Педсовет: «Формировать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к истории, культуре и традициям нашей Родины, через активизацию познавательных интересов»
методическая разработка

Семенова Елена Васильевна

Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре, к родному городу,

к родной речи – задачи первостепенной важности,

и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви

к своей семье, к своему дому.

Постоянно расширяясь, эта любовь

к родному переходит в любовь к своему

государству, к его истории, его прошлому

 и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

 

Цель:

Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам нравственно - патриотического воспитания.

Задачи:

  1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания.
  2. Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по нравственно - патриотическому воспитанию.
  3. Развивать способ анализа своей деятельности и деятельности другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт.
  4. Расширять кругозор каждого участника педсовета по патриотическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Педсовет: 

«Формировать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к истории, культуре и традициям нашей Родины, через активизацию познавательных интересов»

Составил:

Старший воспитатель

Семенова Елена Васильевна

Декабрь 2018 г.

Педагогический совет №2:

«Формировать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к истории, культуре и традициям нашей Родины, через активизацию познавательных интересов»

Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре, к родному городу,

к родной речи – задачи первостепенной важности,

и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви

к своей семье, к своему дому.

Постоянно расширяясь, эта любовь

к родному переходит в любовь к своему

государству, к его истории, его прошлому

 и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

Цель:

Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам нравственно - патриотического воспитания.

Задачи:

  1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания.
  2. Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по нравственно - патриотическому воспитанию.
  3. Развивать способ анализа своей деятельности и деятельности другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт.
  4. Расширять кругозор каждого участника педсовета по патриотическому воспитанию.

Форма проведения: деловая игра «Час нравственности»

Дата проведения педсовета:    14   декабря 2018года.

Повестка дня:

  1. Актуальность темы педсовета. «Формировать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к истории, культуре и традициям нашей Родины, через активизацию познавательных интересов». – заместитель директора по ДО В. П. Бабина.
  2. Итоги тематической проверки на тему: «Формировать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к истории, культуре и традициям нашей Родины, через активизацию познавательных интересов» - Старший воспитатель Семёнова Е. В.
  3. Практическая часть:

- Деловая игра «Час нравственности»

4.Презентация педагогических проектов по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?» в разных возрастных группах.

5. Итоги конкурса: «Уголок Родины»

       6. Подведение итогов и вынесение решения педагогического совета.

Ход педсовета:

1. Актуальность темы педсовета: «Формировать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к истории, культуре и традициям нашей Родины, через активизацию познавательных интересов».

Нравственое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.      Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма.

 Изменения, произошедшие в нашем обществе в последние десятилетия,  привели  к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.

 Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

 Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский говорил о том, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

 В процессе патриотического воспитания огромную роль имеет преемственность между дошкольным и начальным образованием.

 Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

 Разработка и апробация моделей содержания и организации образовательного процесса по теме «Формировать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к истории, культуре и традициям нашей Родины, через активизацию познавательных интересов», способствует преемственному развитию детей дошкольного и школьного возраста.

Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы:

 - Конституция Российской Федерации.

 - Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 20.11.2018) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

 - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

 - Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.

 - Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.

 - Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.

 - Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

 - Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155.

2. Итоги тематической проверки на тему: «Формировать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к истории, культуре и традициям нашей Родины, через активизацию познавательных интересов» Подготовила и выступила старший воспитатель Семенова Е. В.

Проверка показала:

1. Анализ НОД.

В ходе тематической проверки были просмотрены занятия в каждой возрастной группе. Педагоги знают цели и задачи своей возрастной группы по нравственному воспитанию. Умеют подобрать программное содержание в соответствии с требованием программы. Раздаточный и наглядный материал доступен, эстетично оформлен. Педагоги отлично подбирают методы и приёмы в соответствии возрастной крупы; умеют организовать детей и поддержать дисциплину во время занятия. Все педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал.

Анализируя просмотренные занятия можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. Все просмотренные занятия были по обобщению и закреплению пройденных тем. Дети знают правила поведения на занятиях.

В младших группах дети знают и называют своих членов семьи. Воспитателям младших групп рекомендуется быть более эмоциональными во время занятия, четко и точно ставить вопросы перед детьми. В младших группах  педагогам рекомендуется, при проведения занятия ход занятия знать на память.

Дети старшего дошкольного возраста в большинстве знают название родной станы и города, ее достопримечательности, имеют представление о символике города и Российской Федерации, знают фамилию, имя и отчество президента Российской Федерации.

Педагоги знакомят детей с государственной символикой, изучают традиции и праздники нашей родины. Ведут альбомы «Моя семья», «Мой посёлок», «Мой город» и тд.

В старшей и подготовительной группах педагогам рекомендуется учить детей отвечать на вопросы полным ответом. В подготовительной группе рекомендуется использовать во время НОД для показа на доске указку.

2.        Анализ средовых условий в группе.

   В ДОУ, группах созданы условия по воспитанию нравственных норм, правил поведения, внедрения метода проекта в учебно - воспитательный процесс.   Во всех группах в наличии дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам.  В игровых центрах имеется вся необходимая атрибутика, некоторые предметы сделаны руками детей и педагогов из бросового материала.

  Во всех возрастных группах детского сада педагоги используют дидактические плакаты.

Во всех группах накоплен материал по ознакомлению дошкольников с малой родной, городом и Россией, культурой, обычаями и традициями, символикой; национальными праздниками.

В каждой группе ДОУ были оформлены уголки по нравственно – патриотическому воспитанию. Анализ центров показал, что в се уголки оборудованы безопасно, доступно, соответствуют возрастным нормам; эстетичны и креативны в оформлении.

Результаты смотра конкурса по нравственно – патриотическому воспитанию в младших группах:

1. Одуванчик – 80б. (1 место)

2. Незабудка – 78б. (2 место)

3. Ландыш – 67б. (3 место)

4. Василёк – 80б. (1 место)

Результаты смотра конкурса по нравственно – патриотическому воспитанию в старших группах:

1. Ромашка – 90б. (1 место)

2. Колокольчик – 79б. (2 место)

3.        Планирование работы.

В результате проведённого контроля было установлено:  все группы детского сада организуют патриотическую деятельность детей в соответствии с основной образовательной программой ДОУ.

  Планирование данной работы проводится по темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад", «Мой город», «Моя страна» и т.д. Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Анализ календарного плана показал, что все педагоги планируют свою деятельность в соответствии модулю. У всех прописаны беседы, работа в патриотическом уголке, чтение художественной литературы, индивидуальная работа с детьми, игры: дидактические, развивающие, настольно - печатные и др., рассматривание иллюстраций, предметов, игрушек, развлечения, сюжетно-ролевая игра, театрализованная деятельность.

4. Работа с родителями.

 Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями создаются альбомы «Моя семья», «Мой родной край», «Мой город», «Древо семьи», «Герб семьи». Прикосновение к истории вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

 Анализ результатов проверки по работе с родителями по нравственному воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия - это наглядно- текстовая информация; рекомендации для родителей по данной проблеме; родительское собрания по данной теме; индивидуальные консультации, беседы. Родители принимают участие в составлении семейных альбомов и газет.

 Совместно с родителями отмечаются общественные праздники: День матери, Международный женский день, 23 февраля, Новый год.

Рекомендуется педагогам в подготовительной группе форму  подачи материала для родителей,  оформить в более эстетической форме.

Анализ анкет показал, что все педагоги знают кто такой «Гражданин» и что такое «гражданское воспитание». Большинство педагогов не достаточно хорошо знают культурно-историческое наследие города, края. Рекомендуется повысить свою компетентность по данному вопросу.

  Выводы по тематическому контролю.

Проведённый тематический контроль продемонстрировал  эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по нравственному воспитанию. В образовательном учреждении созданы предпосылки,  раскрывающие систему взглядов на проблему  нравственного  воспитания детей в целом.   По результатам тематического контроля видно: предметно - развивающая образовательная среда в группах создана в соответствии с ФГОС ДО.  В группах оборудованы специальные зоны: для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально - нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад); для детей  старшего дошкольного возраста – уголки нравственного воспитания, содержащие материал, по ознакомлению с родной страной, государственной символикой. Прослеживается система в планировании работы педагогов по нравственному воспитанию. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.

Работа педагогического коллектива по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется планомерно, целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено.

Рекомендации:  

     На основе выше изложенного, предложено:

1.     Одобрить работу педагогов во всех группах.

2.     Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровьесбережение).

3.    Грамотно оформлять документацию по воспитательно - образовательной работе; НОД оформлять в виде технологических карт.

4. Систематически проводить совместные мероприятия с родителями.

5. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.

6. Педагогам старших групп учить детей на поставленный вопрос отвечать полным ответом.

7. Рекомендуется педагогом повысить свою компетентность в вопросе о культурно-историческом наследие родного города и края.

   

3. Практическая часть:

  • Деловая игра «Час нравственности»

Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в деловой игре. Сегодня мы будем, выявлять свои знания по нравственно - патриотическому воспитанию, в которое вошли разделы: краеведение, история России, народно-прикладное искусство, ФГОС ДО.

Правила игры:

Игра состоит из ответа на вопросы. Ваша задача: за короткий промежуток времени дать как можно больше правильных ответов. Общим голосованием выбирается самый эрудированный участник игры.

Вопросы.

- Земля, где ты родился? (Родина.)

- Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю? (Этнография.)

- Древнее название России? (Русь.)

- Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)

- Определение толкового словаря Ожогова  «Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». Что это? (Патриотизм.)

- Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)

- Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг.)

- Официальная эмблема государства? (Герб.)

- Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)

- Это музыкальный инструмент. Беда – надвигается, враг или мор – звук этого музыкального инструмента разносился по всей округе, отгоняя беду, болезни, нечистую силу? (Колокол.)

 -  В истории России их было трое. И второй, и третий были внуками первого. На то, чтобы называться третьим, было много претендентов. Первого звали Великий. Назовите имя. (Пётр)

-  Как в соответствии с названием двух подмосковных сёл назывались первые гвардейские полки Петра I?
(Семёновский и Преображенский)

- Сын конюха, друг Петра I, ставший впоследствии генералиссимусом. (А. Меншиков)

- Что изображено на гербе Санкт-Петербурга? Что это обозначает? (два якоря: морской и речной, скипетр)

- Что украшает шпиль Петербургского Адмиралтейства? (кораблик)

- О героической обороне какого советского города в 1942 году написала в своих поэмах Ольга Берггольц?
(Ленинграда: «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», обе 1942 год.)

- Что во время Великой Отечественной Войны называли «Катюшами»?
(Ракетные установки)

- Что открыли союзники во время Второй мировой войны?
(Второй тыл, второй фронт, границы, военную тайну)

- По льду какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда? (Ладожское)

- В какое море впадает река Нева? (впадает в Финский залив Балтийского  моря) 

- Из какого озера берёт начало река Нева? (из Ладожского озера)

- Назовите остров, на котором началось строительство нашего города? (на Заячьем острове)

- Назовите дату рождения нашего города? (27 мая 1703 г.)

- Начало закладки какого сооружения считается рождением нашего города? (Петропавловской крепости)

- Как назывался наш город со времён его создания? (Санкт-Петербург, Петроград – 1914, Ленинград – 1924, Санкт-Петербург – 1991)

- Как называется самый известный сад нашего города? (Летний сад)

- Какому великому русскому литератору установлен памятник в Летнем саду? (И. А. Крылов)

- Что пережили ленинградцы в течение 900 дней во время Великой Отечественной войны? (блокаду)

- Как называется первый музей России? (Кунстка́мера — кабинет редкостей, в настоящее время – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого)

- Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)

- Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)

- Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель.)

- Русский женский головной убор? (Кокошник, венец.)

- Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)

- То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)

- Как по-другому можно назвать мелкое ручное производство? (Ремесло.)

- Как называется сырьё, которое используется для выделки коробов, корзин, посуды, для изоляции строений от сырости, для обшивки речных лодок? (Береста.)

- Назовите виды народной росписи? (Городецкая, жостовская, дымковская, хохломская, гжельская.)

- Как называется широко распространенная техника декоративно-прикладного искусства, разноцветные кусочки бумаги, ткани, кожи, меха, соломки нашивают или наклеивают на материал другого цвета или выделки? (Аппликация.)

- Как называется инструмент, используемый для вышивания? (пяльцы)

- Как называется самобытный вид русского народного искусства — декоративная роспись деревянных изделий? (Хохлома.)

- Что такое орнамент? (узор, построенный на ритмическом чередовании элементов)

- Перечислите разновидности русской глиняной игрушки? (Абашевская, дымковская, каргопольская, филимоновская, тульская, скопинская.)

- Как называлась слобода, где изготовляли глиняные лепные игрушки? После обжига готовые фигурки людей, зверей, птиц расписывались по белому грунту яркими красками. (Дымково.)

- Город Загорск  Московской области считается родиной русской расписной матрешки. Перечислите разновидности русской матрешки. (Загорская,  Семеновская, Полхмайданская,  Кировская.)

- Кто самый популярный герой богородской игрушки? (Медведь.)

- Ритуальная еда на празднике проводов зимы. (Блины.)

- Когда вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования? (1 сентября 2013г.)

- Назовите программы, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание? (Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников», Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России», Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»).

- Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое освоение предмета, Что это: знания или умении? (Знания.)

- Овладение способами, приемами, действиями, применение знаний на практике? Что это: умение или навыки? (Умения.)

- Что первично? Умения или навыки? (Умения.)

- Чем являются следующие определения:

-формирование любви к родному краю,

-воспитание чувства гордости  за своих земляков,

-умение ориентироваться в окружающей действительности? (Задачи нравственно-патриотического воспитания.)

- Назовите порядок цветовых полос на полотнище флага России, начиная сверху? (белый, синий, красный)

- Какой документ определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДОУ? (ООП ДО).

- Сколько образовательных областей содержит в себе ООП ДО? Назовите их. (5 образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое и социально-коммуникативное развитие).

- Основной документ, провозглашающий права ребенка? (Декларация прав ребёнка – ООН, 1959)

4. Презентация творческих проектов по нравственно - патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?» в разных возрастных группах.

(Выступление педагогов)

 5. Итоги конкурса: «Уголок родины»

6. Подведение итогов и вынесение решения педагогического совета.

  1. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по нравственному воспитанию, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт данного направления, не только на занятиях, но и в режимных моментах.
  2. При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса:

- продолжить проводить мероприятия по нравственному воспитанию;

- использовать в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, а также документальные, художественно-исторические фильмы и другие методы работы;

- приглашать для участия в мероприятиях родителей воспитанников.

  1. Повышать профессиональную компетентность педагогов по проблеме нравственного воспитания через ознакомление с культурой, историей родного края и города.
  2. Закреплять умение педагогов в написании технологических карт.  
  3. Продолжать работу с детьми по формированию у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к истории, культуре и традициям нашей Родины, через активизацию познавательных интересов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у воспитанников эмоционально – ценностного отношения к истории, культуре и традициям Малой Родины, через активизацию познавательного интереса в рамках проектной деятельности.

Формирование у воспитанников эмоционально – ценностного отношения к истории, культуре и традициям  Малой Родины, через активизацию познавательного интереса в рамках проектной деятельности....

Знакомство дошкольников с историей, культурой и традициями малой Родины

Знакомство дошкольников с историей, культурой и традициями малой Родины...

Активизация познавательного интереса дошкольников к народной игрушке в процессе реализации проекта «Русские народные традиции»

В статье говориться, что народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей.Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу....

Педсовет «Формирование у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям нашей Родины, через активизацию познавательных интересов»

конспект педсовета по формированию эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям нашей Родины, через активизацию познавательных интересов у дошкольников...

Перспективный план по формированию у детей 3-4 лет ценностное отношение к истории, культуре и традициям малой Родины посредством реализации регионального компонента в ДОУ

Перспективный план по формированию у детей 3-4 лет ценностное отношение к истории, культуре итрадициям малой Родины посредством реализации регионального компонента в ДОУ...

Опыт работы на тему «Приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям малой Родины через разные виды деятельности», в рамках проектной деятельности в подготовительной группе «Капелька»

формирование у детей нравственно-патриотических чувств отражены в нашем проекте "Россия - Родина моя!"который реализовывался с 30.10.22 - 16.11.22...

презентация "Создание условий для формирования у дошкольников эмоционально ценностного отношения к истории, культуре и традициям России"

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактует...