Главные вкладки

    Статья "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
    статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Комарова Елена Леонидовна

    Рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл teatraliz_deyat-t.docx33.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Составитель: Комарова Е.Л.,

     воспитатель

    Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

    Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.

    Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно-ролевой игрой и является ее разновидностьюСюжетно-ролевая игра появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины 6-7 лет.

    Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в  старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений  взрослых. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней свои чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории.

    Сюжетно-ролевая и театрализованная игры имеют общую структуру (строение). Они включают  замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески воспроизводят все, что видят вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре.

    Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре  дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений.

     В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт — поставленный спектакль, инсценировка.

    Театрализованные игры как один из видов игры, является эффективным средством социализации дошкольника в обществе в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

    Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка, раскрывая его творческие способности, индивидуальность. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

    Такими условиями являются:

    1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

     2. Создание обстановки, опережающей развитие детей.

     3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка" своих возможностей.

     4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

    5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

     6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. 

    Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.

     Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

    Творческие способности развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.

     Для исправления этой ситуации можно использовать следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:

     1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.

     2. Использование театрализованных игр, развивающих творческие способности детей.

    3. Управление взрослыми детской театрализованной игрой с целью развития в ней воображения детей.

    Театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрываются тема, сюжет. Все театрализованные игры в этом случае делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

    1. Режиссерские игры

    Игры, когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы).

    · Настольный театр игрушек

    Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

     · Настольный театр картинок 

    Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей.

     · Стенд-книжка 

    Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

    · Коврограф 

    Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их ковровая ткань,            которой затянут экран и оборотная сторона картинки с липучкой.

    · Теневой театр 

    Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

    1. Игры-драматизации

     Игры, в которых дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль.

     · Игры-драматизации с пальчиками 

    Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке.

     · Игры-драматизации с куклами бибабо

     В этих играх на пальцы руки надевают куклы би-ба-бо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий.

     · Импровизация 

    Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки

    Рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников.

    Организация театрализованной деятельности в детском саду.

    Должно быть в группе:

    Младшая группа:

    1.Ширма настольная

    2.Объёмные игрушки

    3.Плоскостной театр

    4.Театр на коврограф

    5.Игровое поле для режиссёрской игры (50 х 70 см)

    Средняя группа:

     Добавляется:

    6.БИ-БА-БО – показ на столе, рука стоит на локте
    7.Пальчиковый театр

    8.Перчаточный театр

    9.Театр варежек.

    Старшая и подготовительная группы:

    Добавляется:

    10.Теневой театр

    11.Меатр марионеток

    12.Кукла «Живая рука»

    Требование к оборудованию:

    Одно литературное произведение должно быть представлено в  1 -2 видах театра.

    Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в не регламентируемое время, частично  включена в НОД (музыка, рисование), а так же запланирована регламентировано.

    В соответствии со склонностями и интересами детей, в вечернее время может быть организована театральная студия («В гостях у сказки», «Театр-малышам», «Театральный салон»).

    РППС является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем РППС не только должна обеспечивать совместную театральную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому, при проектировании РППС,  обеспечивающей  театральную деятельность детей, следует учитывать:

    - индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

    - особенности эмоционально-личностного развития;

    - интересы, склонности, предпочтения и потребности;

    - любознательность, исследовательский интерес, творческие способности;

    - возрастные и гендерные   особенности.

    Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предлагает соблюдение основных принципов построения РППС в группе :

    - обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

    - представление права и свободы выбора;

    - создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;

    - возрастная и гендерная  адресованность оборудования и материала.

    Театрализованная игра  во время НОД.

     Во время НОД  педагог включает театрализованную игру,  как игровой прием и форму обучения детей. Вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Эти игровые приемы, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала.

    Игровая форма  способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы .

     

     Театрализованная игра в совместной  деятельности  детей и взрослых. 

    Это совместная деятельность на прогулке, вне НОД. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов  в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

    Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. 

    Известно, что самостоятельная театрализованная  игра дошкольников возникает под воздействием впечатлений, полученных из окружающей среды. Следовательно, для возникновения и развития полноценной игровой деятельности необходимо питать впечатления детей. На самодеятельную игру дошкольников в детском саду влияют два существенных фактора: регламентированные НОД  взрослых с детьми и свободная деятельность детей и взрослых.

    В свободной совместной деятельности детей и взрослых наибольшее впечатление оказывают на детей спектакли (кукольные и драматические) в исполнении взрослых и старших детей. Детям хочется еще раз пережить заинтересовавшие их сюжеты, поэтому они обыгрывают их в своей игре, заново проходя по сюжетным линиям, по-своему преобразуя, варьируя и выстраивая их.

    На прогулке предоставляются большие возможности для игрового развития детей. Здесь инициатива детей не сковывается регламентирующей обстановкой. Детям предоставлены свобода передвижения, пространство для игр, возможность пользоваться атрибутикой и элементами костюмов. Воспитатель может заинтересовать детей неожиданной игровой ситуацией (волк подглядывает за зайцем из-за куста; кукла Машенька съезжает с горки на саночках; на полянке расположился игрушечный зоопарк), драматизацией эпизодов знакомой сказки. Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и переносится затем в самостоятельные игры.

    Педагогическое руководство театрализованной деятельностью в детском саду

    Задачи воспитателя:

    а)создание условий для театрализованной деятельности

    а) воспитания у ребенка основ общей культуры,

     б) приобщения детей к искусству театра,

     в) развития творческой активности и игровых умений детей.

    Задачи педагога при организации театрализованной деятельности дошкольников с использованием русских сказок.

    II младшая группа

    Учить инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки. Используя игрушки, плоскостные фигурки, пальчиковый театр, коврограф.

    Учить изображать описанную в художественном тексте ситуацию.

    Развивать интерес к различным видам театральной деятельности.

    Средняя группа

    Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

    Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Учить, модулируя голосом, говорить тихо, громко, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Учить детей сочетать в роли движение и слово. Формировать у детей желание принимать участие в играх-драматизациях, в театрализованных спектаклях (в массовых сценах) театральной студии. Знакомить детей с театром, с театральной ширмой.

    Развивать чувство партнерства.

    Старшая группа

    Продолжать обогащать впечатлениями детей, развивать их игровые навыки.

    Развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям, песенкам.

    Придумывать и разыгрывать сказки, вводя в знакомый сюжет новых героев.

    Продолжать развивать чувство партнерства, используя занятия по художественно-речевой деятельности, хореографии.

    Принимать участие в работе театральной студии, исполнять главные роли.

    Подготовительная группа

    Совершенствовать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, пластику движений, выразительность речи, художественно-творческие способности, совершенствовать самостоятельность в организации театрализованных игр.

    Побуждать детей принимать участие в многоплановых спектаклях театра-студии (,драматических спектаклях, этюдах).

    Проводить предварительную работу над спектаклем через все виды детской деятельности.

    В ДОУ незаменимую роль выполняют так называемые «Уголки сказки». Это некое пространство, которое организовано взрослыми по задумке детей. Здесь собраны самые разные предметы, которые могут превратиться в волшебный поезд или межзвездный корабль. Здесь можно не только придумать, но и сыграть любую только что придуманную историю.

    ПРИЛОЖЕНИЕ.

    Примерные творческие задания

    Младшая группа

    Представить и изобразить, как спит котенок, утенок, петушок; представить как они просыпаются, пьют водичку или молочко; попросить в образе котенка, цыпленка, лисички поесть; представить и показать как умывается кошка.

    Средняя группа

    Передать интонацией, позой, что зайчик плачет, радуется, возмущается, изобразить, как летят, машут крылышками и приземляются жук, птичка; представить как котенок, утенок, медвежонок переходят по камешкам через ручей, как ходят вперевалочку утята, как тяжело, неуклюже передвигается медведь после зимней спячки. Как бежит по лесу хитрая лиса. Представить себя кем-нибудь и рассказать о себе, выбрать и представить какое-нибудь животное. Остальные должны догадаться, кого ребенок изображает.

    Старшая группа

    Мимические этюды: один ребенок рассказывает, другой показывает с помощью мимики и жестов, то, о чем говорится; произнести фразу, например, изображение нескольких героев: щенка и кошку, воробья и бабочку, пройдись как старая бабушка, царевна, упражнения с воображаемыми предметами, типа представь себе мяч, возьми его;

    придумывание загадок такого типа: показать своего героя в движении сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это был (зайчик с морковкой);

    придумать и рассказать новую сказку про каких-нибудь знакомых героев; придумать действие к песенкам; придумать движение вальса; фигуры к танцу польки.

    Подготовительная группа

    Исполнить песенку будучи злым, или добрым героем; произнести фразу возмущенно, удивленно, тихо, громко и грустно; передать позой, что в данный момент делает герой или что с ним произошло;

    сочинить песенку для Машеньки. Представить и изобразить, как она идет по лесу, что при этом делает (нюхает цветы); сравнить волка по разным сказкам (петушка, зайца, лису, медведя).

    Иной способ сочинения сказок предлагает итальянский писатель Джанни Родари.

    Будучи сам замечательным фантазером и выдумщиком, Родари решил предложить обучиться этому и детям.

    Дж. Родари предлагает несколько способов обновления сказки:

    – «перевирание» сказок (пародия на уже знакомую сказку),

    – сказки в «заданном ключе»,

    – «салат» из сказок (соединение различных персонажей в одной сказке),

    – сказки «наизнанку» (получение нового из старого путем извлечения сюжета и героев),

    – «а что было потом?» (продолжение сказок после окончания),

    Рассмотрим эти способы подробнее.

    1. «Перевирание» сказки.

    Предложите детям вспомнить любую сказку и придумать в ней иную сюжетную линию с этими же героями или добавить хотя бы один новый персонаж.

    2. Сказка в «заданном ключе».

    Такая форма фантазирования особенно уместна на занятиях по экологическому воспитанию  в старших группах ДОУ. Здесь взрослый сам придумывает тему и предлагает ее детям для обсуждения.

    – Лесовичок объявляет общий сбор лесных жителей – зверей, птиц, насекомых, приглашает Бабу-Ягу, Русалку, Лешего, Кикимору – для решения важной проблемы по сохранению редких видов растений и животных, занесенных в «Красную книгу».

    – Дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка (рус. нар. сказка «Репка») переносятся в другие обстоятельства. Например, объединяются в общество охраны окружающей среды, очищают ручей от загрязнения, помогают горе-туристам найти дорогу домой.

    3. «Салат» из сказок.

    Собрав героев различных сказок можно придумать новую версию.

    – Новые приключения Маши и Медведя, в которых
    участвуют два молодца из волшебного кольца.

    – Кот, петух и Жихарка помогают сестрице Аленушке спасти братца Иванушку.

    – Двое из ларца стали путешественниками и побывали на Луне с бароном Соловьем Разбойником, потом победили Змея Горыныча и добыли Жар-птицу из волшебного сада.

    4. Сказки «наизнанку».

    Это знакомые сказки «наоборот»: добрые персонажи становятся злыми, а злые – добрыми. В связи с этим возникают новые повороты сюжета. Подобная работа по плечу детям среднего и старшего возраста, обладающим чувством юмора. Так, например, можно взять сказку «Три поросенка» и «вывернуть ее наизнанку»: Волка сделать добрым, а поросят – злыми.

    5. «А что было потом».

    Все дети помнят полюбившиеся сказки от начала до конца и не любят менять в них ни одного слова. Но все-таки иногда находится пара любопытных ребятишек, которые задают вопрос: «А что было потом?»

    Что произошло с героями, когда все так хорошо устроилось? Предложите детям придумать продолжение известных сказок. Например, что стал делать Емеля, став царем; вырос ли мальчик-с-пальчик...

    Варианты придумывания сказочных историй могут быть самые разные. Особо интересны постановки спектаклей по придуманным сказкам, в которые дети вовлекаются с еще большим желанием.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

    В данной статье хочу поделиться опытом работы по использованию нетрадиционных техник аппликации в совместной изобразительной деятельности педагога с детьми....

    Проект «Сюжетно - ролевая игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

    Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» представляет собой исследовательскую работу по изучению эффективности использования в образ...

    Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

    Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...

    Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

    Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят и...