Консультация для родителей "Как говорить с детьми об искусстве"
консультация

Шмелёва Татьяна Сергеевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_iskusstvo.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Как говорить с детьми об искусстве»

Воспитатель Шмелёва Т.С.

Цель: помочь педагогам и родителям познакомить детей искусством в его лучших образцах, развивать целостное и эмоциональное восприятие живописи, умение понимать язык живописи, «высказываться» на нем, создавая собственные рисунки; развивать художественные способности детей.

 Интерес к искусству, в частности к живописи (так же как, впрочем, и к чтению), у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно, но отбить его тоже очень легко. Поэтому делать первые шаги следует с большой осторожностью.

Прежде всего обратимся к своему положительному опыту, передать ребёнку свои чувства. Вы наверняка без особых усилий сможете воскресить в памяти то, что в свое время запало вам в душу: само произведение, зал, где вы его увидели, деталь картины или скульптуры. Пусть это будет мимолетное ощущение, атмосфера, цветовое пятно, отзывы знакомых о какой-то выставке, наконец, репродукция в журнале или в книге.

В любом случае главным отправным моментом должен стать интерес, который вы когда-то испытали сами: его и нужно попробовать внушить ребенку. Расскажите ему, какая картина вам нравится, а какая нет, какая забавляет вас или представляется загадочной. Скорее всего ему захочется узнать почему, захочется проникнуть в эту тайну. Более того: если вы сами не можете определить, почему картина вызывает у вас ту или иную реакцию, смело признайтесь в этом. Поинтересуйтесь мнением ребенка; не исключено, что он сам подскажет вам ответ. Неважно, за что ценят картину искушенные зрители: для вас ценно то, что привлекает в ней ваших детей. Вы приоткрываете перед ними отдельную, собственную дверь в мир прекрасного. Ваши слова, минуты задушевного общения и взаимного доверия важнее любых поучений.

Не забегайте вперед, не распространяйтесь заранее о том, что вы собираетесь показать ребенку. Вы лишите его радости самостоятельного открытия. Восторгаться тем, чего человек - будь он большой или маленький - еще не знает, не видел, не читал и т. д., - занятие весьма неблагодарное. Поэтому не увлекайтесь, иначе ребенок почувствует себя лишним там, где вы уже освоились. Если вы станете на все лады высказывать собственные впечатления, чувства и оценки, что же останется ему самому? Дайте ему возможность сосредоточиться, собраться с мыслями. Конечно, если вы просто молча стоите перед картиной, к которой хотите привлечь его внимание, это ему вряд ли поможет. Но говорить слишком много и слишком уверенно, пожалуй, еще хуже.

Если ребенок не разделяет ваших пристрастий, предоставьте ему свободу. Вы дали ему первый толчок - теперь доверьтесь его собственному выбору; ваше личное мнение для него лишь отправная точка. Определите, на что он обращает внимание.

Первоначальная цель - доставить детям радость, простую, но редкую радость: способность видеть. Эта способность разовьется у ребенка только тогда, когда он будет свободно решать, на что именно смотреть, долго или недолго стоять перед какой-то картиной - в общем, станет сообразовываться исключительно с собственными желаниями. Поэтому необходимо предоставить ребёнку свободу выбора.

После просмотра понравившегося произведения можно попробовать его скопировать. Дети любят творить. Похвалите работу ребёнка, пусть ребёнок расскажет о своей работе, отметьте, то что у него получилось.

Важным в развитии ребёнка будут походы и экскурсии в музей, на выставку, в галерею.

Поход в музей должен быть сознательным выбором, праздником, а не способом убить время. Выберите музей, который находится не слишком далеко.

Любой поход в музей - неважно в какой - серьезная нагрузка для ребенка. Он должен будет ходить не торопясь, не шуметь, не трогать ничего руками - все это нелегко. Маленькие дети вообще склонны рассматривать музейные залы как вожделенный простор, где можно всласть побегать. Объясните ребёнку правила пребывания в музее.  

Чередуйте походы в классический музей с интерактивными площадками.

От ребенка потребуется известная сосредоточенность, концентрация внимания, которое наверняка рассеется, если вы с ним простоите перед картиной дольше, чем нужно. В тысячу раз полезнее провести пять минут перед одним произведением, чем в течение часа смотреть "по верхам" все подряд. Помните: через полчаса ребенок скорее всего насытится увиденным; чем он младше, тем меньше времени нужно отвести на пребывание в музее. Лучше снова прийти в другой день.

Музейная развеска картин рассчитана на уровень глаз взрослого. Попробуйте присесть и посмотреть на картину снизу - вы убедитесь, что ребенок, с его малым ростом, видит не совсем то же самое, что вы. Не забывайте об этом - тогда вы поймете, почему ребенка заинтересовала какая-то деталь, на ваш взгляд второстепенная. Возможно, что-то ускользнувшее от вашего внимания просто оказалось у него прямо перед глазами.

Если картина понравилась, ребенку захочется снова ее увидеть: все дети обожают по сто раз слушать любимые сказки или смотреть любимые фильмы. На начальном этапе вам придется терпеливо повторять один и тот же путь, но это не пустая трата времени, а очень важный ритуал. Полюбившаяся 
картина подогреет интерес к другим, и при вашей активной помощи ребенок поймет, что каждый раз, глядя на одну и ту же картину, можно открывать в ней для себя что-то новое.

Дети восприимчивы к живописи. Они живут в мире образов и на бессознательном уровне усваивают законы зрительного восприятия, идущие от древней традиции живописи. Опирайтесь на эту реальность, не отзывайтесь слишком резко о картинах, которые им нравятся, и не навязывайте им те, которые нравятся вам.

Детей 5-7 лет привлекают:

- Теплые, яркие цвета. Статистика свидетельствует, что малыши отдают предпочтение красному. 
- Разнообразные формы и контрастные цвета, без оттенков (как в конструкторе "Лего"). 
- Кажущаяся (иллюзорная) трехмерность изображения, которое выглядит "как настоящее". 
- Точное воспроизведение текстуры материала (ткани, волос, меха и т. п.), когда хочется не только увидеть, но и потрогать. 
- Картины, на которых изображены люди, животные или легко узнаваемые элементы пейзажа - дом, поле, сад, деревня, берег моря и т. п. (поэтому детям нравятся импрессионисты). 
- Картины, показывающие людей в движении или в определенных позах (спящих, бегущих, ныряющих, падающих, танцующих и т. д.). 
- Открытая передача эмоций в живописи любых эпох (смех, плач, нежность, гнев, удивление и т. п.). 
- Простые композиции: одна центральная фигура и минимум второстепенных элементов. 
- Мелкие детали: их малыши замечают в первую очередь.

Дети этого возраста любят картины, на которых изображены сцены, предметы, действия и жесты, знакомые им из повседневной жизни. Один ребенок заметит женщину, которая причесывается и наклоняется в точности как его мама, или мужчину, который работает за столом, уткнувшись носом в бумаги, совсем как его отец. А внимание другого малыша привлечет красное одеяло на полотне Ван Гога, потому что оно похоже на то, которое есть у него дома.

Маленькие дети воспринимают картину не только глазами. Она вызывает у них двигательную реакцию. Часто ребенок мимически подражает увиденному и может буквально "сыграть" картину с помощью жестикуляции. Позднее он сумеет найти и слова, чтобы передать возникшие мысли и чувства. Динамичные, выразительные картины и скульптуры пользуются поэтому у малышей особым успехом.

Увиденную картину дети любят "подкрепить" какой-нибудь тут же придуманной подходящей историей: "Она, наверно, плачет, потому что…", "Может, раньше он сделал то-то и то-то, и поэтому…". Рассматривая абстрактную живопись, цвет и форму они обычно ассоциируют со знакомыми реальными предметами. Так малыши "присваивают" себе все, что видят. Современное искусство (живопись, скульптура, инсталляции), давая большой простор фантазии, вызывает у них любопытство. Даже самые неожиданные материалы (веточки, фрагменты пластика, камешки и прочий мусор), которыми пользуются современные художники, могут пробудить и заставить работать детское воображение.

Неважно, на что именно смотрит ребенок - его интерес всегда можно подогреть с помощью простых вопросов, приглашающих к диалогу, например: "О чем ты сейчас думаешь?", "Что ты чувствуешь?", "Ты вспоминаешь что-нибудь похожее?", "А тебе не кажется?". Пусть ребенок учится различать такие понятия, как светлое - темное, тяжелое - легкое, прозрачное - непрозрачное, толстое - тонкое, четкое - расплывчатое. Усвоив эти вещи на примере одной картины, он сможет легче разбираться в других. Секрет успешного начала - приучить детей смотреть внимательно, объяснить им, что каждая картина обладает своей особой атмосферой, и дать волю детскому воображению.

Малышей утомляет хождение по музеям и галереям: детское внимание неустойчиво. Но если им нравится разглядывать альбомы с репродукциями, это занятие можно превратить в игру, не всегда возможную в музее. Рассматривать, ждать, искать, находить и снова терять - увлекательная игра, которая возможна не только с цветом, но и с формой, позами и фигурами; можно так поиграть и с фотографиями скульптур. Для начала очень важно просто вмеcте полистать книгу; пусть это войдет в привычку, как сказка на ночь. Если вы уловите какие-то конкретные предпочтения, имеет смысл пойти в музей, чтобы ребенок увидел полюбившуюся вещь "по-правдашнему". Он будет рад!

Если вы всё же решились на поход в музей, купите в конце экскурсии открытки с репродукциями и сходите в кафе, чтобы закрепить положительные эмоции от посещения музея.

Лит-ра:

  1. Евгений Владимирович Краснушкин «Изобразительное искусство для дошкольников: натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4 – 9 лет»
  2. Франсуаза Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Говорить с детьми о войне можно и нужно уже с трех-четырех лет»

laquo;Говорить с детьми о войне можно и нужно уже с трех-четырех лет»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17460567","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"338","wi...

Консультация для родителей «Говорите с детьми правильно!»

Консультация для родителей «Говорите с детьми правильно!»...

Консультация для родителей «Говорим с детьми про День Победы»

Консультация для родителей «Говорим с детьми про День Победы»Близится великий для нашей страны праздник – День Победы! Мы, взрослые прекрасно понимаем важность и величие эт...

Консультация для родителей «Говорите с детьми правильно!»

С ребенком нужно не только разговаривать, но и уметь делать это правильно. К сожалению, далеко не все родители умеют правильно беседовать с ребенком, допуская массу грубых ошибок и даже не понимая это...

Консультация "Как правильно говорить с детьми"

Дать родителям полное представление об общении, показать важность и значимость общения для полноценного развития ребёнка, расширить представления родителей об эмоциях, их влиянии на общение, дать роди...

Консультация для родителей "Говорите с детьми чаще!"

В наш век современной электронной революции из нашей жизни стремительно исчезает элементарное общение. Общение - сложный и многоплановый процесс установления и развития контакта между людьми. Общение ...

консультация для родителей «Говорим с детьми про День Победы»

В первую очередь расскажите детям кто такие ветераны. Расскажите об их подвиге. Если в вашей семье есть кто-то, кто участвовал в Великой Отечественной войне, покажите его фотографи...