Статья по теме "Адаптация детей"
статья (младшая группа)

Дикаева Разита Сайд-Магомедовна

Период адаптации детей раннего возраста к условиям детского дошкольного учреждения - неизменимо сложная проблема. Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_adaptatsiya_detey.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

                          Адаптация детей раннего дошкольного возраста

к условиям детского сада

Выполнила воспитатель ГБДОУ №39

Московского района

Дикаева Разита Сайд-Магомедовна

Тел. 8921367-47-45

mail: razita1001@mail.ru

 

Период адаптации детей раннего возраста к условиям детского дошкольного учреждения - неизменимо сложная проблема. Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень.

Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.

Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его психику и нервную систему. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития. От того, насколько ребенок подготовлен к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.

Сколько времени этапа может длиться адаптация? При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длиться недолго. В это время малыши теряют аппетит, плохо спят, неохотно играют с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Надо сказать, что в период легкой адаптации заболеваний не возникает.

 Дети часто приносят в детский сад свои любимые игрушки, и эти игрушки служат своеобразными якорями, помогающими детям устоять в сложном и новом для них мире детского сада, где все не так, как дома, и нет рядом любимых мамы и папы.

Во время адаптации средней тяжести в поведении ребенка все нарушения выражены более ярко. Нарушение аппетита и сна нормализуются не раньше чем через 20-40 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, на протяжении 30-35 дней отмечается значительное снижение двигательной активности. Обычно в это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются.

Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и больше месяцев) и тяжестью всех проявлений. Наблюдается задержка в развитии речи и психики, идет замедление темпов физического развития. В этот период ребенок переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сидит в приемной и зовет маму). Ребенок медленно засыпает, пробуждаясь, плачет. Ориентировочная активность снижена. Длительно нарушено эмоциональное состояние. К взрослым избирательное отношение. Снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность становится примитивной. Ребенок часто капризничает, требует повышенного внимания со стороны взрослого, во сне вскрикивает, чужих людей пугается. Медленно нарастает динамика показателей поведения. Улучшение такого состояния неустойчиво, возможны рецидивы плача и пассивности.

 Процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению проходит успешно при соблюдении психолого-педагогических условий.

Рекомендации по созданию психолого-педагогических условий для организации адаптации детей к дошкольному учреждению:

1. Создавать дополнительные услуги для родителей с целью постепенного привыкания детей к детскому саду, например, группа кратковременного пребывания, группа воскресного дня.

2. Поддерживать семью информационной базой при ориентации на ее проблемы.

3. Наладить работу по взаимодействию с детской поликлиникой с целью получения полной информации о физическом здоровье детей с самого рождения, для прогнозирования уровня адаптации и применения индивидуальных форм и методов работы, как с ребенком, так и с его семьей.

4. Периодически проводить анализ используемых форм и методов общения с детьми, родителями в период адаптации, вносить поправки, корректировать.

5. Для поиска эффективных и нетрадиционных форм работы с семьей по проблеме адаптации необходим обмен опытом с другими дошкольными учреждениями.

6. Целесообразно научиться прогнозировать и определять ожидаемый результат развития новых форм сотрудничества с семьей.

Использованная литература:

Алексеева Е. Е.- Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие.

Борисова, Т. Я люблю ходить в детский сад?! Как успешно адаптировать ребенка к дошкольному учреждению

Гризик, Т. Участники адаптационного периода: ребенок-родители-педагоги/Т. Гризик // Дошкольное воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Статья на тему: "Дети 2-3 лет, что важно для детей и что необходимо знать родителям"

В этой  статье приведены возрасные особенности детей 2-3 лет, чемм важен этот период развития для ребенка и для родителей....

Статья для родителей детей раннего возраста "Какие игрушки нужны детям"

Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслим...

Статья. ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.

В статье проводится анализ психолого-педагогической, научно- методической литературы, обозначены проблемы семей, воспитывающих детей инвалидов, затронуты особенности этих семей....

"Закаливание детей летом" (статья для родителей детей старшей группы)

Информация предназначена для родителей детей дошкольных учреждений. Она раскрывает значение и особенности закаливающих процедур в летний период....