Проект «Лес - наше богатство» (старший возраст)
проект

Проект
«Лес - наше богатство»
(старший возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_les.docx38.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад им. Ю.А.Гагарина»

Проект

«Лес -  наше богатство»

(старший возраст)

Составили воспитатели

МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина»:

Скакунова И.В., Шибанова Е.Т.,

Шаргаева М.В., Шандыга М.А.

г. Гагарин

2017г

Введение

Название проекта: «Лес -  наше богатство»

Тип проекта: информационно-познавательный, групповой

Пояснительная записка.

«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»

В. А. Сухомлинский

                                                                                                                                                                       

         Данный проект по экологическому воспитанию разработан на основе требований ФГОС ДО. Экологической и документальной основой проекта являются : Закон  «Об образовании в Российской Федерации". Концепция экологического развития и воспитания личности гражданина России.

     Данная работа направлена на формирование общей культуры детей, их экологическое, социальное, личностное и интеллектуальное развитие; на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.

Актуальность проекта. 

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью мы разработали экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.

Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.

Механизм преобразования образовательного процесса

Цель проекта.

Формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.

   

Задачи проекта:

  • научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
  • сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде, воздухе в процессе роста и развития;
  • уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;
  • углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;
  • вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;
  • способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;
  • продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;
  • воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
  • способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.

Тип проекта: информационно-позновательный, групповой.

Продолжительность: 20.03 – 20.04 2017г. (долгосрочный)

Участники проекта: дети старшей группы «Лучики» и «Ладушки», родители, педагоги ДОУ

Формы реализации проекта:

   

 Формы работы с детьми:

наблюдения,  организованная деятельность; беседы с рассматриванием иллюстраций, фотографий; чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки, экскурсии; оформление фотоальбомов;  создание лэпбука.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации,  наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Предполагаемый результат:

            Дети:

  • обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;    
  • повышение уровня экологической грамотности детей;
  • формирование осознанной потребности в общении с природой.

          Педагоги:

  • совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного  учреждения в вопросах экологического воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
  • объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по экологическому воспитанию.

          Родители:

  • объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области экологического развития и воспитания детей;
  • создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания детей.

Выполнение проекта.

Этапы проекта.

Первый этап. Подготовительный.

Определение цели и задач проекта.

Изучить педагогическую литературу по данному направлению.

Сбор информационного материала.

Создание условий для организации работы.

Задачи

Деятельность родителей

Деятельность педагога

  • определить тему,
  • уточнить цели,
  • определить срок проекта,
  • определить источники информации
  • сбор  информацию,
  • обсудить с педагогом задания

  • мотивация детей и родителей;
  • обсуждение цели проекта на заседании круглого стола с родителями

Второй этап. Основной  (реализация).

Формирование экологической культуры на основе изучения природы родного края.

Дата

Задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная

деятельность

Образовательная

деятельность

Взаимосвязь

с семьей

1 неделя

Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано.

Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы.

Беседа «Что такое лес». Правила поведения в лесу. Экологические знаки

 Беседа «Какую пользу приносят деревья» Изготовление схемы-пособия

Чтение художественной литературы, просмотр видео сюжетов, мультфильмов, (Подборка специального материала на дисках). «Наш лес»

«Знакомство с Красной Книгой» Деревья и растения из Красной Книги России.

Наблюдение за деревьями на участке и в детском сад «Что нужно деревьям»,

«Еще в полях белеет снег»

Дидактические игры:  «Хорошо-плохо»,

«Природа и человек», 

«Узнай дерево по описанию», 

«Прилетели птицы» 

Настольные игры «Разрезные картинки»,

 лото «Лесные жители»

Сюжетно-ролевая игра «В гости к лесным  жителям»

Подвижная игра «От дерева к дереву»

ООД «Добрый лес, весенний лес,

Полон сказок и чудес»  (Презентация «Путешествие в весенний лес»)

ООД Рисование Тема:  «Сосна»

ООД Аппликация.

Тема: «Ветки вербы»

Экспериментальная деятельность Опыты: «Свойства и качества дерева», «Плавает - тонет».

ООД. Речевое развитие

 Рассматривание картины В. Бакшеева «Голубая весна;

Анкетирование  родителей

Познакомить родителей

с целью и задачами

проекта

Консультация «Природа как воспитатель»

Создание макета «Чудо – дерево»

2 неделя

Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.

Дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло.

Воспитывать любовь и бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.

Чтение рассказа М.Пришвина «Разговор деревьев».

Создание мини-музея леса в группе с хозяином – Старичком Лесовичком.

Прослушивание  в музыкально-поэтическом сопровождении: Е.Кочеткова «Дерево», И.Токмакова «Дуб» и «Береза»

Рассматривание

альбома: «Деревья»

Беседы: «Благодарит и сердится природа» «Маленькие помощники», «Дятел – лекарь леса».

Наблюдения за срезанными ветками березы, тополя. Зарисовки.

Экскурсия в парк.

Дидактическая игра «Зеленый мир» ,

«Что лишнее».

«Кто что ест»,

«Что растет в лесу»

Решение проблемных ситуаций «Что было бы если…» (вырубили лес, исчезли хищники, насекомые и т. д.) Как можно защитить лес.

Подвижная игра «Лесные пятнашки»

«У медведя во бору»

ООД Познавательное развитие «Уроки доброты» «Как появляются деревья» (презентация)

ООД Познавательное развитие «Лес – легкие планеты»

ДО Оригами «Животные»

Развлечение «Лесовичок загадывает загадки»

ООД Аппликация из ткани.

Тема: «Русская березка»

ООД. Математика.

Тема: «Путешествие в геометрический лес»

Рекомендации родителям «Радость общения с природой»

Выставка семейного творчества «Поделки из природного материала»

3 неделя

Учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

Познакомить детей с животным миром родного края.

Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. 

Чтение «Мудрость дерева» 

«Жизнь дерева»

 А. Лопатина. 

Пословицы, поговорки, загадки о деревьях.

Труд. «Мы от взрослых не отстали, на участке мусор весь убрали.»

Экскурсия Краеведческий музей.

Дидактическая игра «Какого дерева не стало»

«Что сначала, что потом»

«Подбери пару»

Словесные игры: «Опиши, я отгадаю»

«Вспомни – назови»

Игры – драматизации «Лесная история» «Сказки старого дуба»

Опытно - экспериментальная деятельность.

«Деревянный брусочек»

«Сравнение свойств металла и дерева» «Сравнение коры разных деревьев»

ООД. Развитие речи Тема: Творческое рассказывание детей по темам

 «Что я видел в парке?»

ООД Познавательное развитие . Тема: «Лес в жизни человека»

Викторина.

«Лес - полон разных чудес»

Папка-передвижка. Тема: «Правильное отношение к природе начинается в семье»

Развешивание скворечников

4 неделя

Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания, возможность использования человеком.

Формировать исследовательские способности в процессе реализации проекта.

Развивать интерес к окружающему миру.

Воспитывать эмоциональное отношение ко всему живому, умение видеть красоту природы.

Беседы по ОБЖ «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Как вести себя в лесу?»

«Откуда стул пришел?»

Труд. Уход за деревом, уборка сломанных веток на участке

Кроссворды о деревьях, животных.

Придумывание сказок про лес.

Настольно – печатные игры: «Деревья наших лесов»

«С какого дерева листок»

«Ветки и детки»

«Сложи дерево»

Подвижная игра «Найди пару

Дидактические игры: «Занимательные квадраты»,

«Зеленый друг»

Сюжетно- ролевая игра «Библиотека»

 ООД «Хвойный лес». Рассматривание шишек, хвои (потрогать, погладить, понюхать, отметить цвет, форму, величину шишки, что находится под чешуйками). Используемый материал: шишки ели, лупа.

Рисование: «Цветёт сирень», «Ветка дерева в вазе»

ООД. Познавательное развитие. Тема: «Мы – защитники природы»

Создание  лэпбука

«Лес – наше богатство»

Драматизация сказки «Петя и лес»

Выставка семейного творчества «Лес – зеленый друг»

Участие акции «Посади дерево»

Познакомить  с результатами проекта.

Третий этап. Заключительный.

Подведение итогов реализации проекта.

Драматизация сказки «Петя и лес»

Оформление лэпбука «Лес – наше богатство».

Ожидаемые результаты

Целевые ориентиры

возрос  уровень   знаний,  относящихся   к сфере экологического   воспитания;

у детей сформирован интерес и любовь к природе родного края

повысился профессиональная  компетентность   педагогов  в   вопросах экологического   воспитания  дошкольников;

родители   стали   активнее   включаться  в  деятельность   детского   сада, направленную   на экологическое развитие  детей;

повысилась личная педагогическая компетентность по данной проблеме педагогов

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

     ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей

Литература:

1.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М:. Издательский центр «Академия», 2001.

2.Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах д/сада: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2010. – 560 с.

3. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. -М:. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

4. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. –Волгоград: Учитель, 2007.

5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность СПб: ООО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013

6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

7. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002, -159 с.

8. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008, -256с.

9. Материалы нтернета.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект "Лес-наше богатство!"

 Деревья  (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов...

Проект «Лес — наше богатство!»

проект в средней группе...

Проект "Лес-наше богатство!"

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль ...

Проект "Здоровье - наше богатство!"

Полноценное  физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Что же такое здоровье? Обратимся к  “Словарю русского языка” С.И. Ожегова: “Правильная, нормальная дея...

Проект "Лес - наше богатство"

Цель проекта:  выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном), обратить внимание на экологически неграмотное поведение в л...

Проект «Лес - наше богатство» старшей группе

Название проекта: «Лес – наше богатство»Возраст детей:  старшая группа Цель проекта:Углубить знания детей о лесе и о его обитателях, воспитать желание беречь и охранять род...

Проект "Лес - наше богатство. Правила поведения в лесу" (старшая группа)

Актуальность проекта : в нашей стране очень много парков, лесов, зеленых насаждений, поэтому наша задача – объяснить деткам и взрослым важность сохранения природы.Проблема : сохранение, защита п...