Отчет по самообразованию на тему "Влияние устного народного творчества на развития речи детей 4-5 лет"
материал (средняя группа)

отчет по самообразованию за 2018-2019 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет  по самообразованию воспитателя средней группы Вегнер Н.С.  на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»

Отчет  по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»

В начале каждого учебного года мы задумываемся над темой самообразования. В 2018-2019 учебном году я выбрала тему для своего самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет». Считаю эту тему очень актуальной на сегодняшний день. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность. Приобщается к культуре  и традициям своего народа.

В настоящее время в связи с вступлением         ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

В процессе работы над данной темой мною было прочитано и изучено много литературы:

1.Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника.М., 1995г.

2.Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа М.,2009

3.Жаворонушки-песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки Сост.Г.Науменко, М., 1998

4.Князева О.Л. Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры:Учеб.-метод.

5.Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно.Развитие речи детей от рождения до 5 лет М.,2005

6.Русский фольклор Сост.В.Аникин.

Народные сказки, загадки, заклички,  потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные являются основой устного народного творчества. А также важнейшим источником развития выразительности детской речи.

Дети хорошо воспринимаю произведения устного народного творчества, благодаря их мягкому юмору. У детей своей группы я заметила интерес к потешкам, загадкам, сказкам и, выбирая тему самообразования, решила,что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной.

Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, со второй половины года я начала использовать его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности. Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песен, прибауток. Мы вместе с детьми старались через свои движения рассказать о чем говорится в потешке, учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь. Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим  её обыгрывать.

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, поэтому мы стали использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты.

Также дети с удовольствием отгадывали загадки, а потом рисовали отгадки. Ведь загадки-это полезное упражнение для ума. Загадки старались использовать в непосредственно образовательной  деятельности, на прогулках. Загадка требует от ребенка большой наблюдательности, загадки развивают мышление, наблюдательность детей. Выяснилось, что дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами загадывать загадки.

Была проведена работа с семьей. С помощью родителей  разучивали потешеки, поговороки, скороговороки, песенки, Был организован совместный конкурс «Отгадай загадку-нарисуй отгадку». На родительском собрании была показана детьми инсценировка сказки «Теремок».

Для самореализации была подготовлена консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества для детей 4-5 лет»

Итоговым мероприятием моего самообразования стал показ открытого занятия по развитию речи в средней группе «Устное народное творчество. Потешки». На занятии присутствовали родители, которые  получили положительные эмоции от просмотра НОД.

На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений  устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей дошкольного возраста. Свою работу по самообразованию за 2018-2019 учебный год считаю удовлетворительной. Поэтому в дальнейшей работе с детьми буду продолжать использовать произведения устного народного творчества для развития речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» 2015-2016 учебный год

Воспитание, полученное человеком,  закончено, достигло своей цели, Когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и...

Программа по самообразованию. Теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные сл...

План работы по самообразованию. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Актуальность темы: Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педа...

План по самообразованию Тема "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕСКИЙ САД №2 "РОМАШКА"      Программа личностного саморазвития педагога  Разработала: во...

Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» 2018-2019 гг.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу,  показатель его способностей и таланта....

Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» 2018-2019 гг.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу,  показатель его способностей и таланта...