задания, предусмотренные лэпбуком, не рекомендуется. Это пособие для длительной, многоразовой работы.

В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка, а необычная подача материала обязательно привлечёт внимание, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать-поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать их на открытие новых горизонтов.


Лист обратной связи

  1. Готовы ли Вы применять увиденное в своей деятельности?

(нужное подчеркнуть)

- Да, прямо сегодня.

- Да в ближайшем будущем.

- Да, но изучив всё досконально.

- Да, но не всё.

- Нет не буду.

- Пока не знаю.