Главные вкладки

    Картотека Артикуляционные упражнения для детей 6-7 лет с ТНР
    картотека (старшая группа)

    Гладкина Марина Анатольевна

    Картотека

    Артикуляционные упражнения для детей 6-7 лет с ТНР

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Картотека

    Артикуляционные упражнения для детей 6-7 лет с ТНР

     

    Составила:  воспитатель Гладкина М. А.

                                                                                                        Д/с № 8 г. Коркино

    1.«Улыбка»

    Широка Нева-река,

    И улыбка широка.

    Зубки все мои видны –

    От краев и до десны.                                    

                                                                                             

    Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

    верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

    Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние

     и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

    2.«Хоботок»

    Я слегка прикрою рот,

    Губы – «хоботом» вперед.

    Далеко я их тяну,

    Как при долгом звуке: у-у-у.

    Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

    подвижность.

    Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в

    таком положении под счёт от 1 до 5-10.

    3.«Домик открывается»

    Ротик широко открыт,

    Язычок спокойно спит.

    Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

    Описание: Слегка улыбнуться,  медленно открыть рот (как для пропевания  звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

    4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -

     «Домик открывается».

    Улыбается ребенок,

    Хобот вытянул слоненок.

    Вот зевает бегемот,

    Широко открыв свой рот.

    Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

    Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,

     «и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

    5. «Любопытный язычок»

    Вот и вышел на порог

    Любопытный язычок.

    «Что он скачет взад-вперед?» -

    Удивляется народ.

    Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

    Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот

    остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

    6.«Лягушка»

    Ниже нижнюю губу

    Опущу я, как смогу.

    Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать

     подвижность и укреплять мышцы губ.

    Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает

     её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

    7. «Зайчик»

    Губку верхнюю подняв,

    Замер зайчик, зубки сжав.

    Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

    Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская

    её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

    8. «Окошко»

    Рот прикрою я немножко,

    Губы сделаю «окошком».

    Зубки рядышком стоят

    И в окошечко глядят.

    Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

    Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

    9. «Язык здоровается с подбородком»

    Просыпается язык –

    Долго спать он не привык.

    И спросил у подбородка:

    - Эй, какая там погодка?

    Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

    10. «Язык здоровается с верхней губой»

    Улыбнись, не будь груба,

    Здравствуй, верхняя губа!

    Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать

    его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если

    она укорочена.

    Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка

    на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

    11. «Обезьянка»

    За нижнюю губку заложен язык –

    Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

    Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

    Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и

    нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

    12. «Бульдог»

    За верхнюю губку заложен язык –

    Бульдог уступать никому не привык.

    Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

    Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и

    верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

    13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)

    Обезьянка и бульдог –

    Всем покажет язычок.

    Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).

    Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

    14. «Хомячок»

    Языком давить стараюсь,

    В щеку сильно упираюсь.

    Раздалась моя щека,

    Как мешок у хомяка.

    Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

    Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

    15. «Кружок»

    Мой язык совсем не глуп –

    Ходит кругом возле губ.

    Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

    Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под

     нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по

     5-6 кругов в одну и другую сторону.

    16. Чередование «Толстячки - худышки»

    Вот толстяк – надуты щеки

    И, наверно, руки в боки.

    Вот худышка – щеки впали:

    Видно, есть ему не дали.

    Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

    Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

    17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

    Шарик слева, шарик справа,

    Есть у нас одна забава:

    В щеки дуем – чередуем,

    То в одну, а то в другую.

    Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

    Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

     щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

    18. «Самовар»

    Щеки надую и выпущу пар,

    И запыхчу, как большой самовар.

    Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.

    Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

    19. «Шлёпаем губами по языку»

    А теперь уж не зубами –

    Я пошлепаю губами:

    «У быка губа тупа,

    Па-па-па, па-па-па».

    Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:

    • пошлёпать губами кончик языка;
    • пошлёпать губами середину языка;
    • пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

    20. «Чашечка»

    Улыбаюсь, рот открыт:

    Там язык уже стоит.

    К зубкам подняты края –

    Вот и «чашечка» моя.

    Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

    Описание:  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме

     чашечки.

    21. «Вкусное варенье»

    Как будто варенье лежит на губе –

    Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

    Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять  мышцы языка.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

     не разрушая «чашечку».

    22.«Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней

    губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка»

     вверху за зубами)

    На верхнюю губку,

    На верхние зубки,

    За зубки скачок –

    Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

    Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на

    верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние

    зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

    23.  «Фокус» («Дуем с чашечки»)

    Я «чашку» выведу вперед,

    С нее подую вверх.

    И теплый воздух обдает

    Мой носик, например.

    Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

    языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

    24 .«Не разбей чашечку»

    Широко открыт мой рот,

    Ходит «чашка» взад-вперед.

    Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.

    Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

    25. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

    Зубы верхние – смотри:

    Чищу «чашкой» изнутри.

    Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать

    подъем языка.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние

    зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

    26. «Покусаем язычок»

    Выдвигай свой язык,

    Чтоб лениться не привык.

    И от кончика до корня

    Я кусаю все проворней.

    Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

    Описание:  Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

    Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

    27.«Кусаем боковые края языка»

    «Горкой» выгну язычок,

    Пожую ему бочок:

    Левый, правый, оба сразу

    Я жую как по заказу.

    Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.

    Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя

    положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

    28.«Чистим зубы снаружи»

    Зубки верхние снаружи

    Нам почистить очень нужно.

    Зубки нижние – не хуже,

    Тоже чистки просят дружно.

    Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

    Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

    29.«Загоним мяч в ворота»

    Щек своих не надуваю,

    Мяч в ворота загоняю.

    Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

    Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик

     (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

    Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это

    очень нравится детям.

    30.«Лопаточка»

    Поперек улыбки лег –

    Отдыхает язычок.

    Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

     языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

    31.«Дуем на лопаточку»

    Дую, дую на «лопатку»,

    Чтоб была широкой, гладкой.

    Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно

    лежащего на нижней губе.

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на

    нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

    32.«Горка» («мостик»)

    Улыбаюсь, рот открыт –

    Там язык лежит, свернувшись.

    В зубы нижние уткнувшись,

    Горку нам изобразит.

    Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

    33.«Ветерок дует с горки»

    С горки дует ветерок,

    И несет он холодок.

    Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

    34.«Мостик построим – мостик разрушим»

    Ставлю я язык «дугой»

    И кладу – даю покой.

    Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

    Описание: Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.

    35.«Чистим нижние зубы»

    (с внутренней стороны)

    Ходит «горка» влево – вправо,

    Чистит зубки очень браво.

    Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.

    Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

    36.«Катушка»

    Широко раскрою рот,

    «Горку» выведу вперед.

    И, назад отодвигая,

    Я ее не разрушаю.

    Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение

    повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

    37.«Жуём блинчик»

    Вот опять язык свернулся,

    В зубы нижние уткнулся.

    Двину чуть его вперед,

    Разжую его вот-вот.

    Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

    38.«Гармошка»

    Присосу язык на нёбо,

    А теперь смотрите в оба:

    Ходит челюсть вверх и вниз –

    У нее такой круиз.

    Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать

    подъем языка.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

    39 .«Маляр»

    Язык – как кисточка моя,

    И ею нёбо крашу я.

    Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

    40. «Барабанщик»

    За зубами в бугорок

    Бьёт широкий язычок.

    Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

    Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.

    Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).

    • Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).
    • Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

    41 .«Лошадка»

    Рот широко открываю,

    К нёбу язык прижимаю.

    Прыгает вниз язычок.

    И раздается щелчок.

    Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

     цокает копытами»).

    42. «Грибок»

    Широко открою рот,

    Будто щелкну я вот-вот.

    Присосу язык на нёбо,

    Челюсть вниз – и вся учеба.

    Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку

    (уздечку).

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

    43.  «Кучер»

    Губы вместе я сведу,

    Через губы буду дуть.

    Поиграю я в игру

    И скажу лошадке: «Тпру!».

    Цель: отрабатывать вибрацию губ  и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.

    Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы

    вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».

    Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка

    будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

    44. «Парус»

    Улыбаюсь, рот открыт:

    «Парус» там уже стоит.

    Прислоню язык, смотрю,

    К зубкам верхним изнутри.

    Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

    Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

    45.«Иголочка»

    Улыбаюсь: вот шутник –

    Узким – узким стал язык.

    Меж зубами, как сучок,

    Вылез длинный язычок.

    Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

    Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать

    узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

    46.«Маятник»

    Влево-вправо кончик ходит,

    Будто места не находит.

    Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

    47.«Змейка»

    А у змейки язычок

    Узок, тонок, как сучок.

    Ходит-ходит взад-вперед:

    Как же он не устает?

    Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.

    Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).

    48.«Индюк»

    Широко открыт мой рот,

    Язычок – назад – вперед.

    Лижет «чашечкой» губу

    И «болбочет» на бегу.

    Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.

    Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

    49.«Качели»

    «Чашкой» вверх

    И «горкой» вниз

    Гнется мой язык –

    Артист!

    Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика  языка.

    Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык

    за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5

    секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

    50.«Пароход»

    Вывожу язык вперед,

    Закушу его – и вот:

    «Ы» тяну – и к нам идет

    Белый-белый пароход.

    Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л»

     ( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).

    Описание:  Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук

     «ы-ы-ы» («пароход гудит»).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека артикуляционных упражнений.

    Предлагается материал для проведения артикуляционной гимнастики. Рекомендовано учителям-лолгопедам,воспитателям логопедических групп, родителям, имеющим детей с нарушением звукопроизношения....

    Картотека Артикуляционные упражнения

    Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.Цель артикуляционной гимнастики:   выработка полноценных движений и ...

    Картотека артикуляционных упражнений

    Совершенствование артикуляционной моторики...

    Картотека артикуляционных упражнений

    Материал предназначен для воспитателей. В картотеке собраны упражнения для проведения артикуляционной гимнастики в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми....

    Картотека артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики

    Предлагаю вам карточки артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики. Этот материал необходим в работе с детьми при изучении новых упражнений с элементами биоэнергопластики. Другие пед...

    Картотека артикуляционных упражнения для разных групп ДОУ

    Картотека разработана по возрастам, с усложнением, заверена заведующим ДОУ и предложена  воспитателям для работы с детьми...

    Картотека артикуляционных упражнений для детей с нарушением зрения

    Логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения требует знаний в разных областях: офтальмологии, тифлопедагогики. Так же логопед должен владеть соответствующими приемами обучения, применять специа...