Интегрированное занятие "Грачи прилетели"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

А.К.Саврасов «Грачи прилетели» -

С.В.Рахманинов «Весенние воды» - Ф.Тютчев «Весенние воды».

 

Цель: Формирование эстетически развитой личности

Задачи:

  • Развивать музыкальные восприятия детей.
  • Формировать художественную культуру.
  • Приобщать к истинно-прекрасному.
  • Пробуждать творческую активность и художественное мышление.
  • Совершенствовать способности самовыражения через различные формы творчества детей.
  • Воспитывать чувство любви к природе, заботы  о ней.
  • Воспитывать душу как залог будущих высоконравственных людей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

А.К.Саврасов «Грачи прилетели» -

С.В.Рахманинов «Весенние воды» - Ф.Тютчев «Весенние воды».

Составил и провел:

 музыкальный руководитель Новикова Галина Васильевна

Цель: Формирование эстетически развитой личности

Задачи:

  • Развивать музыкальные восприятия детей.
  • Формировать художественную культуру.
  • Приобщать к истинно-прекрасному.
  • Пробуждать творческую активность и художественное мышление.
  • Совершенствовать способности самовыражения через различные формы творчества детей.
  • Воспитывать чувство любви к природе, заботы  о ней.
  • Воспитывать душу как залог будущих высоконравственных людей.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы о весне  (стихов, рассказов)

Рассматривание иллюстраций картин:

 И.Левитан «Большая вода», И. Левитан «Март», К.Юон «Вид Троицкой

лавры».

Ход:

- Какие времена года вы знаете?

- Как они следуют друг за другом?

- Значит, после зимы наступает весна?

- Что происходит со снегом весной?

- Какого цвета весной бывает небо?

- Как меняются  деревья в марте, апреле, мае?

- Что происходит с птицами?

- Быстро или медленно бегут весенние ручьи?

- Какое настроение весной в природе: радостное мажорное или

  грустное минорное? Почему?

    Читаю «Весенние воды» Ф.Тютчева:

    Еще в полях белеет снег,

    А воды уж весной шумят!

    Бегут и будят сонный брег,

    Бегут и блещут и гласят…

    Они гласят во все концы:

   «Весна идет! Весна идет!

    Мы молодой весны гонцы!

    Она нас выслала вперед!»

    Весна идет! Весна идет!

    И тихих, теплых, майских дней

    Румяный светлый хоровод

    Толпится весело за ней!

- Какое настроение у этого стихотворения? Почему?

- Кто гласит о приходе весны?

- Как ручьи гласят – словами или шумом (в стихотворении и в жизни)?

- Какую музыку вы слышите, когда я читаю это стихотворение –

  быструю или медленную, мажорную или минорную?

      (можно предложить контрастные музыкальные фрагменты - их выбор)

        С.В.Рахманинов «Весенние воды» - слушание фрагмента

-  Какое настроение ? Характер?

-  Каков темп? Динамика?

- Ребята, вы сейчас слышали, как в музыке ощущение наступающей весны

  и бегущих ручьев создается за счет быстрого непрерывного музыкального

  движения и мажорного звучания.

  (можно предложить пластический этюд руками «Бегут ручьи»)

- А вот как художник изобразил приход весны.

  Как  называется картина, я вам пока не скажу.

   Показ картины «Грачи прилетели» А.К.Саврасова

- Скажите, весна ранняя или поздняя  изображена на картине, и по каким

   признакам вы это определили?

  (Ранняя весна. Время пробуждения природы: неяркий, даже серый день, и

  вместе с тем удивительная звонкость красок и свежесть воздуха

   наполняют пейзаж радостным настроением. Снег возле берез потемнел и

   осел; стал рыхлым. За бревенчатым забором стоят серые дома и

   возвышается колокольня старой церкви. Стоят на земле студеные  озерки

   талой воды. Неяркий солнечный луч позолотил сугроб и забор. Набухают

   почки, поблескивает синевой пруд.)

- Выстроились в ряд белоствольные березки. А почему на березах голые

  ветки?

 - На ветвях множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся грачи,

   оглушая громким гомоном.

   Если бы вы оказались там, что бы услышали?

  (шум, гомон, птичий крик)

- Что делают грачи?

- Расскажите, что вы знаете о грачах?

- Вспомните загадку о грачах  (Нос у него белый,

                                                     Сам он черный,

                                                     Очень проворный.

                                                     Друг садов, полей,

                                                     Поедает червей).

- На втором плане, за бревенчатым забором, среди обычных сельских

  строений, возвышается колокольня старой церквушки. Легкий весенний

  ветерок чуть отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой  избушки.

- Почему так хорошо видны следы птиц на снегу?

  (Снег весной зернистый, рыхлый)

 -  Вы обратили внимание на дымок над одной из крыш? Что можно сказать о

    погоде, глядя на этот дымок? Какое чувство вызывает этот фрагмент

    картины?

  (Это вносит ощущение теплоты. Ведь там, в доме, топит печь человек.

     Хотя на картине, кроме грачей, нет  ни одного живого существа.)

   

 - Скажите, к какому жанру можно отнести эту картину? Портрет? Пейзаж?

    Натюрморт?

      (Пейзаж. В картине заключены одновременно печаль и грусть, улыбка и

      раздумье: чем дольше смотришь на нее, тем больше любишь нашу

      родную природу

(И.И.Левитан сказал об этой картине: «Это целый мир высокой поэзии»).                              

-  Если в стихотворении мы узнаем о приходе весны по шуму весенних

    ручьев, в музыкальном произведении – по словам и характеру звучания,

    то в этой картине, скажите, кто принес  весть о приходе весны?

                                                 (грачи)

- Каков колорит картины - холодный или теплый?

       (Изображена ранняя весна. Еще много снега; теплые дни не наступили.

       Отсюда  сочетание теплых серо-коричневых и холодных серо-голубых

         тонов. Художник использовал неяркие тона. Черными он нарисовал

        проталины, кое-где проскальзывает голубоватое небо, коричневые

       ветки. Эти цвета характерны для ранней весны, когда нет еще яркой

       зеленой травы и нет сильного солнечного света. В картине весна

       борется с зимой: теплые тона солнечного света сочетаются с

       холодными тонами неба, снега, воды).

- Могут ли грачи перелететь с места на место на картине? Почему?

      (Художник не может заставить предметы двигаться. Он только

      изображает движение через застывшие позы, т.е. остановившиеся

                                                  мгновения)

- В каких позах изображены грачи?

      В картине переданы разнообразные движения птиц. Они хлопают

      крыльями, взлетают, копошатся у своих гнезд, летят, клюют, строят

     гнезда, несут веточки…)

- Видели ли в жизни такие деревья, таких птиц, такие дворики?

- Нравится ли вам картина? Почему?

  ( Чувствуется, что художник,  написавший эту картину, очень любил и

    хорошо знал родную русскую  природу).

- Так как же вы назовете эту картину?

   (послушать все варианты, потом сказать правильное название)

 

   К.Коровин пишет о своем учителе А.К.Саврасове:

        « Мы, все его ученики: Левитан, я, его брат Коровин, Ордынский –  

         очень  Алексея Кондратьевича любили. Его огромная фигура с

         большими  руками, широкая спина, большая голова с большими

         добрыми глазами. Он был похож на доброго доктора».

   И.Левитан:

       «С А.К.Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и

         безграничная любовь к своей родной земле…»

Предложить детям выучить наизусть

Федор Иванович Тютчев.

 

Зима недаром злится, прошла ее пора –

Весна в окно стучится и гонит со двора.

И все засуетилось, все нудит зиму вон –

И жаворонки в небе уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет и на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая и, снегу захватя,

Пустила, убегая, в прекрасное дитя

Весне и горя мало: умылася в снегу

И лишь румяней стала наперекор врагу.

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

                                       Гремят раскаты молодые.

                                       Вот дождик брызнул, пыль летит.

                                       Повисли перлы дождевые

                                       И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам.

И гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Еще природа не проснулась,

                                         Но сквозь редеющего сна

                                         Весну послышала она

                                         И ей невольно улыбнулась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие "Кто к нам в гости прилетел?" во 2-й младшей группе

Интегрированное занятие с использованием разных видов деятельности: музыкальной, двигательной, познавательной , продуктивной, коммуниукативной...

интегрированное занятие "Кто к нам в гости прилетел?" во 2-й младшей группе

Интегрированное занятие с использованием разных видов деятельности: музыкальной, двигательной, познавательной , продуктивной, коммуниукативной...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Кто к нам в гости прилетел?».

Данное педагогическое мероприятие было мною разработано и проведено в рамках реализации образовательного проекта "Пернатые друзья" с детьми второй младшей группы....

Конспект интегрированной НОД "Прилетели птички" для первой младшей группы

Познавательное занятие интегрированное с художественным творчеством (рисованием)...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и нетрадиционному рисованию « Прилетела птичка к нам»

        ГАУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный» филиал «Набережночелнинский дом ребёнка специализированный»    Конспект интегрированного ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Весна пришла — птицы прилетели»

Цель: Расширять кругозор детей, знания о перелётных птицах, приметах весны, народных обычаях.Задачи:1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе и перелётных пти...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Весна пришла — птицы прилетели»

Цель: Расширять кругозор детей, знания о перелётных птицах, приметах весны, народных обычаях.Задачи:1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе и перелётных пти...