Опыт работы
опыты и эксперименты

Диянкова Алёна Владимировна

 

«Театрализация – это волшебный мир, в котором

Ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее...»

О.П. Радынова

 

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема  дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные требования и стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это самый творческий вид детского творчества.

Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.

Творчество – это:

♦ искать;

♦ изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

Творческая деятельность – это:

♦ деятельность, рождающая нечто новое;

♦ свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.Н. Волков и другие.

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.

Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно - воспитательном процессе. В процессе работы над спектаклем:

●    интегрируется содержание разных образовательных областей;

●    создаются условия для познавательной деятельности;

● создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;

●    формируются коммуникативные качества;

●    расширяется социальный опыт.

●    развиваются творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx40.05 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал №2 «Солнышко» МДОУ д/с «Родничок»

Опыт работы

Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников

средствами театрализованной деятельности»

                                                                                                  Воспитатель:

Диянкова Е.В.

с. Турочак

«Театрализация – это волшебный мир, в котором

Ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее...»

О.П. Радынова

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема  дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные требования и стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это самый творческий вид детского творчества.

Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.

Творчество – это:

♦ искать;

♦ изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

Творческая деятельность – это:

♦ деятельность, рождающая нечто новое;

♦ свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.Н. Волков и другие.

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.

Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно - воспитательном процессе. В процессе работы над спектаклем:

●    интегрируется содержание разных образовательных областей;

●    создаются условия для познавательной деятельности;

● создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;

●    формируются коммуникативные качества;

●    расширяется социальный опыт.

●    развиваются творческие способности.

В рамках театрализованной деятельности можно показать спектакль о безопасном поведении на улицах города, экологическую сказку или что-нибудь о дружбе и доброжелательном отношении друг к другу, что будет способствовать интеграции таких образовательных областей как –«безопасность», «познание», «социализация».

Главных героев спектакля можно  склеить из бумаги, вылепить из пластилина, глины, теста и эти же материалы можно использовать для создания декораций к спектаклю, а потом этим всем поиграть, и произойдет интеграция таких образовательных областей как «художественное творчество», «социализация», «труд».

Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная  отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых Федеральных государственных требований и нашло отражение в программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Приступив к работе, я очень долго наблюдала за детьми своей группы. Наблюдая за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Я решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи.

Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:

1.     Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

2.     Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)

3.     Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности  педагога и детей в едином педагогическом процессе.

4.     Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста).

5.     Способствовать самореализации каждого ребенка через создание  благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

Свою работу я начала с изучения методической литературы по развитию творческой личности дошкольника посредством театрализованной деятельности:

«Кукольный театр – дошкольникам» Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г.; «Театральная педагогика в детском саду» Мигунова Е.В.; «Театральная деятельность в детском саду» Щеткин А.В.; «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» Маханева М.Д.; «Театральная палитра» Гончарова О.В.; «Кукольный театр в детском саду» Антипина Е.А.; «Театральные занятия и игры в детском саду» Агапова И.А., Давыдова М.А.

Для ознакомления дошкольников с развитием эмоциональной сферы, использовала программу «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюковой С.В., Слободяник Н.П.

Особое внимание уделила методической литературе по работе с детьми со сказками – «Сказкотерапия» Васьковой О.Ф., Политыкиной А.А.; «Развитие творческого мышления: работаем по сказке» Шняк О.А.

Вышеперечисленную литературу использовала потому, что сказка, как и театр – тоже волшебство. На основе сказок можно сделать множество театральных постановок, с их помощью можно рассмотреть различные конфликтные ситуации, решить вопросы нравственного,экологического воспитания, безопасности.

Сказка доступна, понятна, поучительна, а герои сказок близки и знакомы детям с раннего возраста.

На основе изученной литературы разработала и составила план совместной деятельности с дошкольниками на учебный год согласно тематического планирования ДОУ (см. приложение)

Разнообразила и дополнила развивающую среду группы новыми играми и игрушками – персонажами для театрализованной деятельности.

При создании развивающей среды учитывала следующие принципы:

♦ Принцип комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.

♦ Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать, самостоятельно выбирать то, что ему по душе.

♦ Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды. Обновляемость.

♦ Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными предметами.

Развивающую среду я пополняла исходя из комплексно – тематического планирования (тематика) и учитывала различные виды театров.

В группе имеются следующие виды театров, созданные и приобретенные педагогом:

  • Пальчиковый театр

Сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Дюймовочка», «Три медведя», «Волк и лиса», «Лиса и заяц» и другие.

  • Баночный театр

Сказки: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Кто, петух и лиса».

  • Театр игрушек Би- ба – бо

Сказки: «Снегурушка и лиса», «Три медведя».

  • Деревянный настольный театр

Сказки: «Три поросенка», «Маша и медведь», «Репка».

  • Тетра матрешек «Колобок»
  • Театр кружек «Теремок»
  • Театр живой руки «Заюшкина избушка»
  • Тетра на фланелеграфе
  • Театр теней
  • Театр на лопатках и на ложках.

Все виды театров были использованы в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, и имели успех. Дети группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях.

Дошкольники охотно используют театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности: строят дом для бедного зайчика, хитрой лисы или голодного волка; возят зверей на машинах, готовят для них обед. Ребята самостоятельно воспроизводят известные сюжеты сказок, часто их переделывают на свой лад, придумывают свой конец сказки, зачастую полностью придумывают свою сказку, используя известные персонажи и сказочные слова: «Жили  - были...», «В некотором царстве, в некотором государстве...» и т.д. В свободное время мы с детьми часто разыгрываем  –песенки, потешки, короткие стишки, знакомые им с детства; учим пословицы и поговорки; изображаем различные эмоциональные состояния.

Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организации творческой деятельности в процессе создания спектакля.

Подбирая материал для спектакля или инсценировки,  я стараюсь  учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал.

Э.Г. Чурилова выделяет десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем, которыми я руководствуюсь:

●    Выбор пьесы или инсценировки, чтение и обсуждение ее с детьми.

●    Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

● Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

●  Поиск музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов, декораций и костюмов.

● Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

●  Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях, закрепление отдельных мизансцен.

●    Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), музыкальным оформлением.

●   Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

●    Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

●    Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, альбома с фотографиями.

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями.

Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении.

Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовила и провела родительское собрание «Театр – наш друг и помощник», консультации: «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников», «Театрализованная деятельность старщих дошкольников», «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях», «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника»; беседы, памятки и другие.

Делюсь опытом работы и с коллегами, провела мастер – класс: «Организация театрализованной развивающей среды в группе», консультации: «Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника», «Организация и роль театрализованной деятельности детей в ДОУ. Предметно – развивающая среда»; «Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии младших дошкольников».

Результаты педагогической деятельности подтверждены мониторингом уровня развития детей: в начале года проведенный мониторинг показал, что некоторые дошкольники не проявляли устойчивого интереса к театральной деятельности.

Игры воспитанников были индивидуальные, часто носили разрозненный характер(ребенок брал настольный театр «Теремок» и играл либо один, либо с кем-нибудь вдвоём).

К концу года дошкольники научились объединяться группами, распределять роли между собой по количеству действующих персонажей в спектакле. Если кому-то не доставался игровой персонаж, то дети самостоятельно уже вводили в сказку дополнительного героя, в связи с этим сюжет сказки менялся, побуждая детей импровизировать на темы знакомых сказок.

Творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая сюжет от лица разных героев сказки,  дети научились создавать характерные образы героев, используя мимику, жесты, движения и музыкальное сопровождение.

Вместе с дошкольниками мы создавали различные атрибуты, костюмы, декорации, которые дети использовали впоследствии и в свободной деятельности.

Но к концу года дошкольники научились придумывать костюмы самостоятельно, используя для этого подручные средства.

Игры становились все интереснее и разнообразнее: иногда сюжет,  составленный детьми, уводил их далеко за пределы сказки, появлялась новая сюжетная линия. Все это способствовало творческому развитию воспитанников, формированию устойчивого интереса к театрализованной деятельности, расширению кругозора.

Расширился и словарный запас детей. В своей речи дети стали употреблять специализированные театральные термины: сцена, актер, постановка, режиссер, зритель и др. Дошкольники стали больше общаться  и взаимодействовать между собой.

В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности  у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение  словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков.

К концу учебного года дети стали чаще обращаться к различным видам кукол, приобрели более сложные навыки кукловождения. Повысились и показатели эмоционально – образного развития: дети не только различали эмоциональное состояние героя, но и умело использовали их при изображении различных образов персонажей сказок.

Результаты мониторинга:

45

Анализируя свою работу, дальнейшую перспективу вижу в разработке тематического планирования по развитию творческой личности посредством

театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста, составлением и написанием собственной программы по театрализованной деятельности, расширении кукольного арсенала, создания театра больших ростовых кукол, а также музея театральной игрушки  в детском саду.

Список использованной литературы:

1.Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.

2.Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010.

3.Антипина Е.А. Кукольный театр в детском саду.

4.Вакуленко Ю.А, Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008.

5.Васькова О.Ф, Политыкина А.А.  Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург 2011.

6.Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А, От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду, М, «Мозаика-синтез» 2010.

7.Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в детском саду. Волгоград 2009.

8.Гальцова Е.А. Культурно-досуговая деятельность детей 5-6 лет. Волгоград 2009.

9.Гончарова О.В. Театральная палитра. М 2010.

10.Григорьева Т. С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет. М. 2012.

11.Зеленова Н.Г. Осипова Л.Г.  Мы живем в России. М 2010.

12.Караманенко Т.Н. Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. М., «Просвещение» 1973.

13.Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.

М. «Генезис» 2000.

14.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. 2009.

15.Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М. 2009.

16.Поляк Л. Театр сказок. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2009.

17.Полянская Т.Г. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2010. 

18.Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей 3-5 лет. М. 2012.

19.Строунинг А.М. Росток. 2-х. Обнинск 2000.

20.Шоррыгина Т.А. Точные сказки: формирование временных представлений. М. 2004.

21.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду для занятий с детьми 4-5 лет.г. Москва. Издательство Мозаика-синтез 2010г.

22.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет. . г. Москва. Издательство Мозаика-синтез 2010г

23.О.А.Шиян Развитие творческого мышления работаем по сказке. . г. Москва. Издательство Мозаика-синтез 2012г

24.Т.А.Шорыгина Зеленые сказки. Экология для малышей. . г. Москва. Издательство Книголюб 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы должны отвечать требованиям современной государственной образовательной политики РФ, при их разработке, безусло...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...