Календарь народных примет осени
занимательные факты

Семенченко Наталья Владимировна

Материалы для ознакомления с народными приметами осени

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primety_oseni.docx62.96 КБ

Предварительный просмотр:

Календарь народных примет осени

Семенченко Наталья Владимировна,

воспитатель

МКДОУ д/с № 6 г. Россоши, Воронежской обл.

        Сентябрь

1 Сентября – Андрей

Андрей. Народ приметил: Андрей Стратилат-тепляк. Фекла-свекольница. Бабье лето. Считали: "Каков Андрей, таков весь месяц", "Каков первый день сентября, такова и вся осень". Угодник Андрей Стратилат слывет в народе под именем Тепляка, под которым разумеется ветер, дующий около этого времени с юга и, по замечанию сельских хозяев, особенно способствующий созреванию овса. В этот день крестьяне наблюдали за течением ветра: "Ветер, дующий в этот день с юга, обещает хороший урожай овса", "Батюшка юг пустил ветер на овес", "На Стратилата тепляк – пошли овсы наспех", "Стратилатов день приспел – овес поспел". Дозревает овес. Еще говорили: "Ветер-тепляк в паутину одет – ушедшему лету кланяется вслед". Фекла-свекольница. Начинается уборка свеклы. Отлет журавлей с 1 по 5 сентября предвещает раннюю зиму. Если в начале месяца луна как бы опрокинулась на спину (первая четверть) – погода будет солнечная и тёплая несколько дней.

2 Сентября – Самуил

Самуил. Народ приметил: Крестьяне считают пророка Самуила в числе особых своих покровителей и заступников перед господом: "Самойло-пророк сам Бога о мужике молит", — говорили в народе. Сильная рябина – к урожаю овса.

3 Сентября – Фаддей

Фаддей. Народ приметил: Поселяне приметили, что "Если этот день будет ясный, то надобно ожидать, что еще четыре недели будет хорошая погода". А речистые краснобаи приговаривали: "Кто Фаддей – тот своим счастьем (в этот день) владей!"

4 Сентября – Агафон-огуменник

Агафон-огуменник. Народ приметил: Агафон-огуменник. На Агафона леший из лесу в поле выходит раскидывать снопы по гумнам, развязывает их. Поселяне стерегли гумна: собираясь в ночное, надевали тулуп навыворот, голову обвязывали полотенцем, для обороны брали кочергу. Так караулили они снопы от потехи лешего. Этот день редко обходится без ветра.

5 Сентября – Луппа-брусничник

Луппа – брусничник. Народ приметил: День мученика Луппа, святомученика Иринея Лионского, святителя Каллиника Константинопольского. Луппа – брусничник. Гром в сентябре – теплая осень и снежная зима. На Луппу часто наступают первые заморозки. На Святого Луппа – мороз овсы лупит. Луппы льны на юг потянули – или овес лупят. Если на Луппу журавли – зима наступит ранняя. Если журавли летят низко, то зима теплая, если высоко – то холодная. Журавли летят низко, быстро, молчком – жди скорого ненастья.

6 Сентября – Евтих

Евтих. Народ приметил: Дни 5 и 6 сентября называли в народе "Евтихиевы дни". День 6 сентября должен быть тихим, безветренным, иначе льняное семя обсыплется; об этом говорится так: "Хорошо, коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится". Коли на Евтиха дождь – будет сухая осень и хороший урожай на будущий год.

7 Сентября – Титов день

Титов день. Народ приметил: Тит и Варфоломей. Титов день. Говорили: "Пришел Варфоломей – жито на золу сей", а "Святой Тит последний гриб растит". Молотьба не за плечами, отсюда и поговорка: "Тит, а Тит, пошел молотить". Хлебород – перед строгой зимой.

8 Сентября – Наталья-овсяница

Наталья-овсяница. Народ приметил: В этот день в одних местах закашивают овес, в других оканчивается уборка овса. Поселяне в первый день покоса, скосивши пук овса, вяжут сноп и несут его с песнями на боярский двор или в свою избу. Ставили сноп под образа. Хозяин со своими работниками садился за стол, а хозяйка угощала гостей дежнем-толокном, замешенным на кислом молоке или на воде с медом, а потом угощала овсяными блинами. Уходя, гости говорили: "За сладкий дежен и за сытные блины спасибо, хозяин с хозяюшкой!" Где оканчивалась уборка овса, также последний овсяный сноп с песнями уносили с поля, считали: "К этому дню не выкосишь овес – намотаешься до слез", "Не вырастет овес – наглотаешься слез", потому что "Не кони везут, овес везет". К этому времени пора и рябину срывать, прилаживать на зиму кистями под крышу, собирают грибы, идет клев судака. Была и примета: "Холодный утренник предвещает раннюю и холодную зиму".

9 Сентября

Народ приметил: Гром в сентябре - к долгой осени.

10 Сентября – Анна и Савва

Анна и Савва. Народ приметил: Анна и Савва – скирдники. Поселяне спешили убрать хлеб в скирды. В эту пору свозили снопы, хлеб складывали в одонья, клади, скирды. Спешили убрать до наступления ненастья все, что было выращено в поле. Говорили: "У хорошего хозяина – копна со скирдой спорит, а у лежебоки – скирдешка с копенку!". Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

11 Сентября – Иван постный

Иван постный. Народ приметил: Иван – постный, полетний, полетовщик. В этот день заканчивалось лето красное, встречали бабье лето. А поселяне приметили: "Иван Постный пришел, лето красное увел", "С Постного Ивана не выходит мужик без кафтана", "Иван Предтеча гонит птицу за море далече", а "Коли журавли на Киев (юг) пошли – к ранней зиме, скоро наступят холода". С Ивана Постного убирали репу, но "репный" праздник отмечался без песен, потому что Саломея плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя. Праздник отмечался постной едой, угощением бедных, нищих, странников, но не разрешалось есть ничего круглого: капусту, лук, арбузы, яблоки, картофель, так как они напоминают голову Иоанна Крестителя, также нельзя брать в руки нож и вообще острые предметы. Говорили, что если кто-нибудь в этот день станет рубить капусту, то на ноже появится кровь, поэтому "На Предтечу круглое не едят, щей не варят". Соблюдался строгий пост: "Иван Постный – осени отец крестный". И еще: "Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на Ивана Постного – коренья".

12 Сентября

Именины у Арсения и Даниила. Народ приметил: Если осенью падает много звёзд, на следующий год будет неурожай и мор.

13 Сентября – Куприянов день

Куприянов день. Народ приметил: На Куприянов день журавли собираются на болотине уговор держать, каким путем-дорогою на теплые воды лететь, и часто наступающий день уже не застает их более в наших краях; растянувшись на синем небе своим разноплечим клином, они улетают на юг, прощаясь с русскою землею характерным гортанным криком, далеко разносящимся в чистом осеннем воздухе. На Куприяна начинают дергать корнеплоды, кроме репы. Копают картофель, придавая ему большое значение, так как "Картофель хлебу подспорье", "Картошка хлебу присошка". Если выпадет снег осенью, когда ещё деревья не сбросили листву, он скоро растает.

14 Сентября – Семен

Семен. Народ приметил: Симеон Столпник. Семен-летопроводец. Семен-день. Марфа. Этот день был знаменит, поскольку с середины XIV века до 1700 года Новый год начинался с 1 сентября по старому стилю в Семенов день. Семен-летопроводец: "Семен лето провожает" и "Семен бабье лето наводит". Бабье лето всего одну неделю – с 14 по 21 сентября. Если первый день бабьего лета будет ясный и теплый, то вся осень будет теплая и ведренная, и наоборот. На Семен-день ясно – бабье лето тепло. Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла. Бабье лето ненастно – осень сухая, ясная. Бабье лето ведренно – осень будет ненастна и холодна. На Семеновы осенины много тенетника – осень долгая да ясная. Если много тенетника, дикие утки садятся, а скворцы не отлетают – осень протяжная и сухая. Если гуси улетают на Семен-день, жди ранней зимы. На Семена журавли отлетают в теплые края. На Семен-день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты. На Семен-день выезжали поохотиться за зайцами: "Первый праздник псарных охотников, выезд в отъезжее поле. Охотники на Семен-день притравливали зайцев". С Семена-дня начинались бабьи работы: "С бабьего лета – бабий праздник и бабьи работы". С раннего утра мяли и трепали пеньку, мыли в воде лен и стелили по лугам. Начинались бабьи супрядки, посиделки да беседы, а также игры, хороводы, обряды, засидки и тому подобное. По народному обычаю, поселяне под Семен-день тушили огонь, кроме тепла лампадного, но едва только начнет заниматься утренняя заря, вздували новый огонь. На Симеона солят огурцы. Листопад, последняя гроза. И еще: "Семенов день – счастливое новоселье".

15 Сентября – Федот и Руфина

Федот и Руфина. Народ приметил: Мамонт-овчарник. Федот и Руфина. Не выгоняли со двора поутру скотину: выгонишь – беду нагонишь. По дедовским поверьям, не выпускали в этот день до полудня ни коров, ни овец. Если первый осенний снег нападает так, что свесится с крыш, то он стает.

16 Сентября – Василиса, Домна

Василиса, Домна. Народ приметил: Домнин день. В этот день в старину с утра до ночи прибирали бабы всякую рухлядь в доме), "припасая себе этим благополучие и спорину во всем на целую осень". Во многих местах особенно уважали старые, изношенные лапти, которые считаются верным средством от сглаза, их привешивали у крыш домов и скотных дворов, якобы тогда никто не "изурочит" или не "сглазит". Большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму.

17 Сентября – Неопалимая Купина

Неопалимая Купина. Народ приметил: Богородица Неопалимая Купина. Неопалимая Купина считается охранительницей от пожара и молнии. Она может уберечь от пожара, но может и наслать гром, молнии, огонь и камни с неба, как Илья-пророк. Крестьяне молились Неопалимой Купине о защите дома 11 скота от огня. На Неопалимую Купину начинают выкапывать лук из гряд. Большой урожай рябины – к морозам зимою.

18 Сентября

День Елизаветы-предсказательницы. Народ приметил: В память того, что святая Елизавета предсказала пресвятой Деве Марии рождение Христа, этот день считается счастливым для предсказаний. Поэтому на Захария и Елисавету охотно посещают ведунов и знахарок. В лесу много рябины – осень будет дождливая, а мало – сухая.

19 Сентября – Михайлов день

Михайлов день. Народ приметил: Первые морозы, михайловские утренники. День укоротился на 5 часов. Считали: "На Михаилу нельзя работать – Бог накажет".

20 Сентября – Луков день

Луков день. Народ приметил: Созонт. Луков день. В селах начиналась заготовка репчатого лука, повсеместно убирали лук, а то его головка не успеет высохнуть. В комнатах развешивали луковицы – воздух очищался. Считали, что лук от семи недуг, поэтому его ели с хлебом, солью, квасом и были здоровы, имели свежий цвет лица. Издавна считали, что лук играет важную роль, говорили: "Лук с чесноком – родные братья", "Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук", "В нашем краю – словно в раю: луку да рябины не приешь", так и ходят в народной Руси поговорки о луке: "Лук да баня все поправят", "Лук – добро и в бою, и во щах", но приметили: "Много одежки на луковицах – быть зиме холодной". Лук продавали на базарах и на осенних ярмарках. Выросли шишки на ели низко – быть ранним морозам, а если наверху – настоящие холода в конце зимы.

21 Сентября – Рождество Богородицы

Рождество Богородицы. Народ приметил: Вторая Пречистая, малая Пречистая. Рождество Богородицы. Осенины. Оспожинки – праздник урожая. Рождество Пресвятой Богородицы называют в народе Госпожинками, или второй Пречистой; в основании этих названий лежат известные наименования, которые обыкновенно придаются нашею Церковью пресвятой Деве Марии. Вторая встреча осени – Осенины. В этот день встречали Осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходили к берегам рек, озер и прудов с овсяным хлебом встречать матушку Осенину. Старшая женщина стояла с хлебом, а молодые вокруг нее пели песни, а к новобрачным сходились все родные и знакомые посмотреть на их житье-бытье и поучить уму-разуму. Недавно поженившиеся пары угощали свою родню, отчего этот праздник также назывался "подне-сеньев день". Гости, по обыкновению, должны были хвалить и одновременно учить молодых. Хозяин водил гостей на двор, показывал амбары, угощал пивом из бочонка. С Рождества Богородицы – луковая неделя, женщины собирали лук. Также убирали пчел с пасек или пчельников. С Осенин начинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одну избу, к ним приходили парни с гармоникой и угощением. Вторая встреча осени.

22 Сентября – Именины у Анны

Народ приметил: Длинная паутина летит к ясной осени и нескорому снегу.

23 Сентября – Петр и Павел-рябинники

Петр и Павел-рябинники. Народ приметил: День осеннего равноденствия. Петр и Павел-рябинники. На Руси два дня Петра и Павла — большой да малый, летний да осенний. Разрешалось с Петрова дня летнего есть землянику и другую ягоду, а с осеннего Петра-Павла рвать рябину, делающуюся с этого дня менее горькою из-за первых утренников – заморозков. Осенний Петр-Павел рябинник, рябина гроздна – зима морозна. В этот день срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу, чтобы провяла, сахару понабрала. Часть рябины предусмотрительно оставляли на кусте – дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам и всякой другой птице. Про сбор рябины у народа и песенка сложена: "Выдем на долинку, сядем под рябинку – хорошо цветет!". Еще приметили: "Если рябины в лесу много – осень дождливая, если же мало – сухая", "Много ягод на рябине предвещает строгую зиму, посему и заготавливают тогда рябинный квас, слабительный и прохладительный, предсказывая на зиму воспалительные болезни, неразлучные со строгою зимою".

24 Сентября – Федора-обдёра.

Федора-обдёра. Народ приметил: Федора-обдёра (обивается оставшийся на корню хлеб), Федора – замочи хвосты. Третья встреча осени: "На Федору лето кончается, осень начинается", "И бабье лето до Федоры не дотянет". Уже становится слякотно, все чаще идут дожди, поэтому говорили: "Федора – замочи хвосты", "Осенние Федоры подол подтыкают, зимние Феодоры (12 января) платком рыло закрывают". Считали: "Преподобная Феодора – всякому делу аминь". Не каждое лето до Федоры дотянет.

25 Сентября – Артамон

Артамон. Народ приметил: Существовало поверье, что змеи с этого дня перебираются из полей в леса и уходят в землю: "На Артамона змеи уходят в леса и прячутся". Если осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.

26 Сентября – Корнилий

Корнилий. Народ приметил: "С Корнилия корень в земле не растет, а зябнет", "Корнильев день на дворе – всяк корешок в своей норе!", "Корнилий святой – из земли корневище долой!". К этому времени убирают все корневые овощи: картофель, морковь, брюкву и так далее, кроме репы. Когда грач улетает – снег пойдёт.

27 Сентября – Воздвиженье

Воздвиженье. Народ приметил: В этот день наступали первые заморозки. Подмечали: "Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает", "Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет", "Пришло Здвиженье – кафтан с шубой сдвинулись и шапка надвинулась", "Шуба за кафтаном тянется", но: "Воздвиженские зазимки – мужику не беда", но осень к зиме все быстрее идет. В это время – последняя копна с поля: "Хлеб с поля двинулся", "Гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвигается", "На Воздвижение – последний воз с поля сдвинулся, а птицы в отлет пошли". Первой улетает в обетованную страну и последнею возвращается оттуда кукушка, которая поэтому и зовется ключницей Ви-рая. Ирьем, или вырием, вирием, называют неведомые теплые страны. Медведь залегает в берлогу, змеи – в нору, в спячку впадают, и "На Воздвижение ни змеи и никакой гад по земле не движется". С Воздвижения начинали рубить капусту, Начало капустникам, капустниц, капустенских вечерок, кои длятся две недели. Были и приметы. Высоко летят гуси в Воздвиженье – к высокому половодью, низко – к малому. На Воздвиженье, если змея ужалит кого-либо, то ей не уползти, так как в наказание она остается мерзнуть в холодные дни. В день Воздвижения крестьяне воздвигали часовни, кресты; соблюдали пост. Третья встреча осени.

28 Сентября – Никита

Никита. Народ приметил: Никита-гусепролет, гусар и, гусятник, репорез. В эти дни крестьяне обыкновенно срезают и убирают с полей репу; в это же время в России бьют обычно гусей. Поселяне замечали, что с этого дня "дикие гуси улетают стадами на теплые моря": "Гуси летят в отлет – зимушку на хвосте тащат". По крику гусей и полету они заключали о наступлении скорых холодов. Гусиные промышленники скупали по селам гусей. Огородники в этот день вырывали в полях репу, обрезали ботву и корень. Говорили: "Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы", "Не дремли, баба, на репорезов день" и подшучивали: "Поел бы репки, да зубы редки", "Репа брюху не укрепа". В это время стригли овец, считая, что до наступления больших морозов они обрастут новой шубой, а снятая шла на валенки, шерстяные онучи. Крестьяне на Никиту "задабривают водяного, бросая ему гуся без головы, которую относят домой, для счета домового". Конец бабьего лета.

29 Сентября – Именины у Людмилы, Виктора

Народ приметил: Коли много тенетника, дикие гуси садятся, скворцы не отлетают – осень протяжливая и сухая.

30 Сентября

День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Народ приметил: Всесветные бабьи именины. Коли ранняя белка голубая, ранняя весна будет.

Октябрь

1 Октября – Арина

Арина. Народ приметил: Аринин день. Три Арины в году живут: Арина – разрой берега (29 апреля), Арина-рассадница (18 мая) да Арина – журавлиный лёт (1 октября). Осенняя Арина – день журавлиного лёта (отлет журавлей). На Арину отсталый журавль за теплое море тянет. Проводы журавлей. "Колесом дорога" – кричали улетающим журавлям, чтобы вернулись по весне домой. Если на Арину журавли полетят, то на Покров – первый мороз, если нет, то до Артемьего дня (2 ноября) не ударить ни одному морозу, слякоть простоит. Арина-шиповница: собирают плоды шиповника, сушат их. Арина-истопница овинная. Приметили: "Если бурьяны выросли очень высокие – будет много снега".

2 Октября – Зосима

Зосима. Народ приметил: Зосима – заступник пчел, "лакомый стол". Трофим. Со 2 по 10 октября пасечники убирали в омшаники улья на зиму. Собирали мед, говорили: "Улья в погреб ставь, праздник меда правь". "На Трофима не проходит счастье мимо: куда Трофим, туда и оно за ним", поэтому на Трофима устраивали вечеринки, на которых парни и девушки выбирали друг друга. Конец белых грибов. Может быть первый снегопад.

3 Октября – Астафий

Астафий. Народ приметил: Астафьевы ветры. Ветряк дует всяк, потому поселяне в этот день замечали течение ветров: "северный ветер – стужа близко, южный – к теплу, западный – к влаге (мокроте), восточный – к вёдру". "Сладимые ветры", дующие с юга при начале посева, обещали плодородие, "Ветер-весняк, дующий с юго-востока, разбивает почку у деревьев". Дуют ветры-листобои, а на ветряных мельницах шел помол хлебов нового урожая. С раннего утра вертелись мельничные крылья, шуршали жернова, сыпалась в мешки свежая мука. Начинали сплавлять хлеб водным путем (ветер дует в паруса), стараясь сделать это до ледостава. На этот день у сельских ведунов были свои приметы. Если на Астафия туманно и тепло, но продолжает летать паутина – к благоприятной осени и нескорому снегу. Если в этот день будет ветер с юга, значит), будет хороший урожай озимого хлеба на будущий год.

4 Октября – Кондрат, Игнат

Кондрат, Игнат. Народ приметил: Кондрат, Игнат. Погода этого дня продержится без изменений четыре недели. Ясная погода при резком северо-восточном ветре предвещает холодную зиму. На Матвея с хорошей погодой распрощайся (Италия). Холод "всех людей к очагу погнал, а тепло на небо ушло" (Франция). А еще приметили: "Кондрат с Игнатом помогают богатеть богатым".

5 Октября – Фока, Иона

Фока, Иона. Народ приметил: Если с березы лист не опал, снег ляжет поздно. На Иону нельзя было есть рыбу: вспоминают о пребывании пророка Ионы в брюхе кита. При не урожае на шишки кедра, ели и сос-ны зима лютой не бывает.

6 Октября

Народ приметил: Хорьки и куницы до срока меняют летний мех на зимний – к ранней зиме.

7 Октября – Фекла

Фекла. Народ приметил: Фекла-заревница, запрядальняя. Этот день назван от зарева осенних огней на заре, при которых проводился обмолот снопов: "замолотки – начинают по утрам молотить с огней". День Феклы-заревницы ждали с опаской: редко когда это число без пожаров обходилось. Из-за неосторожности на Феклу спалили не один овин, оттого-то она и "заревница", а в поджоге народ обвинял овинника (гуменника), духа – хозяина овина. Чем больше бывают к осени муравьиные кучи, тем суровее будет зима. С Феклы-заревницы дни убывают, ночи темнеют и зори становятся багряными, а день убывает лошадиными шагами.

8 Октября – Сергий Радонежский

Сергий Радонежский. Народ приметил: На Сергия начинается, а с Матрены зимней (22 ноября) устанавливается зима. "С Сергия земля засерит (от снега, который уже частенько начинает с этого дня перепадать)". "Зимний путь устанавливается в четыре семины (седьмицы) от Сергия", а "Если хорошая погода на Сергия, то стоять ей целых три недели". Начинались капустники, капустные вечера – "На Сергия капусту рубят". В этот день в крестьянских семьях начинали рубить кочаны. Собирались родственники, очищали капусту, парили деревянные кадки. Капусту старались засолить с первыми заморозками, белые вилки рубили отточенными сечками. Шинковали или квасили целыми кочанами. При рубке капусты приговаривали: "Вилки в ведро, руби серебро, сечи-мельчи, в кадку топчи", октябрь капустой пахнет. Хозяева угощали работников. Примечали. Если на Сергия первый снег, то зима установится на Михайлов день (21 ноября). Если первый осенний снег упал на мокрую землю – останется, на сухую – скоро сойдет. Первый сухой снег обещает хорошее лето. Если снег падает на ущербе да на мокрую землю – зима скоро ляжет. Если первый снег упадет, когда на вишне нет листа, зима ляжет. Первый снег выпадает за сорок дней до настоящей зимы. От первого снега до санного пути шесть недель. На Руси по погоде этого дня примечали об установлении зимы. Сергий Радонежский – хранитель кур.

9 Октября – Иоанн Богослов

Иоанн Богослов. Народ приметил: Иоанн Богослов – наставник живописного, иконного дела, так как, по преданию, он из простого пастуха гусей чудом сделал искусного иконописца. Считали: "Если на Богослова снег, то зима ляжет на Михаилов день", "Если в этот день дождь со снегом – в январе трижды ждите сильных оттепелей, солнечно и тепло – июнь будет дождливым и холодным". К этому периоду полагалось заканчивать озимые посевы. Опадают листья берез.

10 Октября – Савватий

Савватий. Народ приметил: Савватий-пчельник. Пчел убирают в омшаники на зимовье. Пчеловоды заставляют молиться Савватию детей до 12 лет, так как дети считаются безгрешными, а пчелиный промысел считается одним из тех, который требует нравственной чистоты и праведной жизни перед Богом. Последний день установки ульев в омшаник.

11 Октября

Народ приметил: Октябрь завершает сборы к зиме.

12 Октября – Маремьяна

Маремьяна. Народ приметил: Печальница Маремьяна, выткана из тумана (сырые туманы, мороки, висят).

13 Октября – Григорий

Григорий. Народ приметил: Если на Григория снег упадет, зима не скоро настанет. В этот день обычно поселяне сжигали свои соломенные постели, молодухи изношенные за лето лапти. Все это делается от призора недоброго глаза и для того, чтобы "прибавить ходу зиме". Детей же купали на пороге из решета во избежание будущих болезней.

14 Октября – Покров

Покров. Народ приметил: К празднику Покрова заканчиваются основные сельскохозяйственные работы. Идет последний сбор плодов и грибов: груздей, рыжиков и свинушек. Праздник этот межевой между осенью и зимою, говорили: "До Покрова осень, за Покровом зима идет". На Покров первое зазимье. "Покров не лето, а Сретенье не зима", "До обеда осень, после обеда зимушка-зима". С Покрова отсчитывали начало холодного времени года. Урожай убран, хлеб в амбарах, наступило время свадеб. На Покров обычно играли свадьбы: "Придет Покров, девке голову покроет", а выпадение снега на этот день считали счастливым предзнаменованием для обрученных: "Если снег выпадет 1 октября, это предвещает много свадеб, а снег, падающий в день венчания, сулит счастье молодым". Поэтому девушки просили: "Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня молоду платком", или "Мать-Покров, покрой мать сыру землю и меня молоду". Покрытие головы издревле было признаком замужества: девушки ходили с непокрытой головой, а замужней женщине быть простоволосой считалось большим грехом. И сегодня невеста во время венчания стоит, покрытая фатой. Так в народном сознании переплетаются нетленная пелена (мафорий Богородицы), брачное покрывало невесты и снежный покров земли. На Покров начинают утеплять на зиму избу: приваливать завалинки, проконопачивать пазы, промазывать рамы, то есть "Натопи хату без дров!" Считали: "Чини избу до Покрова – не то не будет тепла". На Покров скот переводили на зимнее содержание, закармливали скотину пожинальным (последним) снопом и с этого дня ее держали в доме. Начинались осенние торги, ярмарки. Были у поселян и приметы: если снег до Покрова упадет – зима не скоро настанет. Каков Покров, такова и зима. Отлет журавлей до Покрова – к ранней холодной зиме. Коли белка в Покров чиста (вылиняла), то осень будет хороша. На Покров ветер с севера или востока – к холодной зиме с юга – к теплой зиме, с запада – к снежной зиме, а если ветер порывами налетает, тучи то совсем небо закроют, то в просветах солнце проглянет – будет и зима переменчивой, непостоянной. "Покров кроет землю то листом, то снегом".

15 Октября – Киприан и Устинья

Киприан и Устинья. Народ приметил: Ясное небо – к морозу. Девушки продолжают ходить на вечерки, но в будни не играют, не веселятся. Сидят с прялкой или шитьем, за работой часто поют проголосные песни. Киприан и Устинья спасают от нечистой силы, чар, наваждений, от злых духов.

16 Октября

Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.

17 Октября – Ерофей

Ерофей. Народ приметил: Ерофеев день. Усиление холодов: "С Ерофея холода сильнее", говорили: "Как ни ярись мужик Ерофей, а с Ерофея и зима шубу надевает". Суеверные люди на Ерофея в лес не ходили: леший бесится. На Ерофея буйствуют лешие: они дурят в лесах, бродят, кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, гоняют зверей. Из глубокой старины передавалось поверье, что в этот день леший, чуя лютуя зиму, с летом прощается и что, сердясь, лесной хозяин выворачивает с корнем дубы, гнет к земле березки, загоняет зверей в нору, на полянах вырывает землю на семь пядей, пугает птиц и случайного прохожего. Всю ночь на Ерофея-мученика и весь день лешие безобразничают, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются сквозь землю и появляются на ней вновь, когда она оттает весной. После Ерофеева дня перестают бродить по лесу лешие. На Ерофея приходится первый день со снегом, вскоре лужи затянутся льдом, а через неделю от Ерофеева дня и пруд станет, и снег ляжет. Обычно хозяйки в деревнях с лета настаивали водку на ароматных луговых травах и "первую пробу" снимали с первыми холодами, потому называли нередко водку "ерофеичем" и подшучивали: "На Ерофеев день один "ерофеич" кровь греет!".

18 Октября – Харитина

Харитина. Народ приметил: Харитины-первые холстины. Работы в поле, саду и огороде закончены, вечера стали долгими, но в селах отдыхать без дела не умели, женщины принимались за прядение холстов – "Харитина – вечная ткачиха". Бабы сели за ткацкие станы, затыкают первые кросна, ткут первый холст. "Пришли Харитины, появились первые холстины". А солнце скатывается вниз, отстал от ночи день – "запнулся валенком за пень". Первый снег упал на мокрую землю – останется, а на сухую – скоро опять сойдёт.

19 Октября – Денис, Фома

Денис, Фома. Народ приметил: Денис-позимний. Фома. Начинаются ветры, бураны, говорили: "Пришли Денисы позимские". "Надевай теплое платье с Фомы". К этому дню у крестьян выявлялись излишки хлебных и других запасов: "Фома – ломит закрома, все бери задарма", "Фома – большая корма" – так называли богатых зажиточных людей. Но бывает и так: "На безлюдье и Фома дворянин". И еще: "Говорят про Ерему, а он про Фому. Били Фому за Еремину вину". Шуточная песня про Фому и Ерему была широко известна на Руси. Первый снег сухой – обещает хорошее лето.

20 Октября – Сергий

Сергий. Народ приметил: Говорили: "С Сергия зима начинается, с Матрены (22 ноября) устанавливается" и примечали: "Если Сергий снегом покроется, то с ноябрьской Матрены зима встанет на ноги". Считали: "Первый прочный снег падает с ночи", "Дневной снег не лежит, а первый надежный снег выпадает ночью".

21 Октября – Трифон и Пелагея

Трифон и Пелагея. С Трифона и Пелагеи все холоднее, говорили: "Готовь шубу – зима забредет", "Трифон шубу чинит, Пелагея рукавички шьет барановы". А народ знал: "Стужа да нужда – нет их хуже".

22 Октября – Яков

Яков. Ожидали, что "Яков, Брат Божий, крупицу пошлет (крупу, град)". Яков-древопилец. Заготавливали дрова для русской печи. Позже всех до сего дня растут сыроежки. В октябре луна в кругах – следующее лето будет сухое.

23 Октября – Евлампий

Евлампий. Народ приметил: В этот день крестьяне выходили смотреть на месяц: куда он смотрит? Потому, что "На Евлампия рога месяца кажут в ту сторону, откуда быть ветрам", а именно: "Если золоты рога месяца на полночь, то оттуда повеют метели со снегом и зима ляжет посуху; если рога на полдень, то прежде наступят грязи и зима долго не станет", то есть если рога месяца на север – быть скорой зиме и снег ляжет посуху, если на юг – скорой зимы не жди, будет слякоть до Казанской", осень снегом не умоется, в белый кафтан не нарядится". Именины у Евлампии. Евлампия с греческого – "благосветлая".

24 Октября – Именины у Зинаиды

Народ приметил: Если аисты отлетят за 15 недель до Рождества, то прилёт их весной надо ожидать через 15 недель после Рождества.

25 Октября – Пров

Пров. Народ приметил: На мученика Прова наблюдают звезды и гадают по ним о погоде и урожае: "Яркие звезды – к морозу, тусклые  к оттепели", "Сильное мерцание звезд преимущественно синими оттенками – к снегу», «Много ярких звезд  к урожаю гороха".

26 Октября – Именины у Златы, Вениамина

Народ приметил: Петух запел раньше девяти часов вечера - вероятно, завтра будет дождь.

27 Октября – Параскева

Параскева. Народ приметил: Параскева-грязниха, льняница, порошиха. Параскева Пятница. Если память этой преподобной приходится в пятницу, то он зовется "Параскевой-пятницею", говорили: "Параскевия Пятница – Христовым страстям причастница". Параскева Пятница – "бабья святая", крестьянки считают ее своей заступницей. А представляли ее в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами (поэтому высоких и худых женщин иногда называют "долговязая пятница"). Считали, что "В пятницу нельзя прясть, а шить можно", "Кто в пятницу много смеется, тот в старости много будет плакать". За нарушение запретов, связанных с пятницей и с пряжей, Параскева Пятница сурово наказывает. Параскева грязниха, порошиха, примечали: "На грязнуху не бывает сухо", "Если в этот день грязь на дорогах, то до установления настоящей зимы – четыре седмины (недели)", "Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь". Параскева-льняница: «Мни и толки льны с грязнихи», "Мни лен доле и волокно будет доле», на льняницу начинают мять и трепать лен".

28 Октября

Народ приметил: С какого числа в октябре пойдёт снег, с того числа весна откроется в апреле.

29 Октября

Народ приметил: Большой урожай рябины – к тяжёлому году.

30 Октября – Осий

Осий. Народ приметил: Осий-грязник: ни колеса, ни полоза не любит и все-таки "На пророка Осию колесо прощается с осью" – телегу в сарай ставят, сани на свет вытаскивают – зима идет! А по скрипу тележных колес на день Осия гадали об урожае. Кукушка кукует на сухом дереве – к морозу.

31 Октября – Лука

Лука. Народ приметил: Исстари евангелист Лука почитается наставником живописи. Считали: "Каждому по делам его", "Не то дорого, что красна золота, а то, что доброго мастерства", "Всякое уменье трудом дается", "Золотые руки у того, кто обучился хорошо". Большой иней вовсю зиму – тяжелое лето для здоровья.

Ноябрь

1 Ноября

Проводы осени. Народ приметил: Издавна на Руси первый день ноября считался проводами осени, встречей зимы и отмечался повсюду. Урожай собран, заполнены закрома – можно и передохнуть, морозко не страшен, хотя и скачет он по ельничкам да по березничкам.

3 Ноября

Народ приметил: В ноябре мороз приосанивается.

4 Ноября – Зимняя (осенняя) Казанская

Зимняя (осенняя) Казанская. Народ приметил: Зимняя (осенняя) Казанская. Важная дата в крестьянском календаре. К Казанской возвращались в свои села мужики-кормильцы с отхожих промыслов, их дома ждали. А так как "Казанская-гулянская", то резали живность – мясо варили, тушили, жарили, готовили к этому дню брагу, пекли пироги. В день Казанской Богоматери всегда идет дождь или выпадает снег, но ненадолго, хотя "Зима на пороге", "Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит", "Дождь пойдет, все луночки зальет; а снег пойдет, все дороги заметет". Приметили: "На Казанскую дождь лунки нальет – зиму приведет". "Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зима придет". "С Казанской мороз невелик, да стоять не велит (первые заморозки)", "Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет", "С Казанской тепло морозу не указ", "Ранняя зима – о Казанской на санях". Считали, что "До Казанской не зима, с Казанской не осень". Старались свадьбу сыграть на Казанской, так как предполагали: "Кто на Казанской женится, счастлив будет", потому что "Казанская – бабья заступница".

5 Ноября – Яков

Яков. Народ приметил: Отношение к Якову выражается образным народным языком: Не всякому по Якову. И всякому, да не как Якову. Затвердила сорока Якова одно про всякого. Отец Яков в молитве не одинаков: за ину берет полтину, а иной (богомолке) сам рубль дает. И Яков день имел свою примету: "Коли на Якова крупицу (снежную крупу, мелкий град) пошлет, то с Матрены (22 ноября) зима на ноги станет".

6 Ноября

Народ приметил: В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.

7 Ноября

Народ приметил: В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

8 Ноября – Дмитриев день

Дмитриев день. Народ приметил: Димитрий Солунский. Дмитриев день. Дмитровская неделя – родительская, дедова. В Дмитриев день повсеместно на Руси справляли поминки по усопшим. День печальный, поминальный; ходили в церковь, ставили свечи на канун. В течение недели шли поминальные службы, особенно почиталась Дмитровская суббота. И еще приметили: "Если Димитриев день будет по голу (без снега), то и Пасха будет теплая, а коли Димитриева суббота по снегу и Святая (Пасха) по снегу, так как "Димитрий на снегу – весна поздняя»", "Дмитриев день – зима уже лезет на плетень", "До Дмитровской субботы зима не становится", "Коли на Дмитрия холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель – зима и весна теплые".

9 Ноября

Народ приметил: Начинает по ночам замерзать вода, а морозко скачет по сухим берегам. Говорили: "Сядет осень на бугор, обоймет колени – упадет в ее подол последний лист осенний", "Из серебряной осени до зимы рукой подать".

10 Ноября – Неонила, Параскева

Неонила, Параскева. Народ приметил: Неонила-льняница. Параскева. На Ненилу и Параскеву полагаются особые мольбы на хороших женихов, считая, что они помогут, ведь "Девка красна до замужества", а "Скрасит девку венец да молодец", но "Невеста не лошадка, не выведешь на площадку", хотя "Девка на поре, женихи во дворе". По старинному народному календарю в сей день отмечались льняницы. Щедр лен, он дает ткани и бумагу, веретенное масло и олифу, краски, лаки, мыло и др. Чесали коноплю, распутывая и выравнивая длинные волокна, получали куделю. Девушки и женщины выхвалялись друг перед дружкой льнами и своими издельями из них: кто самая умелая? Чья куделька – чистый шелк? Крестьяне устраивали льняные смотрины, рассматривали, у кого вытрепанные опышки мягче да тоньше. Льняницы приносили первинки для приклада в церковь. Подготовленные за осень холстины аккуратно сворачивали, укутывали в чистые тряпки – готовили к продаже. А скот окончательно размещали в зимних стойлах.

11 Ноября – Анастасия

Анастасия. Народ приметил: Анастасия-овчарница. Настасья-стригальница. Аврамий-овчар. Анастасия-заступница овец. Начало стрижки овец. В хозяйствах последний раз в году стригли овец. Пастухов потчевали пирогами из новой муки за то, что летом сберегли отары и стада, говорили: "Руном с овцы одевались и отцы".

12 Ноября - 3иновий

3иновий. Народ приметил: 3иновий-синичник. Юровая. Юровая – так в Сибири называется праздник рыбаков: он совершался при отправлении их по Иртышу за ловлей красной рыбы. Это и праздник охотников, которые, собираясь на охоту за зайцами, сначала сходились пировать в одну избу, но если в этот день выпадал снег, то вместо пирушки они ходили по порошам, тогда уже именинный заяц довершал их пирушку на другой день. Зиновий – синичкин праздник, его называли синичкиным днем: прилетают птицы-зимники – синицы, щеглы, снегири, сойки, чечетки, свиристели; всего пятнадцать видов птиц. Птицы неспроста заслуживают своего праздника – круглый год они уничтожают вредителей садов, огородов, лесов. Говорили: "Не много зинька ест-пьет, а весело живет", "Невелика птичка-синичка, и та свой праздник помнит", "Невелика синица, голосок востер", "Синичка – воробью сестричка". Подшучивали: "Хвалилась синица хвостом море зажечь. Наделала синица славы, а моря не зажгла". В седую старину считали, что если в Юровую появятся волки по полям, то они якобы предвещали мор, или голод, или войну. Массовое появление синиц около домов - верный признак наступления холодов.

13 Ноября – Именины у Мавры

Народ приметил: Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит.

14 Ноября – Кузьма и Демьян

Кузьма и Демьян. Народ приметил: Кузьма и Демьян рукомесленники, курятники. Кузьминки. "Кузьминки – об осени одни поминки". Начало зимы. Первые морозы, говорили: "Кузьминки – встреча зимы", "Кузьминки – снеговой покров", "Кузьма и Демьян слывут в народе кузнецами", "Кузьма-Демьян – кузнец кует лед на земле и на водах", "Закует Кузьма-Демьян – до весны красной не расковать" и "Не заковать реку зиме без Козмодемьяна". "Зимние Кузьмы-Демьяны придут и студеный да листогнойный ноябрь на честную Русь приведут". Приметили: "Козьма и Демьян с гвоздем" или "Козьма и Демьян с мостом, Никола с гвоздем", а бывает и так "Козьма закует, а Михаиле раскует (Михайловские оттепели 21 ноября)". С этого дня бьют кур на продажу. Были и приметы: на Козьмодемьяна лист останется на дереве, то на другой год будет мороз. Снежный день обещает будущей весной большой разлив. Вторая встреча зимы.

15 Ноября – Акундин и Пигасий

Акундин и Пигасий. Народ приметил: Акундин и Пигасий. Световой день очень короток – "Акундин разжигает овин, Пигасий солнце гасит". Полным ходом шла молотьба в овинах, по деревням постоянно слышались перестуки мялиц и цепов. Обминали коноплю и лен, продолжали обмолачивать хлеб.

16 Ноября – Ноябрь – канун ледостава

Народ приметил: Ноябрь – канун ледостава.

17 Ноября

Народ приметил: Ноябрь последний месяц живой воды.

18 Ноября – Галактион

Галактион. Народ приметил: Галактион. Девицы молятся о женихах. Ноябрь – месяц перволедья, санного первопутка.

19 Ноября – Павел и Варлаам

Павел и Варлаам. Народ приметил: Павел и Варлаам. Павел-исповедник, говорили: "На Павла-исповедника снег – вся зима снежная, для озимых хорошо". И еще: "Если лед на реке становится грудами, то и хлеба будут груды, а гладко, то и хлеба будет гладко".

20 Ноября – Федот

Федот. Народ приметил: Федот-ледостав. "Мученик Федот лед ведет". Говорили: "Встретились два друга – звон-мороз, да бела вьюга".

21 Ноября – Михаил

Михаил. Народ приметил: Михайлов день. Михайлов день – веселый и сытный праздник: и по деревням пиры, и в избах везде гости. Хлеба пока много, выручены деньги за коноплю и овес, да и работы основные закончены. Очень противоречивые наблюдения об этом дне, рассказывают о Михайловских грязях, оттепелях: "С Михаила зима не стоит, не мерзнет", мороз ослабевает, дороги, непрочно схваченные холодами, оттаивают, покрываются слякотью. Считали, что в этот день чаще бывают оттепели, а настоящая стужа с Матрены – 22 ноября. Приметили, что "если Михаиле путь нарушит – не жди хорошей дороги до зимнего Николы (19 декабря)". Но бывает, что день архангела Михаила бывает с мостом – "Со дня Михаила Архангела зима морозы кует", а если снег выпадет – "Михаила приехал на белом коне". Были и приметы: каков Михаил, таков и Никола зимний. Коли на Михайлов день утро с инеем – ожидай больших снегов, а коли день туманом зачнется – быть ростепели. В этот день скот загоняли на зимний корм.

22 Ноября – Матрена зимняя

Матрена зимняя. Народ приметил: Раньше люди полагали, что с Матрены зимней зима, которая была убита Михайловскими оттепелями, встает на ноги и морозы прилетают от железных гор. Замерзают водоемы, появляется снеговой покров, но приметили: "Если на Матрену гусь выйдет на лед, то будет еще плавать на воде", "Облачная, снежная погода предсказывает ненастный май, иней – урожай овса, дождь – пшеницы", "Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепелям", "Каков иней на деревьях, таков и цвет на хлебе".

23 Ноября – Ераст, Родион

Ераст, Родион. Народ приметил: Говорили: "С Ераста жди крепкого наста. Ераст – крепкий наст" или "Ераст на все горазд: на стужу, на метель, на холод, на голод". И еще: "Придет Родион – возьмет мужика в полон". Однако замечено, если в этот день на деревьях иней лежит с утра, то прочному зимнему пути долго не быть, до самого Введения (4 декабря): так и будут морозы сменяться оттепелью, на дорогах сохранится осенняя распутица. Если день начинался большим туманом, то ждали оттепели.

24 Ноября – Федор-студит

Федор-студит. Народ приметил: С Федора студеного начинает студить и морозить. Говорили: "Со дня святого Феодора Студита прилетают зимние ветры, от которых бывает студено на дворе и морозно на земле", "Федоровы ветры волками воют", "С Федора-студита зима сердита", "Со Студита станет холодно и сердито", "На Студита стужа что ни день – лютей и хуже", "Федор на Федора знобит без разбора", "Федор Студит землю студит", "Студита Феодора студит по двору". Были и приметы: Если день Федора Студита бывает тепел, то зима будет тепла, если же холоден, то вся зима холодна. На Федора дождь или снег – быть оттепелям до Введения (4 декабря).

25 Ноября – Иван Милостивый

Иван Милостивый. Народ приметил: На Ивана – снега. Примечали: "Если дождь или снег на Ивана Милостивого, то оттепели до Введения (4 декабря)".

26 Ноября – Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст. Народ приметил: На покое земля. Жизнь в поле замирает, оно становится пустынным и сиротливым. "На Златоуста все поле пусто". Считалось, что с этого дня всякая растительность замирает, всякая зябь останавливается в росте. Земля погружается в сон до весны. "Ноябрьскими заморозками декабрьский мороз тороват".

27 Ноября – Филипп

Филипп. Народ приметил: День святого Филиппа праздновался широко, щедро: это было Заговенье (мясоед) перед Рождественским постом, говорили: "Филиппово заговенье – начало рождественского "холодного" поста". В это время еще полны амбары зерна, в погребах – картошка да капуста, мяса еще достаточно от осеннего убоя – вот и праздновал народ. Филипповки – последний срок свадьбы справлять – конец свадебным неделям, в посты свадеб не играли. Куделица – первая неделя прядения в Филиппов пост. Женщины по вечерам и ночью при лучине чесали, дергали, сучили, наматывали пряжу, ибо: "У ленивой пряхи и про себя нет рубахи". "Прялка не Бог, а рубаху дает", "Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом", "Не ленись прясть, хорошо оденешься". На Филиппово заговенье принято было выносить на двор закуску домовому, чтобы водился скот. Были и приметы: иней на Филиппа – урожай на овес. Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели, а если ночью был иней, днем снег не выпадет. Вороньё черное каркает – к оттепели.

28 Ноября – Гурий

Гурий. Народ приметил: Суеверные люди думали, что с этого дня все нечистые убегают с земли, боясь морозов и зимы. По их замечаниям, зима приезжает на пегой кобыле и разгоняет всех нечистых, говорили: "Гурий на пегой кобыле (грязь и снег)". Считалось, что выпавший на "Гурия" снег уже вплоть до весны не стает. Если в этот день была слякоть, то шутили: "Гурий, меси тесто". "В Гурьев день зима с коня слезает, встает на ноги, кует седые морозы, стелет по рекам, озерам ледяные мосты, сыплет из одного рукава снег, а из другого – иней", "Следом за матушкой-зимой бегут метели, над мужиками потешаются, бабам в уши дуют, велят печи затапливать пожарче". Приметили: "Уж коли ляжет на Гурия снег, так лежать ему до половодья".

29 Ноября – Матвей

Матвей. Народ приметил: Считали, что "На Матвея земля преет, на Матвея земля потеет", потому что Матвей – время оттепели, правда, короткой. Если в день апостола Матфея веют буйные ветры, то быть вьюгам и метелям на Святой Руси до самого Николы зимнего (19 декабря). И еще: "Худ Матвей, коли не употчевал гостей". "Бабушка надвое сказала: либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет".

30 Ноября – Именины у Михаила

Именины у Михаила. Народ приметил: Осиновые листья ложатся "лицом" вверх – к студёной зиме, коли изнанкой кверху – зима предстоит тёплой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по познавательному развитию "Календарь народных примет"

Методическое пособие для педагогов по ознакомлению с окружающим миром....

Календарь народных примет зимы

Занимательные материалы для ознакомления с народными приметами зимы...

Календарь народных примет весны

Занимательные материалы для ознакомления старших дошкольников с народными приметами весны....

Календарь народных примет лета

Занимательные материалы для знакомства дошкольников с народными приметами лета...

Календарь народных примет

Народные приметы...

Календарь народных примет

Народные приметы сложились из наблюдений наших предков за поведением животных, птиц, явлениями природы. Эти приметы передаваемые из уст в уста, со временем сложились в народный календарь, которым мы п...

буклет "КАЛЕНДАРЬ НАРОДНЫХ ПРИМЕТ (ВЕСНА)"

Буклет создан для  повышения педагогической компетентности у родителей (законных представителей) по вопросам экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста,  посредством нар...