Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Детское экспериментирование - основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
материал
Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать, становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opytom_1.docx | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
Обобщение педагогического опыта работы
на тему:
«Детское экспериментирование - основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Подготовила:
Максименкова В.Р.
г.Рославль 2019г.
«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон).
Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать, становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.
ФГОС ДО выдвигает требований к познавательно-исследовательской деятельности такие как:
-развитие любознательности и познавательной мотивации;
-формирование познавательных действий, становление сознания;
-развитие воображения и творческой активности;
-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Дети – прирождённые исследователи и изобретатели. Эти задатки заложены самой природой и особенно быстро реализуются и совершенствуются в познавательно – исследовательской деятельности.
Задача педагогов ДОУ, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умение добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться со взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.
Эти и многие другие вопросы возникали у меня по мере работы с детьми и это помогло мне при выборе темы по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области «Познавательное развитее».
Прежде чем взяться за какую-либо работу её необходимо досконально изучить. Я начала свою работу с изучения научно-педагогической литературы, затем занялась разработкой перспективных планов, конспектов по теме познавательно – исследовательской деятельности.
Следующим моим шагом была организация развивающей среды, ведь это одно из условий решения задач исследовательской деятельности в детском саду. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан уголок «Детского экспериментирования», расположила я его в уголке природы. К уголку у детей свободный доступ, где дети могут превращаться в «ученых», которые проводят эксперименты, опыты, наблюдения по разной тематике, таким образом расширяя свои познания в исследовательской деятельности.
Изучая научно-педагогическую литературу я узнала, что существуют множество форм и методов работы по экспериментальной деятельности, так как экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Поэтому экспериментированием можно заниматься в организованно - образовательной деятельности:
- занятия - путешествия;
- беседы познавательно-эвристического характера;
- проектная деятельность;
- лабораторные работы;
- просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением;
- прослушивание аудиозаписей;
- дидактические и развивающие игры, упражнения;
- предметные недели;
- рассматривание, обследование, наблюдение;
- решение занимательных задач, проблемных ситуаций;
- эксперименты и опыты.
А так же в повседневной деятельности:
- наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- работа в уголках природы;
- акции добрых дел;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами, коллекционирование;
- рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях;
- создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет;
- создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, (в уголке природы, в лаборатории и др.);
- совместное творчество детей и родителей (мини выставки).
Так же я поняла, что в работе с детьми необходимо придерживаться следующих принципов:
1.Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
2.Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
3.Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
4.Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
5.Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
6.Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
7.Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
Средняя группа (2015-2016 у.г.)
Моя группа называется «Сказка», это мой самый главный проект и я стараюсь расти и развиваться вместе со своими детьми. Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к исследованию – и есть моя наиважнейшая задача.
Цель работы:
-Развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в познавательно - исследовательской деятельности.
Задачи:
Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Результативность внедрения познавательно-исследовательской деятельности я определяла при помощи диагностики развития по методике Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности». Система диагностики позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности.
Диагностика направлена на решение целого ряда взаимосвязанных задач:
1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.
2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.
3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.
4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.
По итогам анализа результатов, можно определить место детского экспериментирования в структуре детских предпочтений. Детское экспериментирование, как один из шести видов деятельности, находится на четвёртом месте. Это свидетельствует о том, что эта деятельность не очень привлекла детей. Возможно, это связано с тем, что детскому экспериментированию не уделяться должное внимания с моей стороны.
Повторная диагностика зафиксировала достоверный рост уровня сформированности познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе овладения экспериментальной деятельностью, показала, что изначально неустойчивый познавательный интерес стал более устойчивым, закрепился навык понимания проблемы, расширились знания о свойствах и качествах объектов и предметов неживой природы.
Расскажу немного о том, авторами каких исследований мы стали: «Сыплется – не сыплется», «Что быстрей утонет?», «Лепится – не лепится», «Цветные льдинки» и мн.др. Во время этих экспериментов дети принимали активное участие, в опытах, в наблюдениях, сравнивали результаты, делали выводы.
Старшая группа(2016-2017у.г.)
В старшем возрасте по моим наблюдениям экспериментирование осознанное. Дети осознают, что всё можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуются этим для приобретения новых знаний. У них появляются новые способы познания. Об этом свидетельствует и диагностика развития которую я провела по методике Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности». Если в начале года экспериментальная деятельность у детей стояла на четвёртом месте, то к концу года экспериментальная деятельность переместилась на пятое место.
Цель работы:
-Развитие познавательно-исследовательской активности в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
Развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.
Подготовительная группа (2017-2018у.г.)
В подготовительной группе круг явлений, с которыми экспериментируют дошкольники, расширяется. Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Цель работы:
-Упорядочить накопленные детьми представления о живой и неживой природе. Развитие познавательно-исследовательской активности в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Считаю очень важной задачей прививать детям любовь к природе, и воспитывать заботливое и бережное отношение к природе.
В процессе всей нашей познавательно-исследовательской деятельности дети проявляли живой интерес и активно участвовали в различного рода экспериментах. Приобретая новые знания, дети старшего дошкольного возраста пытаются делать самостоятельные выводы, учатся высказывать свои предположения, что тем самым стимулирует и развитие речи детей, и пополнение словарного запаса. Также, благодаря организованной практической деятельности, дети в этом возрасте хорошо соблюдают дисциплину, и закрепляют уже имеющиеся знания о соблюдении правил безопасности. В результате дети приобретают совершенно разносторонние знания, начиная от свойств воды и воздуха и, углубляются в более масштабные вопросы, касаясь экологических проблем окружающей нас природы.
Дети росли, и рос их познавательный интерес. Дети выдвигали свои предложения, как решить проблему, предлагали варианты решения. По результатам диагностики экспериментальная деятельность у детей заняла первое место. Мы выросли настолько, что показали открытое занятие на региональном уровне «Чудо-магнит» для воспитателей Смоленской области.
Все приобретенные знания на подобных практических занятиях, несомненно, пригодятся детям в повседневной и дальнейшей жизни и учебе. Ведь эти природные стихии неотъемлемая часть нашей жизни.
Группа раннего возраста (2018-2019у.г.)
Опыт работы показывает, что исследование доступно детям раннего и младшего дошкольного возраста. Ребёнок всё старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, потрогать, разобрать. Удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Поисковая деятельность ребёнка, не подпитываемая извне, угаснет.
Прежде чем начать работу с детьми раннего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности необходимо было провести диагностику по выявлению компетенции детей в данной области. Для исследования я использовала диагностику развития по методике Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности». По результатам диагностики выявлено, что дети не проявляют большого интереса к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы.
Использованные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса и активности у детей раннего дошкольного возраста, как важных составляющих познавательно-исследовательской деятельности.
Цель работы:
-Формирование у детей познавательно-исследовательского интереса к окружающему миру через экспериментирование.
Задачи:
Формировать умения устанавливать простейшие связи и отношения к объектам близкого окружения;
Обогащать знания дошкольников новыми впечатлениями, способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру;
Побуждать детей обследовать предметы, высказывать свои предположения, делать выводы;
Развивать словарь и диалогическую речь, способствовать развитию конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
По мере приобретения знаний по теме самообразования я делилась своим опытом с коллегами. Проводила консультации для коллег по теме: «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»(2016г.), «Формы работы по экспериментальной деятельности»(2017г.), провела консультацию для воспитателей по теме: «Познавательное развитие» по направлению опытно-исследовательская деятельность дошкольников» (2018г.).
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Для родителей провожу мастер-классы, семинары-практикумы, помогают в подготовке материалов для опытов и экспериментов. Помогают создавать мини-выставки.
Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки, провожу анкетирование, оформляю наглядно-информационные родительские уголки. Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.
В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать выводы, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые горизонты вместе со мной, с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей. А значит, это достижение и моего результата. Значит и я, живя сегодня в настоящем, делаю вклад в наше будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»
Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»...
Мастер – класс на тему «Детское экспериментирование – основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.
Представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность....
Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»
Предоставление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности....
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Семинар – практикумдля педагоговна тему: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...
МАСТЕР – КЛАСС Тема: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...
Обобщение педагогического опыта работы по теме: Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников.
данной работе описываю свой педагогический опыт по теме пластилинография как средство развития творческих способностей детей....
Мастер - класс на тему: "Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников"
Мастер - класс на тему: "Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников"...