Главные вкладки

    Мастер-класс для педагогов: « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста».
    материал

    Мальцева Ольга Сергеевна

     Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл maste-klass_dlya_pedagogov.docx38.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс для педагогов:

    « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста».

    Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

    Бежит среди камней чиста, нетороплива,

    И ты готов внимать ее поток и восклицать:

    «О, как же ты красива!»

    Е. Щукина.

     Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

     Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

    В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка. Игра имеет большое значение для детей. Что даёт игра детям? Она дает свободу. Игра — не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. Именно в игре, как ведущей деятельности дошкольников создаются наиболее благоприятные предпосылки для развития разнообразных психических свойств и процессов. Именно игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка, преодолевая при этом определенные трудности.

    Работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия. У большинства из них нарушены память, внимание, фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную речь, не делают выводов. Нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль. Из выше сказанного мы видим, что необходимость проведения речевой коррекции с дошкольниками через игру очевидна.

     Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей и опирающийся на особенности их речевых расстройств.

    Играть в речевые игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с дру-гом. В результате возникающего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.

    Используя с детьми речевые игры на занятиях, нужно помнить, что игра дол-жна увеличивать мотивацию ребенка к речевому высказыванию, стимулировать накопление и развитие у него речевых навыков. Каждое такое занятие должно носить характер учебно – игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть ярким, запоминающимся, привлекать ребенка, вызывая у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий. Работа должна идти последовательно и постепенно, от простого к сложному. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушением речи, необходимо в течение занятий менять вид деятельности, используя игры с мячом, игры с движением, игры – сказки и др.

    Теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю вам поиграть.

    Игра «Покупки»

    Мы пришли в продуктовый магазин и нам нужно купить, только те продукты, в названии которых, есть звуки (с) и (сь)

    Слова: сыр, соль, селедка, сок, семга, сервелат, семечки, сахар…

    Игра с предметом «Звуковая эстафета»

    Передавая друг другу мяч, называть слово, в котором звук (н) – твердый и стоит в середине слова.

    Слова: ванна, луна, банка, фонтан, сено, бант, кнут, окно. 1. Игра «Звуковые шапочки».
    (игра для автоматизации звуков Ш, Ж)
    Цели:
    — четкое изолированное произношение звуков;
    — развитие навыков звукового анализа;
    — обучение составлению и чтению прямых и обратных слогов;
    — различение речевых и неречевых звуков;
    — совершенствование зрительно-моторной координации.

    Ход игры                                                                                                                      

     В игре принимают участие двое детей. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. 
    По инструкции воспитателя: «Солнышко поднимается, гусь и жук просыпаются», ребята двигаются по комнате, изображая жужжание жука: «жжж»… и шипение гуся: «шшш»… По сигналу колокольчика дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Напри-мер, жук «ле-тит и жужжит». Останавливаясь на цветочке с буквой «А», ребенок произносит слог «жа». Гусь « идет и шипит». Останавливаясь на листочке с буквой «О», он произносит слог «шо». 
    Игра продолжается до тех пор, пока не будут составлены все возможные слоги.

     Игра «Жадный кот».
    (игра на дифференциацию звуков Ш –Ж)

    Цель: дифференциация звуков Ш – Ж в предложении.
    Ход игры
    Выбирается водящий. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жад-ный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети — мышки. Они проходят мимо кота и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе, ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, должен произнести 5 – 10 раз слова «тише» и «ближе». 
    Затем роль кота передается другому ребенку, и игра продолжается.

    Игра «Составь предложение».

    Цель: учить детей правильно склонять существительные (винительный, предложный, творительный падежи).
    Оборудование: набор предметных картинок.
    Ход игры
    Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т.п. Начиная игру, воспитатель говорит: « Вова пошел кататься с горки. Что он взял с собой?» Ребёнок, имеющий нужную картинку, должен ответить на вопрос фразой: «Вова взял с собой санки» или «Нина вымыла руки и вытерла их. Чем?» — «Нина вытерла руки полотенцем». «Оля села за стол и стала есть суп. Чем?» — «Оля стала есть суп ложкой». «Дедушка и Митя собирали в саду яблоки. Куда они клали яблоки?» — «Дедушка и Митя клали яблоки в корзинку». Свой ответ ребёнок сопровождает показом соответствующей картинки.

    Формирование навыков словообразования является важной составляющей в расширении и обогащении словарного запаса детей с речевыми нарушениями. 
    Словарь этих детей отличается бедностью, не дифференцированностью, малым колличеством включенных в речь глаголов и прилагательных. Одну из значительных трудностей представляет усвоение детьми навыка образования относительных прилагательных. Дети часто образуют прилагательные, не свойственные русскому языку: стекловый стакан, мехонная шапка, кожевая перчатка, клюковый сок.
    Начинать работу по данной теме лучше с освоения прилагательных, соотне-сенных с продуктами питания (яблочный, рисовый, рыбный и т.д.), так как эти прилагательные наиболее часто употребляются в речи.
    В качестве фрагментов воспитательских занятий по развитию речи можно ре-комендовать следующие игры:

     Игра «В гостях у Винни - Пуха»

    Цель: Формирование навыка образования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, активизация словарного запаса. 
    Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов и ягод, грибов, плакат формата А3, в центре которого пирог, конфеты, банка варенья, мороженое, пастила и т.п. Детям пяти лет даются предметы мужского и женского рода в единственном числе, для более старших добавляются предметы среднего рода и множественного числа.
     
    Ход игры                                                                                                       

      Детям предлагается ответить на вопросы, опираясь на предметные картинки:
    — Что приготовил Винни — Пух для гостей?
    — Какой получится у Вини – Пуха сок? (сливовый, грушевый, виноградный и 
    т.д. ). 
    — Какая начинка у пирога? (малиновая, вишневая, грибная.)
    — Какие конфеты купил Вини – Пух? (шоколадные, сливочные, лимонные.)

    Игра «Забавные превращения»

    Назвать в кого превращается человек, если окажется:

    - на переходе улицы (пешеход, в магазине (покупатель, за рулем (водитель, в походе (турист, на стадионе (болельщик, в кинотеатре (зритель).

    Игра «Что лишнее»

    - грустный, печальный, унылый, (глубокий);

    - храбрый, (звонкий, смелый, отважный;

    - приехал, прибыл, (убежал, прискакал;

    - бросился, (думал, ринулся, помчался.


    Игра  «Шаги» ("Только зелёные слова".)
    Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
    Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

    "Волшебная цепочка" или «Ассоциации» 
    Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

    Мёд - пчела - цветок - лето - море - кит и т. д.
    А сейчас давайте составим новую словесную цепочку. Повар 

    "Сказочные антонимы".
    Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить какое-либо название , а дети должны будут угадать истинное название - антоним, истинное название Сказки.
    Примеры заданий:
    • "Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");
    • "Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");
    • "Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");
    • "Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");
    • "Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");
    • "Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");
    • "Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");
    • "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");
    • "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");

    Игра «Сочиняем сказку» 
    На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук(а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)

    У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук(а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук(а). Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т.д.) Зайчатки были рады!

     Отдельно хочется остановиться на логоритмических упражнениях, которые так же представляют большой интерес для воспитателей. Эти упражнения в стихотворном варианте с сопутствующими движениями можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений в природе, в качестве физкультминутки. Логоритмические упражнения носят разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи, для развития словаря, для автоматизации звукопроизношения. Стихи соотносятся с движением руками, ногами, туловищем с ритмом речи. В таких упражнениях обязательно есть сюжетная линия и действующее лицо, что исключает механические движения и воспитывает у детей понимание логической связи между текстом и движением. Совместные действия со сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевым дефектом. В этих упражнениях содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с недоразвитием речи, у которых образование глагольных форм вызывает определенные трудности.
    В качестве примера приводим
    логоритмические  игры — упражнения:

     
     Игра «Весёлый ручеёк»

    Ручеёк в лесу бежал
    И зайчонка повстречал.
    Тра-та-та, тра-та-та                     (дети ритмично постукивают)
    Лапками по пню стучал.            (ладонями по ногам).
    Ручеёк зайчонку вторит:
    -Дзынь, дзынь, дзынь,                   (ритмично « выбрасывают»)
    -Дзынь, дзынь, дзынь.                   (пальцы из сжатого кулака)
    Колокольчик их услышал:
    -Динь, динь, динь,                         (ритмично покачивают головой)
    -Динь, динь, динь.
    Белочка спустилась с ветки
    И орешками – хрум, хрум.            (ритмично щелкают пальцами)
    Тук –тук – тук –с берёзы дятел.   (постукивают кулачком о кулачок)
    Ах, какой поднялся шум.

     Игра «Надоедливые мухи»

    Чай душистый пьем, пыхтим:
    — Уф –уф – уф, уф – уф – уф.     (дети ритмично потирают ладонь о ладонь)
    Отгоняем веткой мух.                   (горизонтально.)
    Мух – мух –мух                             ( 2 раза ритмично помахивают рукой.)
    А они в варенье сели
    Ели –ели, ели – ели .                     ( ритмично постукивают пальцами о ладонь).
    Так нам мухи надоели!
    Мы варенье быстро съели.           ( имитируют движение ложкой.)
    Это лишь примерный перечень речевых игр, используемых для развития речи у дошкольников. Все эти игры помогу детям сделать утомительный этап автоматизации, дифференциации, формирования грамматических конструкций интересным и увлекательным.
    Дети с удовольствием будут участвовать в занятиях,  а следовательно, повысится и эффективность работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для воспитателей "Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста" (с презентацией)

    Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость...

    Консультация для педагогов "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

    Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста...

    Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

    Консультация для педагогов  на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

    Мастер-класс "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

    Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движен...

    Дидактические игры направленые на развитие речи ребенка дошкольного возраста

    Дидактические игры направленые на развитие речи ребенка дошкольного возраста ...

    Мастер-класс на тему: «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»

    Мастер-класс на тему:«Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»...

    Методическая разработка: мастер-класс для педагогов "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

    Материал для проведения мастер-класса для педагогов ДОУ по теме "Подвижные игры как средство развития  речи детей дошкольного возраста"...