Родители и воспитатели - два берега одной реки
проект

Осипова Анна Владимировна

«Родители и воспитатели два берега одной реки»


"От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира -от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш".
Сухомлинский В.А

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА 
«Родители и воспитатели два берега одной реки»:
Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования и к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно – образовательного процесса, и к уровню качества образовательных услуг, и к сотрудничеству с семьями воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Родители и воспитатели два берега одной реки»


"От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира -от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш".
Сухомлинский В.А

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА 
«Родители и воспитатели два берега одной реки»:
Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования и к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно – образовательного процесса, и к уровню качества образовательных услуг, и к сотрудничеству с семьями воспитанников. 
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Повышение педагогической культуры родителей, психолого-педагогическое просвещение и вовлечение их в образовательно-воспитательный процесс, с целью разрешения проблем, интересов и нужд ребенка, способствующих всестороннему развитию личности дошкольника.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА : Повысить правовую и педагогическую культуру родителей и педагогов для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.
Создать и внедрить систему сопровождение семьи в условиях детского сада.
Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «родители и воспитатели - два берега одной реки»:
Три года ( 2016 – 2019 гг) 
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ПРОЕКТА:
Ожидаемые результаты в рамках проекта к работе с родителями в образовательной организации
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будет учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручены пониманием со стороны родителей большинства проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
– возможность родителям проявить самостоятельность и, выбирая формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;
– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.


КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА:
Критерий 1  Уровень компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей.

Показатели:* Умение планировать собственную деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов, нужд и потребностей.

* Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.

* Умение вовлечь родителей в образовательный процесс образовательной организации.

* Умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт.


Критерий 2
Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство образовательной организации.

Показатели:*Наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;

*Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия образовательной организации с семьями разных категорий;

*Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников.

Критерий 3
Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в образовательной организации

Показатели:*Полнота информации о целях и задачах образовательной организации в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка.

*Информированность о видах образовательных услуг в образовательной организации.

* Удовлетворенность характером воспитания, развития и оздоровления ребенка в образовательной организации.

*Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством дошкольного образовательного учреждения по практике семейного воспитания.

*Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе образовательной организации.

*Удовлетворенность уровнем подготовки ребенка к школе.

Критерий 4
Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Показатели:*Рост воспитательного потенциала семьи

*Положительные тенденции в изменении характера семейных отношений.

*Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей.

*Активная субъектная позиция родителей..

*Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.

*Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.

*Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них.


ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА 
«родители и воспитатели - два берега одной реки»
Методы деятельности по внедрению проекта
- изучение научно – практической, методической литературы по теме,
- изучение нормативных и инструктивных документов,
- анализ имеющегося опыта,
- теоретическое моделирование,
- педагогические технологии,
- оперативное управление,
- комплексное (перспективное и календарное) планирование;
-педагогический анализ (наблюдение, опрос, интервьюирование, диагностика (первичная, промежуточная, итоговая), рисуночная методика,- контроль выполнения планов,
-дополнительное ресурсное обеспечение,
- изучение, анализ и обобщение опыта по инновации
Сотрудничество в реализации проекта.
-Создание системы взаимодействия: взаимопонимание между участниками проекта, взаимодоверие, демократический стиль общения, атмосфера творчества и психологической свободы участников инновационной деятельности, моральное и материальное стимулирование инновационной деятельности педагогов образовательной организации.
Наличие и доступность информации о формах и методах инновационной деятельности, педагогических технологиях в воспитании и развитии дошкольников, психологическое сопровождение инновационного проекта.
Создание системы взаимодействия: взаимопонимание между участниками проекта, взаимодоверие, демократический стиль общения, атмосфера творчества и психологической свободы участников инновационной деятельности, моральное и материальное стимулирование инновационной деятельности педагогов образовательной организации.
Наличие и доступность информации о формах и методах инновационной деятельности, педагогических технологиях в воспитании и развитии дошкольников, психологическое сопровождение инновационного проекта.
Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи.
1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса
Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное - сотрудничество, а не наставничество..Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
- осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;
- включение детей и родителей в процесс  планирования учебной и воспитательной деятельности;
- ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе. 
2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.

 Этот принцип требует:
- обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения;

- определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;
- совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;
- согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него;
3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:
- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;
- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;
- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
- принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
- принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
- создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях.
- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. 
4. Научно практический принцип
- создание методической базы для оснащения и контроля хода проекта;
- организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах онтогенеза между социальными партнерами;
- организация психологической  и педагогической помощи всем участникам проекта ;

5. Индивидуальный подход
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
6. Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 
I. Подготовительный этап (2016 г.)
Его цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
 Задачи данного этапа:
1.Анализ семейного социума для определения целесообразности  установления социального партнерства;
2. Определение содержание и формы работы с  родителями.
3. Установление индивидуальных контактов с  членами семьи для:
- определений направлений  взаимодействия; 
- разработка программ (проектов) сотрудничества с определением сроков, целей  и конкретных форм взаимодействия
- разработка плана совместной деятельности педагогов с родителями.
II. Этап реализации проекта (2016 – 2019 г.г.)
Его цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, т.е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.
Для реализации этой задачи необходимо:
1) внедрение методики поэтапного включения родителей в деятельность дошкольного учреждения:
а) повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей в целях актуализации их образовательных потребностей;
б) воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимания ими назначения, целей, функций дошкольного учреждения;
в) активное, систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;
2) создание комплекса необходимых условий на всех уровнях и этапах организации образовательного процесса для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с образовательной организацией.
III. Аналитический этап проекта (2016 – 2019 г.г.)
Его цель – подведение итогов социального партнерства
Обобщение и анализ результатов работы:
Проект нацелен на активное внедрение в практическую деятельность. В результате проектной деятельности будут разработаны следующие продукты:
- перспективный план по работе с родителями в рамках проекта;
- информационно-методические папки для родителей;
- фотоматериалы;
- новые разработки нетрадицонных форм работы с семьей, организации семейных клубов и родительских объединений;
- реализация проекта


КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 

п/п Мероприятие проекта Сроки или период (в месяцах) Цели, задачи или ожидаемые результаты
Подготовительный этап 
Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса
1. Проведение родительского собрания для определения целей и задач проекта Январь 2016 Определение целей и задач проекта
Установление индивидуальных контактов с  каждой семьей ее членами для; определений направлений  взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей  и конкретных форм взаимодействия
2. Анкетирование родителей
«Вопросы семейного воспитания» Январь2016

 Анализ семейного социума для определения целесообразности  установления социального партнерства
3. Мониторинг социального состава семьи

4. Оформление информационных стендов в группе.Январь-
Декабрь 2016 Активизация родительского внимания к вопросам воспитания детей, жизни ребенка в детском саду

5. Анкетирование педагогов «В поисках новых форм общения с родителями» Январь2016
6. План работы с семьёй Январь – май 2016 Закрепление связи между членами семьи разных поколений, разработка комплекса совместных мероприятий, разработка консультативно-практического материала для родителей.
7. Разработка проектов 
Проект «Дружная семейка»
Январь – май
2017 Задача при построении проекта «Дружная семейка»: создать теплую семейную обстановку в группе, взяв на вооружение всевозможные формы работы с семьей, как традиционные так и инновационные.
Проект «Мир семейных увлечений»
При построении проекта «Мир семейных увлечений» отталкиваться от интересов и увлечений родителей, предлагая им такую деятельность, в которой они могли бы рассказать о своих увлечениях и научить всех желающих.
Проект «дерево семьи»
В построении проекта «дерево семьи» семейные ценности и традиции вышли на первый план. Здесь необходимо задействовать центры активности таким образом, чтобы как можно больше собрать
информации о семьях, показать неповторимость каждой из них.
Этап реализации проекта
Реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса
1. Мастер-классы, тренинги 
«Модель взаимодействия с семьёй» В течение реализации проекта Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей
2. Анкетирование
«Семья в современных условиях»
«Физическое воспитание в семье» 
«Музыкальное воспитание в семье»
«Речевое развитие моего ребенка» В течение реализации проекта Проведение анкетирования   на выявление типичных способов воспитательного воздействия на ребёнка 
3. Выставка семейных фотографий в осеннее время «Краски осени»Октябрь 2018  
4. Консультации:
«Искусство хвалить»
«Роль отца в воспитании ребенка»,
«Неполная семья. Особенности воспитания»
«Играем вместе».
5. День открытых дверей «Талантливая семья» «Счастливый выходной день детей» Ноябрь 2017Март2018
6. Создание памяток и рекомендаций «Игры на кухне» Март2018 .
7. Наглядная агитация «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили» Февраль2017

8. Общее родительское собрание «Роль игры в жизни ребёнка» Март 2017 Умение планировать собственную деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов, нужд и потребностей.
9. Спортивные соревнования среди семей
«Мама, папа, я -спортивная семья»
Спортивно - музыкальный праздник «Папочка и я – сильная семья» с участием пап
Фольклорное развлечение «Ух ты, масленица!» с участием

10.Участие родителей в проектной деятельности В течении реализации проекта Умение вовлечь родителей в образовательный процесс образовательной организации.
14 Конкурсы:
среди групп «Лучшая стенгазета о детях группы»
Совместное мероприятие с семьёй: Привлечь родителей к изготовлению ледяных построек на участке детского сада. Октябрь - Ноябрь 2018 Аналитический этап
Подведение итогов социального партнерства
1. Мониторинг
Диагностика Май 2019 Получение анализа проделанной работы
2. Проведение родительского собрания
«Удовлетворенность взаимодействием детского сада и семей воспитанников»

3. Презентация проектов
Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования

4 Видеоролик «Один день в детском саду» Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.
Приложение 2
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.
Научно-методические: 
функционирование творческой группы по реализации проекта в образовательной организации ;разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта.
Информационные: 
формирование банка данных по реализации проекта;
мониторинговые мероприятия;
организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лекция "Родители и воспитатели - два берега одной реки"

детский сад-целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап , к которому надо подготовиться не только ребёнку, но и его родителям....

Родители и воспитатели два берега одной реки.

С целью сохранения и укрепления здоровья я ежедневно провожу ряд оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий:·        утренняя гимнастика,·...

Брейн-ринг для педагогов ДОУ «Родители и воспитатели — два берега одной реки»

Брэйн-ринг «Родители и воспитатели — два берега одной реки»Цель: уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.Задачи: *формировать умения дифференцированн...

"Родители и воспитатели - два берега одной реки"

Работа с семьей – необходимая сложная деятельность в работе воспитателя. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в орг...

Родители и воспитатели - два берега одной реки

работа с родителями,  ее формы. Рекомендации для вовлечения родителей в совместную деятельность.Принципы взаимодействия педагога с родителями....