Главные вкладки

    Современные актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста
    статья

    Ильина Татьяна Михайловна

    Психолого-педагогическое сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем.

    Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в целях психолого-педагогического сопровождения родителей. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, воспитателей зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Современные актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста.

    Ильина Т.М., старший воспитатель СП детского сада «Журавленок» ГБОУ СОШ им. Е. М. Зеленова

    Психолого-педагогическое сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем.

    Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в целях психолого-педагогического сопровождения родителей. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, воспитателей зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

    В общении с взрослыми дети усваивают социальные нормы и ценности, присваивают общественно-исторический опыт, отражающий конкретный уровень экономического, социокультурного развития общества и человека.  Несомненно, дошкольное учреждение играет значительную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, воспитание, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.  По мнению Л.С. Выготского, дошкольное детство является периодом начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, временем установления начальных отношений с ведущими сферами бытия - миром людей, миром предметов, миром природы и своим собственным миром [10]. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в целях психолого-педагогического сопровождения родителей.

    Данная проблема в научной литературе рассматривалась многими специалистами в разных аспектах.

    Исследования Арнаутовой Е. П., Березиной Т.А., Выготского Л. С., Дороновой Т.Н., Зверевой О.А., и др.  показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства, особенно при подготовке ребенка к школе.

    Организация полноценного психолого-педагогического сопровождения,  является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений.

    Под психолого-педагогическим сопровождением родителей  следует понимать, целостную системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного взаимодействия педагогов и родителей, направленную на повышение знаний основных закономерностей и особенностей воспитания и обучения детей, знакомство с содержанием и методами воспитания; овладение методами организации детской деятельности; общение, формирующее социально ценные формы поведения и отношение ребенка к окружающим людям.

    Е.И. Казакова утверждает, что психолого-педагогическое сопровождение родителей должно строиться на основе понимания сопровождения как процесса, обеспечивающего помощь родителям в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора, создание условий для развития умений принятия оптимальных решений в различных ситуациях [8].

    Важно учитывать, отмечает Соколова Н. Г., что под педагогическим сопровождением понимается не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой сохраняется максимум свободы и ответственности субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы, процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. [7].

    По мнению О. Л. Зверевой, некоторые из родителей допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть, исправлять; другие считают, что воспитывать ребенка должны педагоги, поскольку «это их обязанность» [6].

    Лишь профессионально грамотная и систематизированная работа по психолого-педагогическому сопровождению родителей дошкольников может качественно изменить отношение родителей к воспитанию своих детей.

    Теоретический анализ подходов к реализации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в работах Бабаевой Т.И., Березиной Т.А. и других показал, что осуществление полноценного психолого-педагогического сопровождения родителей возможно при следующих условиях:

    • готовности педагогов к взаимодействию с родителями
    • настроенности родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей
    • определения значимых для педагогов и родителей, целей и задач
    • разработки содержания сопровождения
    • создания материальных условий, обеспечивающих эффективное психолого-педагогическое сопровождение.

    Таким образом, особое значение для реализации взаимодействия имеет позиция субъектов - родителей и педагогов, их готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения.

    Результаты психолого-педагогического сопровождения могут проявляться в таких аспектах, как улучшение отношений родителей с ребенком, в осознании родителями значимости своей воспитательной деятельности, появлении родительской ответственности, в оптимистическом взгляде родителей на возможности решения проблем воспитания ребенка и др.

    В настоящее время современная семья испытывает целый ряд социально- экономических и психологических проблем, которые отвлекают родителей от воспитания ребенка.

    В качестве наиболее острых проблем семейного воспитания исследователи выделяют проблемы эмоционального благополучия ребенка в семье -  по данным  исследования  Березиной Т. А., около трети дошкольников чувствуют себя недостаточно любимыми, недостаточно нужными своим родителям, испытывают тревожность и даже чувство враждебности к членам семьи. Данные результаты позволяют утверждать, что родители не осознают этих проблем, не понимают значения последствий своего влияния на ребенка в дошкольном детстве, а среди тех, кто эти проблемы видит, только около 40% готовы затратить усилия, чтобы их решать [4].

    Березина Т.А. отмечает, что 87% воспитателей испытывают различные трудности в осуществлении работы с семьей. Это такие трудности как «пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку, чрезмерная занятость, недоверие родителей к педагогам и даже агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя», т.е. большинство педагогов связывают эти трудности с особенностями современных родителей [4].

    Долгое время отмечалась в качестве основных позиций родителей в их общении с педагогами ДОУ позиции отчужденности и пассивности.

    На взгляд Березиной Т. А.,  сегодня изменилась позиция определенной части родителей по отношению к дошкольному учреждению и своим педагогическим возможностям. Изучение родительского отношения к проблеме сотрудничества с педагогами ДОУ показывает, что от 25 до 35% родителей настроены на совместное с педагогами воспитание своих детей, но не решаются первыми проявить инициативу и активность в установлении контактов. И помощь, которую хотели бы родители получить от педагогов (психологов) может заключаться в следующем:

    • 21% - ждут осуществления индивидуального подхода к своему ребенку;
    • 21% - предполагает увидеть в детском саду организацию бесед для родителей, лекций с врачами, психологами
    • 10%  родителей надеются на помощь  их ребенку в раскрытии их индивидуальности.
    • Важно то -  (48%) оставили этот вопрос без ответа, не ожидая от дошкольного учреждения никакого участия в решении проблем семейного воспитания и развития их ребенка[4].

    В связи с этим особую актуальность приобретает проблема ориентированности педагогов на осуществление психолого-педагогического сопровождения  родителей  своих воспитанников.

    Наряду с вышеизложенным, одной из актуальных проблем психолого-педагогического сопровождения родителей дошкольников Зверева О.Л. определяет  неготовность или низкую подготовленность педагога, недостаточную компетентность, либо обладание низким уровнем социально-педагогической культуры.

    Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой и  В. М. Ивановой [1,2,3], отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогической работы с родителями. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам.

    В работе В.П. Дубровой   также отмечается проблема взаимодействия в специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная [5].

    Так же педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания.

    Как особую актуальность отмечает Березина Т.А., проблему ориентированности педагогов на осуществление  взаимодействия необходимого при работе по психолого-педагогическому  сопровождению родителей  своих воспитанников. Для ее изучения автор провела анкетирование, в котором приняло участие 100 педагогов дошкольных учреждений, имеющих стаж работы от 2 месяцев до 21 года.

    По результатам ее исследования:

     -12% педагогов считают ее приоритетной задачей для современного ДОУ,

    -88% определяют  как, безусловно, важную задачу, которую необходимо решать наряду с другими.

    - 47% ограничились общими ответами - «улучшению воспитательной работы с дошкольниками», «воспитанию полноценного человека в обществе»,

    - 12% подчеркнули, что такое взаимодействие «поможет создать единые условия, выдвигать единые требования к ребенку в детском саду и семье».

    - 11% воспитателей выделили «просветительскую» роль сотрудничества с семьей для родителей

    И только 20% из всех педагогов определили конкретные задачи, которые позволяет решить сопровождение  родителей – «лучше подготовить ребенка к школе», «разрешить проблемы общения дошкольников со сверстниками», «создаст более благоприятный эмоциональный микроклимат для детей в детском саду», «поможет строить педагогический процесс исходя из индивидуальных особенностей и интересов ребенка»

            Таким образом, результаты анкетирования показывают, что, понимая значимость взаимодействия детского сада с семьей, исходя из современной социальной ситуации развития учреждений дошкольного образования – конкурентоспособности ДОУ, его ориентированности на потребности большинство педагогов не проявляют личной заинтересованности в организации такого взаимодействия, т.к. не понимают, чем оно может быть полезно в их индивидуальной педагогической деятельности [4].

    В ходе анализа литературы по вопросам  изучения готовности педагогов к взаимодействию с семьей мы выясняли,  какие формы сотрудничества они считают наиболее эффективными. Оказалось, что преимущественно воспитатели ориентированы на традиционные формы взаимодействия с семьей:

    - 42%  воспитателей назвали беседы педагогов с членами семьи.

    - 34%  родительские собрания и лекции для родителей.

    -28%  оформление наглядного информационного материала для родителей.

    Анализ показывает, что педагоги выделяют преимущественно традиционные формы педагогической работы с  родителями - консультации, родительские собрания, оформления родительских уголков.

    21% воспитателей считает эффективными формами взаимодействия привлечение родителей к организации и участию в трудовых и досуговых мероприятиях.

    Формы работы, построенные на диалоге с родителями – дискуссии, круглые столы или ориентированные на развитие у родителей практических умений (деловые игры, элементы тренинга) использовали сами или наблюдали в своем дошкольном учреждении только 15% педагогов.

    Традиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи часто не учитывают тенденции развития образовательной системы. Поэтому для эффективного осуществления психолого-педагогического сопровождения педагогами  родителей необходима специальная подготовка педагогов, обучение их приемам группового консультирования, ведения дискуссий с родителями, совместного с ними анализа проблем семейного воспитания ребенка, проведения коммуникативных игр, элементов игротренинга.

    Таким  образом, для эффективного осуществления психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольников необходим ряд условий: готовность педагогов и родителей к сотрудничеству, понимание важности и необходимости педагогической работы, как со стороны педагога, так и со стороны родителей; специальная подготовка педагогов к сотрудничеству родителями, позволяющая обеспечить их реальное взаимодействие в ходе решения совместных задач по воспитанию и развитию дошкольника в процессе психолого-педагогического сопровождения.

    Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

     

    Список  литературы:

    1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.: «Школа-пресс»,1994
    2. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как? - М.: «Школа-пресс», 1993.
    3.  Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // «Дошкольное воспитание»,  2002, № 9
    4. Березина Т. А. Проблема готовности педагогов и родителей к взаимодействию в образовательной системе современного дошкольного учреждения. Статья. http://rod-akodemiya/narod/ru/
    5. Дуброва В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: Учебное пособие. -  Минск, 1997.
    6. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: Метод.пособие/ О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128с.
    7. Зыков М.Б. Что такое социальная педагогика? - М.: ЮНИТИ, 2006. - 112 с.
    8. Психолого-педагогическое сопровождение родителей будущих первоклассников        Татьяна Березина, Оксана Воронина. Статья. http://rod-akodemiya/narod/ru/
    9. Чиркова. С.В. Родительские собрания в детском саду. – М.: ВАКО, 2009. – 256с.
    10. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах, Т. 4 – М.: «Педагогика», 1984.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого- педагогические особенности темперамента у детей дошкольного возраста

    Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности д...

    «Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»

    Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...

    Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества

    Социальная значимость труда в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определённое значение. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствует...

    Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС

    Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС...

    Сценарий педагогического совета по теме: «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста»

    Представлен сценарий педагогического совета по теме «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста» в форме аукциона...

    «Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

    СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....