Чистый источник
статья

Абдулова Нина Владимировна

Любой человек, не зависимо от возраста и профессии, независимо от того, городской он или деревенский, помнит игрушки своего детства. Существенное значение имеет и то, как и кем, они сделаны – эти первые жизненные и культурные ориентиры. Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Историки, этнографы, педагоги, художники исследуют ее традиции, изучают творчество мастеров-игрушечников. Создатели традиционных игрушек, как сказители и песенники – тоже носители прошлого, носители национальной духовной культуры. Передавая из поколения в поколение игрушечное мастерство, они смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Их игрушки обладают огромным запасом исторической народной памяти, к которому сегодня вновь и вновь обращаются благодарные потомки. Уже в конце XIX века народную игрушку начали активно коллекционировать. Теперь она хранится в самых больших музеях страны: в Эрмитаже, в Русском музее, в Российском этнографическом музее и Историческом музее, в Музее народного и декоративно-прикладного искусства. Крупнейшая коллекция народной игрушки находится в Художественно-педагогическом музее игрушки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistyy_istochnik.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

Чистый источник

«Самым высоким видом искусства,

Самым талантливым, самым гениальным

Является народное искусство, то есть то,

Что сохранено, что народ перенес через столетия».

М. И. Калинин

«Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго» – эту старинная русская пословица.

Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами – одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. Это и зодчие каменных храмов и создатели народных песен и сказок, и вышивальщицы, и кузнецы, и гончары, и резчики по дереву, и живописцы… В творчестве своем они отражали чаяния и мечты крестьянина, его видение мира, его духовную жизнь, добро и справедливость, высокие нравственные начала. Потому-то их работы не утратили ценности и по прошествии лет.

Любой человек, не зависимо от возраста и профессии, независимо от того, городской он или деревенский, помнит игрушки своего детства. Существенное значение имеет и то, как и кем, они сделаны – эти первые жизненные и культурные ориентиры. Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Историки, этнографы, педагоги, художники исследуют ее традиции, изучают творчество мастеров-игрушечников. Создатели традиционных игрушек, как сказители и песенники – тоже носители прошлого, носители национальной духовной культуры. Передавая из поколения в поколение игрушечное мастерство, они смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Их игрушки обладают огромным запасом исторической народной памяти, к которому сегодня вновь и вновь обращаются благодарные потомки. Уже в конце XIX века народную игрушку начали активно коллекционировать. Теперь она хранится в самых больших музеях страны: в Эрмитаже, в Русском музее, в Российском этнографическом музее и Историческом музее, в Музее народного и декоративно-прикладного искусства. Крупнейшая коллекция народной игрушки находится в Художественно-педагогическом музее игрушки.

Не только в музеях, но и в современных квартирах можно часто увидеть произведения народного искусства. Как красиво бывает, когда на полки среди равных рядов книг поставят две-три красочные дымковские игрушки глиняные. Хохломские украшения – броши, пуговицы, браслеты – это часть женского наряда… Одним словом, народное искусство легко и естественно входит в наш современный быт. Только выбирай, что душе угодно.

Для народного искусства первенствующее значение имеет человеческая и творческая индивидуальность мастера, самой его личности, взращенной в условиях жизни народа, его опытом и традициями, особенностями социальной и природной среды. И как результат этого – один и тот же природный материал рождает множество промыслов, каждый из которых имеет собственные, присущие лишь ему признаки. Взять игрушку – дымковскую, каргопольскую, филимоновскую, абашевскую, курскую и других промыслов сохранившихся сегодня. Материал у них один – глина, но до чего же они разнообразны, не похожи друг на друга. Такова чудодейственная сила присущих каждому промыслу традиций, благодаря которым и образуется это многообразие.  

Абашевская игрушка (Пензенская область)

В селе Абашево Беднодемьянского района Пензенской области сохранился промысел глиняной игрушки. Так уж произошло, что ни об одном старинном народном промысле нельзя точно сказать, когда и при каких обстоятельствах возник он в том или ином месте, верно указать время возникновения, иногда хотя бы столетие. Вот уж поистине нигде не уместно, как здесь, выражение «своими корнями уходит в глубь веков». Не исключение здесь и абашевское гончарство, которому никак не меньше трехсот лет.

Абашевская игрушка – понятие условное. Перед нами уникальный случай. Мы имеем дело не с очередной разновидностью детской глиняной игрушки, а с редкостным в истории отечественного народного творчества проявлением скульптурного начала. У абашевцев монументальный характер присущ изображениям не только крупных зверей и животных, но даже и птиц. В корне природы абашевской пластики лежит удивительное умение ее мастеров освободить форму от каких бы то ни было признаков натурализма. Так, строению своих изделий они придают такую устойчивость, что из состояния покоя, кажется, их не выведешь. Присущи глиняной игрушке и торжественная праздничная декоративность, нарядность.

Изделия абашевских мастеров – глиняные фигурки с головы до ног плотным слоем покрашенными масляной краской почти всегда в один и тот же цвет. И когда глаз успевает присмотреться, привыкнуть следует дивиться поистине незаурядной ее пластике, ее «скульптурности». Абашевские игрушки – не столько игрушки, сколько скульптуры малых форм. Характерной чертой абашевского промысла является широкое, но и очень точное применение золотой и серебряной красок, как средства, повышающие общую выразительность декора изделий.

Цветовое решение абашевских изделий представляет собой не простой вопрос. Особенности здешней пластики, ее «скульптурность», обращение к сплошной, плотно кроющей краске, как правило одноцветной, способствует впечатлению монолитности и является оправданным, а может и вовсе единственным решением.

Дымковская игрушка (Кировская область)

Не будет преувеличением сказать, что теперь любой дошкольник знаком с Дымковской игрушкой. Узорное многоцветье  беленых глиняных фигурок восхищает, как сиянье радуги на чистом снегу. А станешь присматриваться, поразишься разностью пластических, орнаментальных, красочных расписных скульптурок. Дымковские «куколки» бывают простые и нарядные, различаясь туалетами и принадлежностями. Гармонисты, балалаечники, кавалеры, охотники, женихи, непременно входят в многолюдную «бабью толпу». Она на удивление пестро разряжена. Игрушечный человеческий мир един с природным. Как могучая зеленая шишка растет Дымковское дерево. Его чудесные плоды напоминают молодильные яблоки из русских сказок. Рукотворное дерево далеко от натурального. Это не ель, не яблоня, не дуб – это поэтическое «дерево», собирательный образ зеленой природы, дающий жизнь всему живому – человеку, зверям, птицам.

Дымковская игрушка – это детище народной фантазии, полное ярких образов. Ее можно сравнить со сказочной Жар-птицей, что переливается всеми цветами радуги, блещет позолотой.

           Жар-птица

Завелась неведомая птица –

Всякий ей дивится:

Не поет и не летает,

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают все пичугу эту,

Эта птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво – безделушка,

Зовут ее народная игрушка.  

В лесах синих заводилась,

Из глины красной зародилась,

Из песочка чистой речки,        

Обжигалась в жаркой печке,

Краской яркой покрывалась,

Позолотой наряжалась.

Эту птицу я поймал,

Описал, нарисовал

Красным, синим цветом алым

На утеху старым, малым.

Полюбуйтесь, посмотрите,

Красоте ее дивите!

Игрушки ярки, хороши,

Рисовал я от всей души.

                                      А.И. Деньшин

Память народная сберегла Дымковскую игрушку. Ее искусство и ремесло продолжается и живет сегодня заботами бескорыстных хранителей народной культуры – это земляки-энтузиасты, музейщики, учителя.

Секреты филимоновской дели

В народном творчестве воплотились не только общерусские свойства, но и черты той местности, которая дала тому или другому его виду начало и содержание. Так филимоновская игрушка очень отлична от всякой другой .

  Искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в эти края, как утверждают специалисты, из далекого  верхнего палеолита. Обрядовые статуэтки, найденные археологами в древних курганах одоевской земли, позволяют сделать такие предположения. А местные предания относят истоки гончарного ремесла к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения прибыл горшечник Филимон, положивший начало здешнему гончарству. Для классического Филимона характерна вытянусть пропорций, удлиненность форм. Это предопределено качеством пластичности местной глины, вызывают известную ее «тянутость». Фигуры носят условный характер по своим очертаниям, по своим необычным, фантастическим костюмам. Филимоновские «животные» приобретают жирафоподобные шеи, изящно удлиняются фигурки «барынь». У декора – самостоятельный характер, он выступает на равных с пластикой. Гамма – красный, белый, зеленый, желтый, синий – очень выразительная и в то же время скупая, в ней нет пестроты, несмотря на яркость.  Ясность и простота декора сообщают легкую «читаемость» узнаваемость в каждой фигуре.

Мастерица принесла корзину из ивовых прутьев, полную росписных игрушек. На столе появились «барыньки», «любота», всадники, олени. Как будто солнце заглянуло в избу вместе с радужной, звонкой, переливчатой пестротой. На белых игрушках глянцевито блестели тонкие полоски – красная, желтая, зеленая. Юбки у женских фигурок расписаны елочками, солнышками, а брюки у мужских фигурок – полосатые. Искусствоведы утверждают, что этот древний графический прием росписи глиняной игрушки сохранился только здесь. Каждая фигурка устойчиво и ладно стояла на столешнице, и все они были по-крестьянски наивны, удлиненные, увенчанные маленькой головкой. Откуда это изящество в деревенской поделке?

– Искони так лепили… Такая глина…

– Игрушки наши – все свистульки, сказала мастерица. «Люботу» только от свистка освободили. И хотя филимоновские игрушки все одинаково полосатые и грациозно удлиненные, при взгляде на них сразу угадаешь, конь перед тобой или корова. В каждой фигурке точно переданы характерные особенности животного.

Полховский Майдан

Село Полхов-Майдан расположено на юге Нижегородской области. Здесь с XIX века точили, резали деревянную посуду, создавали яркие, красочные полховские «тарарушки». Небезынтересно указать на происхождение этого названия. Основа – старинное слово «тарара» - язык. Существовала присказка: «Кума тарара не съезжай со двора, а съедешь – потужишь». Другими словами: не болтай, язык, зря, а наболтаешься и раскаешься.  Так получили имя полховские игрушки – не для серьезного занятия вещей, пустые забавы.

И форма и характер росписи полховско-майдановских изделий необычны. Расписывают больше всего матрешки, кубышки-сахарницы, птицы-свистульки, небольшие игрушечные балалайки и деревянные чарки.

По форме местные матрешки несколько вытянуты, головка у них узкая, как бы срезана сверху. Лица полховских матрешек нарисованы торопливо и условно. И наряд нарисован не по шаблону: цвет сарафана и передника – верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. В верху в овале лицо, а все остальное место занято крупными и яркими цветами. Каждый из узоров имеет свое название. В «большой розе» контур каждого из лепестков имеет в верхней части по 2-3 витка или петли, а в сердцевине рисуется и зачерняется нечто вроде полумесяца. «Яблочко», как правило, двухцветное – красное и желтое с неровной ломаной границей. Есть еще узор «виноград»; «маленькие цветы»  –  чаще всего синие с желтой сердцевиной, есть «разноцветная травка»; «ягодка» и «бутон с листиком», очень напоминающий мотивы древнерусской набойки. Здесь используют при раскраске желтый цвет, малиновый, зеленый, синий. Других цветов здесь не применяют, «наводят» черные контуры. Можно заметить разные манеры росписи. Большинство мастериц наводят крупные розы, яблочки и колокольчики. У мастериц цветы как бы «махровые», они любят делать контуры понарядней, на цветах, листах и яблочках нарисованы дополнительные черточки. И раскраска необычная: листва нередко написана двумя красками, иногда бывают даже малиновые или желтые с голубым. Вместе с цветочными мотивами в композициях промысла бывает и пейзаж. Заря… Лес, озерцо, деревенский домик – привычный глазу вид. Буйная, яркая, многоцветная роспись украшает, напротив, сдержанные, даже строгие формы цилиндрических  поставков  и других изделий – именно в таком сочетании проявляется своеобразный полховско-майданский художественный стиль.  Пестрые, нарядные полховско-майданские изделия вызывают в сознании образ шумной, веселой ярмарки, даже если ты на ней никогда не был, а только слышал рассказы стариков.    

Хохломская роспись

Хохломская роспись стала самой популярной из всех видов русской народной росписи по дереву, возникших издавна и сохранившихся до наших дней. Это и деревянные ложки, и стаканы для карандашей, и чашки, и горшочки, и детская мебель. «Пламенную» хохлому знают повсюду –  не только в нашей стране, но и за рубежом.  Возникновение промысла считается в XVII веке бесспорно. Село Торговая Хохлома и расположенный неподалеку Семенов стали центрами производства и торговли крашеной посуды и ложек.

Хохломскую роспись называют «пламенной» и «золотой». «Пламенная»  – потому, что основным в росписи является красный цвет, яркая киноварь. И еще потому, что окрашенная посуда закаляется в горячей, пламенной печи. «Золотая» потому, что простая по материалам посуда внешне очень похожа на золото. Достигается это тем, что после соответствующей обработки вещей, выточенных из липы, осины или ольхи, промазанная глиной и покрытая олифой, производится припудривание металлическим порошком – алюминиевым.  Затем раскраски и закалка. Олифа и лак от воздействия высокой температуры густеют, и под желтоватым слоем серебряный цвет посуды выглядит как золотой.

«Травка»  – это классика хохломы, самый главный «принципиальный» рисунок, рожденный традициями русского узора, известного по «поставным свечам» XVII века и по бордюрам икон. Условность и орнаментальность заметны и в чередовании красных и черных деталей – травок. Второй по популярности хохломской узор «кудрина». В золотых формах круглого письма есть сходство с льняными кудрями доброго молодца.

Современная хохломская «кудрина» это – на красном фоне – пышный, даже бурный цветочно-лиственный золотой узор с графической прорисовкой контуров и легкой штриховкой. Семеновские мастера особенно охотно расписывают «кудриной»  чашки, миски, бочата.

Существует еще роспись «под фон». Основной ее колорит чаще всего черный, из-за чего и все вещи, расписанные подобным образом, приобретают несколько мрачный характер, не свойственный яркой и прозрачной хохломе. На черном фоне – золотые стилизованные цветы (напоминающие узоры древнерусских бархатов и нередко оконтуренные красным цветом), листья, а иногда и фигуры птиц.

Роспись под фон существовала в Семенове и Хохломе издавна, это было узорочье мелкого и цветочного стилизованного орнамента, поражающего тонкостью и изяществом отделки. Фон – нередко красный – смягчался под обилием узоров. Не случайно названия: «травка», «кудрина», «рыжик», «сестрички»… Тут отчетливо видна связь с природой, самобытной,  русской, хотя природа здесь выражена опосредовано, через декоративный растительный орнамент.

Хохлома – искусство очень русское, в высшей степени национальное. В хохломе ярко отразились особенности народной души, наиболее сильно выявились самобытность русского народного искусства, ее коренные традиционные законы: условность, предельная обобщенность, отсутствие малейшего намека на натурализм. Вся суть народного искусства всегда заключалась в том, что из несложных элементов и деталей делали простую и красивую вещь.

Гжель

Впервые местечко Гжель, что под Москвой, упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты 1328 года.  К середине XVII века относят первые сведения о Гжели, как о местности, богатой хорошими глинами.  По указу царя Алексея Михайловича крестьяне Гжельской волости ежегодно поставляли «глины белые двадцать возов, которая глина пригодилась к аптекарским и алхимским делам».

«Едва ли есть земля самая чистая и без примешания, где на свете... разве между глинами, для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская... которой нигде я не видел белизною превосходнее»,  – писал Михаил Васильевич Ломоносов.  В 1724 году Афанасий Гребенщиков основал в Москве, возле Таганских ворот, завод по производству майоликовой посуды. В длинном смолистом пламени сосновых и еловых поленьев из знаменитых гжельских глин получались крепкие, звонкие миски, кружки, кувшины, лампады, чернильницы, игрушки. Расписанные сценками из народной жизни, цветами и птицами, веселыми яркими красками – эти вещи быстро раскупались. Такую посуду  москвичи называли «Гжель».

Гжельцы расписывали изделия по глазури высохшей, но еще не обожженной. Эта техника росписи не допускала никаких исправлений, требовала от живописца природного чутья и понимания красок.

Местные гончары из поколения в поколение оттачивали умение работать с глиной, откидывали все наносное, безвкусное, лишнее. Нужно сохранить красивую простоту крестьянских вещей...

«Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?»

Эти строки Алексея Толстого слышатся, глядя на гжельские цветы.

Синий цвет появился на гжельских изделиях только в середине XIX века уже на фаянсовых изделиях. За звучным словом «Гжель» нам видеться – красивый белый фарфор с синей кобальтовой росписью – чашки, чайники, вазы, скульптуры-игрушки, кукольная посуда. На их ладных емких формах под блеском глазури завораживающе застыли в виртуозных кистевых узорах голубые розы и тюльпаны, птицы, пейзажи, затейливые сюжеты.

Время не щадит старины. Но и оно отступает перед неповторимой красотой народного искусства, всегда будет нас волновать своим художественным совершенством, многовековым опытом и мудростью народа, возвышать душу идеалами прекрасного.

Литература

1. Арбат Ю.А. Добрым людям на загляденье [Текст] / Ю.А. Арбат – М.: «Детская литература», 1963 г. – 176с.

2. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву [Текст] / Ю.А. Арбат – М.: «Изобразительное искусство», 1970 г. – 200с.

3. Гольдин И.И. Хороша ложка! [Текст] / И.И. Гольдин – М.: «Просвещение», 1994 г. – 96с.

4. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастер [Текст] / Г.Л. Дайн М.: «Просвещение», - 1994 г. – 288с.

5. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство [Текст] / Л.Д. Рондели  М.: «Просвещение», - 1984 г. – 144с.

6. Фролова Е.Н. Чистый источник [Текст] / Е.Н. Фролова М.: «Молодая гвардия», - 1990 г. – 206с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая акция для родителей и детей на тему: "Чистый участок": чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят...

Цель экологического воспитания: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания....

Педагогический проект «Пусть реки и их берега будут чистыми всегда!» проведенный к краевой акции «Чистые берега»

Название работы : «Пусть реки и их берега будут чистыми всегда!» Автор: Найдышева Эвелина Евгеньевна ( возраст – 4 года) Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательно...

Консультация "Чистый источник"

Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами – одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. Это и зодчие каменных храмов и создатели народных песен и сказок, и вышивальщиц...

Консультация для родителей «Чистим зубы чисто-чисто»

Консультация для родителей«Чистим зубы чисто-чисто»Заботиться о зубках малыша нужно с самого рождения. Вам потребуется щётка, паста и … немного терпения.Каждый месяц жизни ребёнка п...

Консультация для родителей «Чистим зубы чисто-чисто»

Заботиться о зубках малыша нужно с самого рождения. Вам потребуется щётка, паста и … немного терпения.Каждый месяц жизни ребёнка приносит родителям не только радость от того, что малы...

Лес- источник чистого воздуха!

Цель: Сформировать у детей представление о пользе леса в жизни человека и природы.Задачи:-развивать познавательный интерес ко всему живому;-воспитывать уважение и  любовь к природе, желание ...