Консультация для воспитателей: «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»
материал

Соловьева Елена Викторовна

Консультация для воспитателей:

«Методы воздействия воспитателя,

стимулирующие детей к творчеству»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_mbdou_detskiy_sad.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №1 ст. Милютинская

Консультация для воспитателей:

«Методы воздействия воспитателя,

стимулирующие детей к творчеству»

Подготовила воспитатель:

Соловьева Е.В.

Ст. Милютинская

2019 г.

Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству.

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

На плечи воспитателя ложится не только умение научить и понять, но дать так называемый толчок к цели познавать мир через творчество.

К методам воздействия воспитателя, которые стимулируют детей к творчеству, прежде всего, относятся наглядные и словесные методы и их взаимосвязь, а также практические методы. С детьми проводят беседы, которые помогают воспитателю обратить внимание детей на главное, учат ребят эмоционально воспринимать художественные образы.

Период от 2 до 3 лет ребёнок стремительно овладевает речью. Песенки, потешки и сказки - первые литературные произведения, которые слышит малыш. Знакомясь с произведениями поэтов и писателей, устным народным творчеством, пронизанным мудростью и добротой, ребёнок учится быть честным, справедливым и отзывчивым. У детей этого возраста хорошо развита фантазия. Они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной сказки. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идет речь в сказке или потешке. Малыши с большим энтузиазмом будут помогать героем, нуждающимся в поддержке: лепить печенье для голодного котенка," строить" для зверей теремок, который развалил медведь и т. д. Очень часто занятия начинаются со сказки, весёлого стихотворения или потешки. Это помогает эмоционально затронуть малышей, превратить занятия в увлекательную игру.

У детей необходимо формировать представление о различном подходе в передаче образа и поэтому желательно, во время беседы, рассматривать разные варианты изображения. Целесообразно перед проведением бесед устраивать в группе небольшие экспозиции репродукций картин, декоративно - прикладного искусства. Устраивать также тематические выставки, итоговые беседы и итоговые выставки.

Развитию творчества способствует организация наблюдений в природе. У детей развивается наблюдательность. Дети начинают замечать, что в природе цвета очень различные (не просто белый, синий, красный, а есть многообразие оттенков). В своих рисунках дети используют эти оттенки. Необходимо с детьми анализировать предметы, обращая их внимание не только на основные части, но и второстепенные, подмечая выразительность очертания.

Развитию творчества у детей способствуют различные экскурсии в природу, целевые прогулки, а также организация праздников, развлечений.

Одним из методов стимулирующим развитие творчества у детей являются творческие задания. Содержанием таких заданий могут быть явления действительности, общественные события, сказочные образы. В творческих заданиях дети ставятся в необычные условия, им предлагается самостоятельно найти различные варианты цветового решения, композиционного построения. Воспитатель должен создать необычную ситуацию новизны. Поисковые ситуации заставляют детей идти от неизвестного к знакомому, догадываться, пробовать способы изображения. В заданиях творческого характера воспитатель обращает внимание детей на фон бумаги, который помогает создать цветовой образ рисунка. При изображении природы воспитатель должен учить детей использовать разнообразные цвета. Всё это в целом развивает у детей чувство цветовой гармонии. На творческих занятиях необходимо использовать музыку. Музыка способствует развитию воображения.

Стимулирует детей к творчеству работа с разнообразными материалами (рисование гуашью, цветными карандашами, восковыми мелками, знакомство ребят с разнообразными нетрадиционными приёмами рисования.

Одним из практических методов развития творчества является обучение детей различным способам изображения предметов (например, рисование травки штрихом, мазком, примакиванием).

Ну и конечно метод использования педагогом сюрпризного момента, игровой ситуации, создает мотивацию, вызывает желание у детей создать творческий образ.

Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Они всегда красочны, ярки, неожиданны, стимулируют развитие творческой фантазии. Сюрпризный момент это один из приемов активизации детей на занятии. Каждый воспитатель перед подготовкой к занятию ломает голову: «Какой же придумать сюрпризный момент?» Необходимо, чтобы он вписывался в тему занятия, чтобы к нему могли обратиться во время занятия, да и еще - завершить это занятие.

Создание игровой мотивации и использование сказочных персонажей тесно взаимосвязаны. Появление героев сказки удивляет, увлекает детей, вызывает стремление выполнять их поручения или просьбы, а зачастую помочь, если это необходимо.

Персонаж принимает участие в выполнении задания, может задавать вопросы, активно выражает свое мнение. Оценка деятельности ребёнка из уст сказочного героя интересна и понятна малышам, вызывает у них эмоциональный отклик и желание встретиться вновь.

В роли сказочных персонажей часто выступают игрушки, куклы бибабо и куклы, созданные педагогами или родителями.

Кукла-фартук позволяет педагогу стать сказочным героем за считанные секунды. Притом кукла динамична: двигается, жестикулирует. Говорит она голосом воспитателя, но воспринимается детьми как персонаж сказки. Дошкольники готовы действовать вместе с куклами на протяжении длительного времени.

Например, куклы Зима, Весна, Лето, Осень незаменимы при обобщении знаний детей о временах года. Огородное Пугало поможет при изучении овощей и фруктов. Добрый доктор Айболит подскажет, как вести здоровый образ жизни. Появление Бабулечки Ягулечки вызывает у детей восторг и желание помочь ей в любой житейской проблеме.

Использовать фартуки можно как для отдельного занятия, так и для создания игровой мотивации на неделю.

В качестве сюрпризного момента используется появление в группе различных предметов: посылки, письма, чудо-дерева, волшебного зонтика и т. д.

Все пальчиковые и подвижные игры, исполнение детьми песен, танцев проходят с музыкальным сопровождением. Малышам нравится слушать, как скрипит снег и дует ветер, падают капли дождя и жужжит пчела, пищит мышка и кукарекает петушок. Это побуждает в них познавательный интерес и создает устойчивый мотив к деятельности, помогая в достижении результата.

Конечно же, воспитателю нужно помнить о методе поощрения. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность.

Каждое занятие проходит и заканчивается на позитивной ноте: вместе с героем хвалим детей, восхищаемся их работами. Затем помещаем работы воспитанников на выставке. Это стимулирует их к дальнейшему творчеству. Зачастую обыгрываем наши работы: пчел сажаем на цветочную поляну, гусениц прячем в траве, яблоки складываем ежику в корзину, рыбок выпускаем в море.

Занятия изобразительной деятельностью предполагает не только обучение приемам лепки и рисования, но и, прежде всего, общение взрослого и малыша. Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нём и справиться с трудностями в его поведении.

Если ребёнок бросает свои занятия, как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, предлагая ему другие способы достижения желаемого. Например, если малышу не удаётся нарисовать машинку, предложите ему вместе с вами сделать машину из конструктора.

Если ребёнок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое или сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, малышу нужно лепить из пластилина баранки. Если это слишком просто для него, предложите лепить калачи и украшать их бусинками из пластилина другого цвета. Если задание слишком сложное, начните с лепки "пирожков" (шариков) из пластилина и также украсьте их дополнительным материалом.

Продуктивные виды деятельности приносят малышам немало радости и пользы, дают разнообразные сенсорные впечатления, развивают мелкую моторику рук и речь, учат видеть мир прекрасного.

При обучении главная задача - заинтересовать детей, поэтому наши занятия проходят в игровой форме, основаны на положительных эмоциональных ситуациях.

Воспитателю необходимо помнить об основных правилах развития творческой активности детей. Ведь творческий рост проходит более успешно, если деятельность воспитателя и родителя основывается:

• на уважении и эмпатическом понимании дошкольников и умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития их творческой активности;

• на умении тонко и деликатно обращаться с дошкольниками, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие;

• на поощрении при развитии способности дошкольников быть самостоятельными, ответственными людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»...

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Консультация для воспитателей«Методы воздействия воспитателя,стимулирующие детей к творчеству» Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое,...

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»...

Консультация для педагогов "Методы воздействия воспитателя стимулирующие детей к творчеству"

Методы воздействия воспитателя стимулирующие детей к творчеству...

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средст...

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Консультация для воспитателей "Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству", Елена Анатольевна Осипова, воспитатель МЮДОУ детский сад № 17...

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Консультация для воспитателей«Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к  творчеству»...