Консультация для воспитателей "Типы усвоения информации"
консультация

Маркова Евгения Витальевна

Цель: повышение уровня психологической компетентности, овладение практическими навыками, позволяющими определить ведущий канал восприятия у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест на определение ведущей системы восприятия мира

Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию.

Плохая погода

Завывание ветра, стук капель.(*)

Зябко, ощущение сырости, влажный воздух.(-)

Тусклое небо, серые тучи.(+)

Мёд 

Сладкий запах, липкие губы, тягучий.(-)

Золотистая прозрачная жидкость.(+)

Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл.(*)

Море 

Сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками.(+)

Тёплая солёная вода, горячий песок.(-)

Шум прибоя, шелест волн, крики чаек.(*)

Яблоко 

Звонкий хруст укуса.(*)

Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве.(+)

Кисло-сладкий , сочный вкус, запах варенья.(-)

Снег

Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало.(+)

Холодный, мягкий, пушистый.(-)

Скрипит под ногами, потрескивание наста.(*)

Ключ к тесту: Если среди ответов больше тех, что обозначены знаком “+” - это визуалы, больше со знаком “*” - аудиалы, больше ответов со знаком “-“ - кинестетики.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Типы усвоения информации».

Цель: повышение уровня психологической компетентности, овладение практическими навыками, позволяющими определить ведущий канал восприятия у детей.

Задачи: дать общую характеристику 4-х репрезентативных систем; определить различия в способах восприятия информации; научиться определять людей с преобладающей репрезентативной системой по внешним проявлениям (внешний вид, поза, жесты, речь, поведение) выработать стратегию работы с детьми, опираясь на полученные знания о разных способах восприятия информации.

Все люди делятся на три большие группы: визуалы, аудиалы и кинестетики.

Конечно, каждый человек наделен пятью основными органами чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом. Но выделяется три основных способа мировосприятия – это визуальный, аудиальный и кинестетический. И у каждого человека обязательно будет один доминирующий орган чувств. От того, как мы воспринимаем действительность, зависит очень и очень многое.

Визуалы

Во всем мире примерно 60% населения воспринимает все происходящее вокруг на глаз. Их ведущим органом чувств является зрение. Визуалы обычно сидят с прямой спиной и вытянутой шеей. Их взгляд часто бывает обращен вверх. Они не слишком глубоко дышат, а их голос часто бывает высоким и громким. Говорят они быстро, иногда резко. Визуалы организованны и опрятны. Они чувствуют себя крайне некомфортно, когда кто-то подходит к ним слишком близко, потому что хотят иметь хороший обзор.

Визуалов легко узнать по следующим характерным словам и выражениям:

  • «С моей точки зрения»
  • «Без тени сомнения»
  • «Это стоит у меня перед глазами»
  • «Мне кажется»
  • «Предстать в выгодном свете»
  • «Обрисуйте мне ситуацию»
  • «Смутная идея»
  • «Красивые слова»

Нет, это отнюдь не значит, что аудиалы или кинестетики никогда не используют подобных выражений! Просто визуалы употребляют их постоянно. Они вообще любят по любому поводу и без прибегать к визуальным характеристикам, вроде: «Блестящий, вглядываться, видеть, воображать, внешний вид, выглядеть, выставлять, зрелищный, замечать, изображать, казаться, мелькать, предвидеть, отражать, привлекательный, уродливый и т.д.». Порой, они начинают использовать свои любимые «визуальные слова» (или, как их называют в НЛП, предикаты) вне какой-либо логики. Так, например, мой молодой человек, типичнейший визуал, на вопрос «как дела» нередко отвечает «Блестяще», а когда его просят охарактеризовать ту или иную ситуацию, он может сказать что-то вроде: «Красивая история» или «Нарядная зарплата».

Вы визуал, если:

  • При принятии важных решений выбираете то, что выглядит для вас наилучшим образом.
  • В ходе дискуссии на вас больше всего влияет возможность видеть схему рассуждений другого человека.
  • По вашему внешнему виду легко понять, что происходит в вашей жизни.
  • На вас сильно влияют те или иные цвета.
  • Об окружающих людях вы часто судите по внешности, хотя и не раз слышали поговорку о том, что по одежке встречают.
  • Вы легко можете запомнить номер телефона, если увидите его записанным крупными цифрами, и вообще вы обладаете фотографической памятью.
  • Вы хорошо ориентируетесь на местности.

Аудиалы

Людей, воспринимающих мир на слух, примерно 20% от общего населения земного шара. Аудиалы дышат ровно и ритмично. Они обожают говорить, гордятся тем, что могут внятно излагать собственные мысли и, как правило, доминируют в разговоре. Хотя порой бывают и чересчур многословны. Нередко они сопровождают свои слова выразительной жестикуляцией, их руки при этом находятся на уровне лица.

Аудиалы частенько вступают в разговор с самими собой. Их взгляд обычно двигается из стороны в сторону. Некоторых людей раздражают эти «бегающие глаза». Ведь в нашей культуре человека, который отводит взгляд, обычно считают вруном. Но аудиалы не смотрят в глаза вовсе не потому, что лгут или скрывают что-то. Просто они очень чувствительны к звукам, и их взгляд непроизвольно может дергаться в сторону залаявшей в соседнем дворе собаки или грохочущей у соседей мебели.

Для аудиалов характерно использование следующих выражений:

  • «Я хочу быть услышанным»
  • «Для меня важно выражать себя»
  • «Детальный рассказ»
  • «Дать отчет о происшедшем»
  • «Я лишился дара речи»
  • «Озвучить мнение»
  • «По правде говоря»
  • «Поговорим по-мужски»
  • «Придержать язык»
  • «Слово за слово»

Таким образом, аудиалы чувствуют себя наиболее комфортно, произнося и слыша следующие предикаты: бесшумно, болтать, глухой, громко, мелодичный, поддакивать, тишина, резонанс, шумный, просить, рассказывать, слушать, неслыханный, отзываться и т.д.

Аудиалы по-своему воспринимают, обрабатывают и запоминают информацию. Когда я занималась на автомобильных курсах, одним из самых сложных упражнений для меня была «горка». По двадцать раз я въезжала на нее на старенькой «семерке», ставила машину на ручник, а потом никак не могла тронуться без того, чтобы не покатиться назад. Инструктор орал на меня благим матом: «Я же сказал, чтобы ты смотрела на стрелку тахометра! – вопил он. – Это же элементарно! Просто следи за оборотами! Давай еще раз». И я давала еще и еще раз, но ничего не получалось. Я уже было смирилась с мыслью о том, что не все созданы для того, чтобы быть водителями, как наш инструктор заболел. И на время его заменил очень молодой, робкий парнишка с гораздо меньшим стажем вождения, но с гораздо большим терпением. Первое, что он сделал, – попросил меня показать, как я выполняю «горку», на что я честно призналась, что понятия не имею, как этого вообще можно добиться.
– Понимаете, – сказала я, – сколько бы я ни смотрела на тахометр, я все равно не могу понять, когда отпускать ручник, а когда прибавлять газ. И ничего не выходит.
Молодой инструктор улыбнулся:
– Хотите верьте, хотите – нет, но я тоже не умею выполнять это упражнение по тахометру. Поэтому я все делаю на слух. Нужно просто закрыть глаза и вслушаться в гудение мотора, когда вы услышите, что машина начинает глохнуть, тут-то и нужно быстренько отпустить ручник и добавить газ.
Стоило мне попробовать прислушаться к мотору, как я действительно с первого раза уловила перемену в звуке двигателя, и упражнение получилось легко и непринужденно, словно само собой.
Этот случай вполне можно назвать классическим и очень показательным. Вот как знание своего доминирующего органа чувств помогает облегчить свою задачу.

Вы аудиал, если:

  • Принимая важные решения, выбираете то, что лучше всего звучит.
  • В ходе общения на вас сильно влияет тон голоса другого человека.
  • Ваше настроение легче всего определить по тону вашего голоса.
  • Вы любите объяснять что-либо. Вам не лень повторять одну и ту же историю по нескольку раз со всеми подробностями.
  • Вы обожаете слушать музыку. Любимая песня может изменить ваше настроение на сто восемьдесят градусов.
  • Легко запоминаете и узнаете голоса людей.
  • Предпочитаете слушать новости по радио. С удовольствием покупаете аудиокниги.
  • Можете пересказать тот или иной разговор буквально слово в слово.

Кинестетики

В мире примерно 20% людей являются кинестетиками. То есть воспринимают все вокруг на ощупь. Это люди чувств и ощущений. Они глубоко дышат (обычно животом, а не грудью). Их голоса нередко бывают низкими, глубокими, хрипловатыми или приглушенными. Говорят они в основном медленно с хорошими, выразительными паузами. Кинестетики, как никто другой, любят прикосновения. Обычно людям не по душе, когда другие малознакомые люди их трогают или вторгаются в их личное пространство. Но только не кинестетикам!

Как-то раз я приехала на недельный тренинг, который должен был проходить в большой группе. К нашей команде присоединился очень привлекательный парень. Знакомясь, с остальными участниками программы, он умудрился обнять и расцеловать всех девушек вне зависимости от степени их привлекательности и горячо пожать руки всем мужчинам. И это типичное поведение для кинестетика. Когда я сидела на диване, а он подсаживался ко мне, этот парень придвигался настолько близко, насколько было возможно, чтобы наши ноги соприкасались, хотя на диване было полно места. И это отнюдь не было флиртом или попыткой соблазнить меня. Это было его нормальное мировосприятие. Такие люди, общаясь с кем-то, хотят чувствовать его. Они не узнают и не поймут человека, пока не пощупают его.

Кинестетики постоянно используют выражения вроде:

  • «Вступить в контакт»
  • «Выскочило из головы»
  • «Я чувствую»
  • «Держаться, сдерживаться»
  • «Жаркий спор»
  • «Изменить к лучшему»
  • «Улавливать что-либо»
  • «Рука об руку»
  • «Сохранять спокойствие»
  • «Шиворот-навыворот»
  • «Прочная основа»
  • «Управлять собой»

Как вы уже, наверное, догадались, кинестетики чаще всего обращаются к следующим предикатам чувств: бесчувственный, бороться, впечатляющий, давление, движение, дрожать, жесткий, ласковый, мягкий, обремененный, раздражать, ранить, расстраивать, спокойный, сила, твердый, увлекать, чувственный, трогать и т.д. Кинестетики способны испытывать по-настоящему глубокие чувства, их привязанности, как правило, сильны и незыблемы.

Вы являетесь кинестетиком, если:

  • Принимаете важные решения, опираясь на свои чувства.
  • В беседе вы легко чувствуете состояние другого человека.
  • Вы с легкостью и удовольствием можете выбрать удобную мебель, например диван или кресло. В отличие от ваших друзей вам достаточно один раз присесть на него, чтобы понять, комфортно ли будет просиживать на такой мебели часами.
  • Вы любите одежду из натуральных, приятных на ощупь тканей. Вы ни за что не купите даже самые красивые и стильные брюки, если вам неприятно, как они на вас сидят.
  • Чтобы запомнить что-то, вам нужно это записать. Например, перед экзаменом вы специально пишете себе шпаргалки, хотя на практике ими не пользуетесь, потому что в этом не возникает необходимости: все, что вы записали от руки, вы и так запомнили.

А теперь предлагаем Вам узнать побольше о себе любимых. Для начала найдите по открыткам свою вторую половинку, это и будет ваша пара. (Работа в парах: педагоги выполняют предложенный тест).

Как вычислить, кто перед вами? Самый простой тест на определение психологического типа – задать собеседнику вопрос: «Как вы бы хотели провести отпуск?». Проследите за взглядом своего коллеги (фиксация данных на бланках).

Визуал направит взгляд вверх, пытаясь представить картинку.

Аудиал посмотрит либо прямо, либо влево или вправо, без вертикальных смещений, это значит, что задействован канал, отвечающий за формирование звуковых образов.

Кинестетик обратится к собственным чувствам и опустит глаза вниз.

Ну, и, конечно, обратите внимание на ответ. О ярком солнце и синем море будет говорить тот, кто предпочитает смотреть на мир. Про крик чаек и свист ветра вспомнит человек, который верит тому, что слышит. Теплый бриз и горячий песок захочет почувствовать тот, для кого первичны ощущения.

Легко ли Вам было чётко определить кем является ваш собеседник: аудиалом, визуалом или кинестетиком (ответы).

Стоит отметить, что разделение людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков является весьма условным.

Таким образом, чистых аудиалов, визуалов и кинестетиков найти невозможно. У нас в той или иной степени развиты все каналы восприятия. Разве что тотально слепой или глухой человек может быть лишен одного из каналов. Но все-таки у каждого есть свои предпочтения (преференции).

Дети усваивают информацию из окружающего мира множеством способов: с помощью зрения, слуха, запахов и т.д. Но умственное развитие каждого ребенка происходит по индивидуальной схеме, и, как правило, один из способов усвоения информации у ребенка доминирует. Понять какой именно – значит помочь ребенку быстрее и лучше познать мир, максимально развив его умственные способности.

1. Визуальный

«Помнишь бабушкиного котенка?» - «Да, он белый!»

Дети с визуальной памятью лучше усваивают зрительную информацию: во время чтения, просмотра картинок или в качестве примера окружающих. К этому типу относятся около 65% людей. Если ребенок при встрече с чем-то новым пытается хорошенько рассмотреть это, наклоняясь поближе или поднося к глазам, то, скорее всего, он «визуал».

Такие дети обычно могут с легкостью воспроизвести то, что увидели. Мысли и воспоминания запечатлеваются у них в мозгу в виде картинок и зрительных образов. Дети с таким типом развития сразу узнают, если в их отсутствие в комнате что-то поменялось.

У них очень развито осознание связи между вещами, или представление о том, что разрозненные вещи формируют единое целое. Такие дети ощущают себя единым целым с окружающим миром. Они склонны мыслить визуальными образами и поэтому часто хорошо рисуют, конструируют, лепят или по-другому проявляют склонность к искусству.

Они лучше концентрируют свое внимание и запоминают учебный материал, когда он сопровождается наглядными рисунками, графиками, диаграммами, а основные пункты в нем подчеркнуты или выделены жирным шрифтом или другим цветом. Обычно они раньше всех учатся читать и читают много и с удовольствием.

Вы устали повторять ребенку что-то по нескольку раз, а он как будто не слышит? Ну что ж, пишите ему записки-напоминания.

Помните, что слова на такого ребенка действуют меньше, чем на другие типы детей. При наказаниях лучше не ругать его – в этом мало толку. Просто лишить его на время источника информации, так чтобы ему было скучно: например, поставить в угол на короткое время или не разрешить смотреть телепередачу. Да, и вознаграждения такие дети предпочитают обычно материальные – конфету или игрушку.

2. Аудиальный

«Помнишь бабушкиного котенка?» - «Да, он громко мяукал!»

К этому типу относятся люди преимущественно со слуховой памятью – примерно 30%. Они лучше усваивают информацию, когда слышат ее или обсуждают.

Такие дети любят говорить и слушать, зачастую ведя бесконечные беседы с мягкими игрушками. Они имеют большой словарный запас, ясно выражают свои мысли и умело пользуются языком для достижения своих целей.

С раннего возраста они любят рассказывать истории и сочинять стихи и сказки. У них зачастую отличный музыкальный слух и голос. Любят играть в устные игры: слова, города и т.д., обожают загадки, стихи и скороговорки.

Такие дети исключительно хорошо и свободно общаются с другими людьми. Легко заводят друзей и вступают в социальные контакты. Они легко становятся лидерами в своей среде, и их часто привлекают к улаживанию конфликтов.

Зачастую для запоминания таким детям нужно проговорить полученную информацию про себя или вслух. Если иногда ваш ребенок шевелит губами во время уроков или шепчется с соседом, то это может быть потому, что он повторяет только что услышанную информацию. Для лучшего усвоения учебного материала учителям и родителям надо обсуждать его с такими детьми.

Вам кажется, что невозможно делать уроки под музыку? Наоборот, дети со слуховой памятью легко отвлекаются на посторонние шумы, а равномерный музыкальный фон во время занятий заглушает остальные резкие звуки.

Хвалить и ругать такого ребенка действенней всего с помощью слов.

3. Кинестетический

«Помнишь бабушкиного котенка?» - «Да, он мягкий и игривый!»

Дети с кинестетической памятью усваивают информацию с помощью касаний и движения. К этому типу принадлежит около 5% людей.

Таким детям для лучшего усвоения учебного материала нужно быть активными во время уроков. Они больше всего любят учебные занятия, во время которых можно что-нибудь делать руками, проводить наглядные опыты и эксперименты, строить модели, а в математике, к примеру, считать на счетах.

При этом создается впечатление, что их мозг работает только тогда, когда двигается тело. Они просто не могут усидеть на стуле в течение нескольких часов подряд. Поэтому во время занятий с таким ребенком следует делать небольшие перерывы, в течение которых ребенок бы активно отдыхал.

Этих детей часто называют гиперактивными, причем школьные учителя обычно стараются их приструнить. Зачастую на ребенка вешается ярлык «трудного» или даже «необучаемого», но на самом деле учитель просто не может найти правильный подход к такому ребенку.

Эти дети имеют редкую способность выражать свои чувства и контролировать себя посредством движения. Зачастую они становятся одаренными актерами, танцорами или спортсменами. Таким детям необходимо движение.

Даже если их принуждают сидеть смирно, они начинают елозить, постукивать пальцами рук или ногами. Во время запоминания информации они трогают или передвигают какие-либо предметы. Свободное время посвящают физической активности – бегают, прыгают, играют в мяч.

Для того чтобы маленький кинестетик запомнил информацию или выполнил последовательные действия, психологи советуют применять следующий прием: проговаривайте ему каждый этап, дотрагиваясь последовательно до пальцев его руки – 1. Пойдешь в ванную. 2. Возьмешь мыло. 3. Помоешь руки. 4. Почистишь зубы.

Наказывать такого ребенка действенней всего – увы! – физически: слегка шлепнуть по попке или по ручке. При похвалах обязательно прикасайтесь к нему: гладьте по головке или обнимайте.

Тест на определение ведущей системы восприятия мира

Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию.

Плохая погода

Завывание ветра, стук капель.(*)

Зябко, ощущение сырости, влажный воздух.(-)

Тусклое небо, серые тучи.(+)

Мёд 

Сладкий запах, липкие губы, тягучий.(-)

Золотистая прозрачная жидкость.(+)

Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл.(*)

Море 

Сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками.(+)

Тёплая солёная вода, горячий песок.(-)

Шум прибоя, шелест волн, крики чаек.(*)

Яблоко 

Звонкий хруст укуса.(*)

Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве.(+)

Кисло-сладкий , сочный вкус, запах варенья.(-)

Снег

Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало.(+)

Холодный, мягкий, пушистый.(-)

Скрипит под ногами, потрескивание наста.(*)

Ключ к тесту: Если среди ответов больше тех, что обозначены знаком “+” - это визуалы, больше со знаком “*” - аудиалы, больше ответов со знаком “-“ - кинестетики.

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внимание, как основное средство для усвоения информации у детей дошкольного возраста.

Внимание - это одно из уникальных свойств человеческой психики, которое необходимо развивать уже с пеленок. Без внимания невозможна работа памяти и мышления. Проведение с детьми несложных упражнений и...

Консультация для родителей «Особенности усвоения детьми звуков речи».

Данная консультация поможет родителямразобраться в сроках появления звуков в речи детей....

Буклет по темам консультаций, бесед и наглядной информации для родителей

Темы консультаций, бесед. наглядной информации для родителей на учебный год (по тематическим циклам)...

Консультация для родителей "Особенности усвоения словарного запаса детьми"

Консультация для родителей«Особенности усвоения словарного запаса детьми» Особенности усвоения словарного запаса.Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. испр...

Выступление очная консультация: "Повышение качества усвоения элементарных математических представлений и понятий детьми"

Основная цель познавательного развития, в соответствии с ФГОС – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей. Одними из самых сложных знаний, умен...

Понятия «информация» и «научная информация». Требования, предъявляемые к научной информации. Классификация научной информации. Свойства информации

В данной презентации Вы можете ознакомится с такой темой как. "Понятия «информация» и «научная информация». Требования, предъявляемые к научной информации. Классификация научной информации. Свойства и...

Консультация для педагогов «Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников»

Консультация – тренинг - устное изложение материала сочетается с выполнением упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств. Консул...