"Особый ребенок и посещение театра"
статья

Антонова Нина Владимировна

В статье "Особый ребенок и посещение театра" приведены рекомендации по организации посещения особым ребенком театра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_pohode_v_teatr.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Особый ребенок и посещение театра

Нужно ли посещать особым детям театр? Большинству детей однозначно «да». И не только потому, что это полезно, это просто интересно и весело. Но чтобы поход в театр стал удовольствием для особого зрителя и тех, кто его сопровождает, чаще всего нужна тщательная подготовка и правильная организация культурного похода.

Начнем с принятия решения пойти в театр. Кому-то в голову не приходит, что можно сходить с ребенком в театр, не потому, что это сложно, а потому что просто не знакомы с таким видом времяпрепровождения. Это другая тема для обсуждения. Но есть родители, которые просто не могут решиться на поход в театр, боятся этого, считают, что ребенок мал, что с «особенностями» по театрам не ходят и т.д. Важен положительный настрой родителей. Надо осознавать, что первый раз может не получиться, что в этом нет никакой трагедии. Надо пробовать. Смело и уверенно.

Когда, в каком возрасте попробовать? Для каждого ребенка индивидуально. Кому-то в три года можно начать, кому-то в пять. Дело не в возрасте. Надо оценить способность ребенка наблюдать за происходящим, способность находиться на одном месте продолжительное время. Родители должны оценить насколько они могут предугадать реакцию ребенка и насколько они могут контролировать поведение ребенка. И реакцию предугадать очень сложно, ведь это в первый раз, и поведение контролировать может совсем не получиться. Всегда есть риск. Но если родители на 90 процентов уверенны, что ребенок испугается или выдаст истерику, или будет агрессивен то, значит, время походов на спектакли еще не пришло. И если взрослый в знакомой для ребенка обстановке, не умеет привлечь его внимания, успокоить, пресечь попытки попрыгать, побегать, покричать, потолкаться, то, скорее всего, в театре будет еще сложнее. Хотя я знаю одного мальчика, который на знакомой детской площадке может начать кататься по земле с воплями и никто его не остановит, а на спектакли 30 минут почти бесшумно сидит и смотрит.

Конечно, у ребенка должен быть положительный опыт посещения общественных мест. Если ребенок не гуляет с другими детьми на детских площадках, не ходил с родителями в магазины и, вообще, не бывал в местах массового скопления людей, то начинать надо точно не с театра. И тот ребенок, который уже год как посещает детский садик, ходит с мамой в магазин, гуляет в парке рядом с домом, но нигде больше не был, еще может быть не готов к театру. Лучше начать с зоопарка или океанариума.

Ребенок на момент посещения театра должен быть здоров, не должен быть утомлен, не должно быть «обострений». Также не стоит планировать посещение спектакля, если ребенок совсем недавно был на каком-то мероприятии, которое произвело на него впечатление (как плохое, так и хорошее). Это поможет избежать «перегрузок» и путаницы в голове.

Теперь переходим к выбору театра и спектакля. Лучше начать с небольшого детского театра. Маленький, но не тесный зрительный зал со свободной рассадкой – оптимальный вариант. Дневной или утренний спектакль – это надо подбирать индивидуально, зависит от того, когда ребенок себя лучше чувствует. Спектакль должен быть очень простым, не продолжительным, красочным, не шумным, с небольшим количеством персонажей, без спецэффектов. Предпочтительнее кукольный или куклы плюс артисты. Содержание спектакля должно быть знакомо ребенку. Если ребенок посещает ДОУ, можно посоветоваться с педагогами, узнать, с какими книгами знакомились дети в последнее время. Не стоит начинать со спектаклей, где артисты выходят к зрителям или привлекают зрителей к участию (т.н. интерактивный спектакль) – это может напугать ребенка или, наоборот, он решит, что тут можно всё, и станет слишком активно участвовать в спектакле.

Спектакль выбран. Начинаем подготовку к посещению. Многим детям совсем не помешает посетить театр заранее. Например, сходить сначала за билетами, оглядеться, погулять по фойе, изучить маршрут. Взрослый должен постараться объяснить ребенку, что в театре им будет хорошо: интересно и безопасно. Необходимо рассказать о том, что и как будет происходить в театре или показать видеозапись с фрагментом спектакля, не обязательно того, на который куплены билеты. Если существует книга, по которой поставлен спектакль, полезно периодически заглядывать в нее в течение недели перед мероприятием. Есть мультфильм – посмотреть мультфильм. Или своими словами пересказать содержание.

В день спектакля надо выспаться, у ребенка должно быть хорошее спокойное настроение, постараться избегать конфликтных ситуаций, капризов, избыточного веселья, физических нагрузок. Ребенок должен быть сыт, бодр, одет в удобную одежду. Даже новая непривычная одежда может быть причиной дискомфорта, не говоря уже о чувстве голода или жажды. Необходимо продумать, какие вещи необходимо взять с собой. Может быть, любимую игрушку или легкий перекус, или что-то, что займет руки ребенка и тем самым поможет дольше усидеть на месте. Приходить в театр следует заранее, оглядеться, сходить в туалет, занять удобное место, если есть свободная рассадка. Выбирать места разумнее недалеко от выхода, лучше без соседей. Чтобы не мешать, когда понадобиться во время спектакля выйти или прокомментировать ребенку происходящее на сцене. Родители должны постараться сделать пребывание на спектакле максимально комфортным для своего особого ребенка, но при этом не забывать об уважении к артистам и другим зрителям! Если ребенку становится тяжело усидеть на спектакле, то можно выйти из зрительного зала, подвигаться, отдохнуть. Потом опять попробовать вернуться на спектакль. Может так получиться, что ребенок с первых минут спектакля сильно испугается или начнет шуметь, плакать, и у взрослого не получится быстро успокоить юного зрителя. Тогда правильнее будет не доводить ситуацию до сильного стресса, уйти со спектакля. Таким образом, у ребенка не останется в памяти острых негативных переживаний, а у родителей будет шанс попробовать еще раз позже. В случае если все прошло хорошо, ребенок посмотрел, хотя бы часть спектакля и остался доволен, постарайтесь закрепить в его памяти этот удачный опыт. Пригодятся фото, сделанные в театре, рассказы при ребенке знакомым о мероприятии, с подчеркиванием положительных моментов, беседы с самим ребенком о спектакле, демонстрация того, что все получили удовольствие, похвала ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Особый ребенок - особое общение"

Система взаимодействия родителей и детей "Особые дети - особое общение" дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю ст...

Буклет для родителей "Особый ребенок - особое общение"

Система взаимодействия родителей и детей "Особые дети - особое общение" дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю ст...

Посещение театра с ребенком

Обязательно приобщайте детей к театральному искусству и дети вам скажут спасибо за массу положительных эмоций....

Особый ребенок- особый подход!

Особенные дети всегда требуют особенного подхода. И обучение особых детей – не исключение. Нет никаких сомнений: детям с особенностями в развитии необходимо не только повышенное внимание со стор...

Консультация для родителей «Посещение театра с ребенком»

В процессе приобщения детей к сценическому искусству педагогам и родителям предстоит решать важную задачу — формирование зрительской культуры, которая складывается из:знания особенностей театрал...

Рекомендации для родителей «Воспитание у ребенка культурных навыков, посещение театров, кинотеатров»

Культурное воспитание ребенка должно начинаться рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое- как говорить....

Консультация для родителей "Посещение театра с ребенком"

Приобщать детей к театральному искусству можно начинать рано. Это обусловлено тем, что сценическое действие во многом созвучно детской игре: детская игра и игра актера требуют перевоплощения; любая ро...