Картотека игр с песком, водой и камнями
методическая разработка (младшая группа)

Картотека игр с песком, водой и камнями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_s_peskom_vodoy_i_kamnyami.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр с песком, водой и камнями.

Игра «Водичка - водичка».

Игровые задачи: использовать игру с водой для оздоровления малышей, подчеркнуть целительные свойства воды; закрепить первоначальные представления о воде, как явлении неживой природы (прозрачная, льется, журчит, нужна всем – и животным, и людям, и растениям).

Игру можно сопровождать потешкой «Водичка - водичка».

Игрушки: прозрачный кувшинчик с кипяченой водой; прозрачные стаканчики (по числу детей).

Иллюстративный ряд: репродукция к потешке «Водичка - водичка» (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок); кукла среднего размера (40-50 см), тазик.

Содержание игры.

Воспитатель показывает репродукцию, на которой изображена умывающаяся девочка. Дети рассматривают ее 2-3 минуты. Отвечают на вопросы:

- Кто изображен на картинке?

- Что делает?

Затем воспитатель читает потешку «Водичка - водичка» и обращается к каждому ребенку с вопросом: какую он видел водичку, когда умывался, мыл руки, купался. Если дети затрудняются с ответом, воспитатель сам называет свойства воды: прозрачная, течет, льется, журчит, булькает.

Далее разыгрывается ситуация с куклой: ее умывают над игрушечным тазиком. Воспитатель медленно льет воду, делая струю зримой, давая детям возможность прочувствовать слова «вода прозрачная, вода течет». Кукле моют личико и ручки, затем вытирают полотенчиком. Все действия сопровождают разговором с куклой, шутками, смехом.

Воспитатель старается, чтобы дети сами обращались к кукле с вопросами, советовали ей мыть руки перед едой, после посещения туалета. Воспитатель говорит, что водой не только умываются – воду еще пьют, и предлагает детям «куколкину водичку» из кувшинчика (заранее приготовленную). Он разливает воду по стаканчикам, сопровождая действия словами: прозрачная, журчит, булькает. Предлагает детям попробовать водичку и оценить ее: какая вкусная «куколкина водичка». Ребята пьют сами и поят куклу. Далее игра разворачивается по ситуации.

Игра «Шарики - купарики».

Игровые задачи: учить детей угадывать, какие шарики будут держаться на воде, а какие – потонут; закреплять знания о свойствах предметов из различных материалов.

Игрушки: набор шариков из различных материалов (деревянные, металлические, резиновые, ватные, бумажные, матерчатые), небольшой надувной бассейн или широкий таз, наполненный водой.

Содержание игры.

Воспитатель показывает ребятам полную корзину шариков и говорит: «Это шарики не простые, это шарики – купарики: они любят купаться.  Но кто – то из них умеет плавать, а кто – то сразу ныряет на дно; кто – то вначале плавает в воде, потом намокает и начинает погружаться вниз.  Шарики все разные: одни легкие, другие – тяжелые, а третьи вначале легкие, а потом становятся тяжелыми от воды и тонут».

Дети рассматривают шарики – купарики. При этом воспитатель обращает внимание ребят на материалы, из которых они сделаны. Затем ребятам предлагается поочередно брать по одному шарику и опускать в воду. Этот момент обыгрывается. Каждому шарику – купарику задается вопрос:

«Шарик – купарик, покрутись,

Шарик – купарик, покажись:

По воде поплывешь

Или на дно упадешь?»

Так, дети в игре, опытным путем, через экспериментирование, закрепляют свои представления о свойствах предметов из разных материалов: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие плывут. Легкие шарики – купарики, намокая, делаются тяжелыми и медленно опускаются на дно.  

Далее дети передвигают палочками шарики – купарики  по дну бассейна, а не тонущие шарики свободно плывут, перемещаясь при легком дуновении.

Игра «Ловись рыбка».

Игровые задачи: учить детей использовать в игре вспомогательные предметы для выполнения той или иной задачи; учить пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.

Игрушки: игровой бассейн (1-1,5), широкий таз или ванночка; сачки для вылавливания игрушек из воды (диаметр 12-15 см; длина ручки 40-50 см, температура воды 36 градусов); плавающие игрушки (рыбки, шарики, уточки), детские ведерочки.

Содержание игры.

В бассейн воспитатель помещает полиэтиленовых рыбок (или уточек), предлагает детям подойти к бассейну и говорит: «Посмотрите, дети, как рыбы в воде плавают!». Затем показывает, как ловить игрушки сачком, приговаривая: «Поймаем рыбку, Коля (Маша, Саша).  Ловись рыбка большая и маленькая!».

Затем к бассейну подходят другие дети (3-5),а первые «рыбаки» рассматривают свой улов.

Воспитатель предлагает детям спеть песенку про рыбку:

«Рыбка плавает в водице

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка – озорница,

Мы хотим тебя поймать».

Игра «Про маленькую капельку».

Игровые задачи: формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов; обогащать словарный запас, воспитывать положительное отношение к персонажу Катеньке.

Материал: игрушка – капитошка (синий воздушный шарик, надутый в виде капли); 2 тазика с водой (холодная, теплая), банка с грязной водой, домашний фонтанчик; чистая, кипяченая вода, чашки; цветные губки, плавающие игрушки, прозрачные одноразовые стаканчики.

Содержание игры.

Воспитатель рассказывает детям сказку про маленькую водяную капельку. Где была капелька, там была и вода. А где была вода, всем было хорошо (растениям, рыбкам, цветам). Но однажды случилась беда. Налетел ветер и принес мороз, капелька замерзла.

Воспитатель предлагает детям позвать на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельку.

Дети зовут солнышко:

- Солнышко, отзовись! Красное, появись!

Появляется Солнышко – маска.

Воспитатель объясняет Солнышку, что мороз заморозил капельку. Солнышко помогает (танцует, кружиться).  

И появляется капелька:

- Я – водяная капелька,

  Я очень вам нужна.

  Покапаю, покапаю –

  Получится вода.

- А вы знаете, как я капаю?

Дети:

- Кап, кап, кап.

Воспитатель приглашает капельку послушать, как журчит вода. Дети наблюдают, как журчит вода в фонтанчике. Затем воспитатель показывает банку с грязной водой. Капелька объясняет детям, что такая вода (грязная) никому не нужна.

Подходят с лейкой к растениям. Капелька предлагает детям полить цветы.

Воспитатель (поливает растение):

- А растения, что делают с водичкою?

Дети:

- Они ее пьют.

Затем все подходят к столу, где стоят чашки с водой.  Воспитатель обращает внимание на то, что дети пьют из чашек кипяченую воду. Воспитатель обращается к детям, чтобы они рассказали Капельке, что можно еще делать с водой.

Воспитатель подводит детей к тазикам с водой. Предлагает потрогать воду сначала в одном тазике, потом в другом:

- Какая водичка?

- Теплая.

- А в этом тазике?

- Холодная.

Воспитатель раздает детям разноцветные губки. Они обмакивают губки в воду, потом отжимают. С губки капает водичка:

- Как она капает?

- Кап, кап, кап.

Воспитатель предлагает переливать воду из чашки в чашку и наблюдать, как она льется.

Капелька дарит игрушки (плавающие) и предлагает детям поиграть, а сама прощается и уходит. Дети играют.

Игра «День рождения куклы Маши».

Игровые задачи: продолжать учить детей выкладывать форму из песка; приучать договаривать слова: пеку, сырой, влажный; развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Материал: игрушка – кукла, тазики для песка, песок, совочки, формочки.

Содержание игры.

К детям приходит кукла Маша. У нее день рождения. К ней придут ее подружки. Они любят кушать пирожки. А маша не умеет. Она (кукла) просит ей помочь.

Воспитатель предлагает детям налепить много пирожков из песка. Обращает внимание на то, как сыплется песок, какой он. Дети подсказывают воспитателю, что песок сухой. Что необходимо сделать, чтобы  можно было сделать пирожки. – Полить.

Дети вместе с воспитателем поливают песок. – Он (песок) влажный, сырой.

Воспитатель напоминает детям, как надо лепить пирожки:

- Берем совочки с песком и накладываем в формочку, затем аккуратно переворачиваем.

При лепке пирожков используем чтение потешки:

- Я пеку, пеку, пеку

  Куклам всем по пирожку.

  А для милой Машеньки

  Испечем мы пряники.

Кукла Маша благодарит детей. После лепки дети моют руки: «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды!».

- Ребята, Маша вас всех приглашает поиграть с ней.

Игра «Каравай».

Дети встают в круг. В середине круга стоит кукла (или сидит на стульчике).

« Как на Машин день рожденья

   Испекли мы пирожки

   Из песочка и водички

   Наши детки – молодцы!»       /2 раза/

Маша (кукла) благодарит детей и уходит.

Игра «Домик из песка и камней для черепашки Агашки».

Игровые задачи: закрепить умение манипулировать сухим и влажным песком; стимулировать работу воображения, проявление творческих возможностей; учить использовать разную форму камней, их сходство с чем – либо при постройке домика.

Материал: игрушка – черепаха, тазики для песка (сухого и влажного), тазики с водой, камешки маленькие и большие, детские ведерки, песок, салфетки для детей.

Содержание игры.

Воспитатель предлагает детям послушать сказку про черепашку Агашку:

«Жила – была черепашка. Она очень любила строить себе домики из песка и камня. Но стала старенькой бабушкой. Она не может себе строить домики. Черепашка хочет вас попросить ей помочь построить домики из песка и камней, чтобы укрываться в них от дождя и от холода».

Воспитатель предлагает детям помочь построить черепашке домики из песка и камней.

Въезжает черепашка на машине с песком и камешками. Дети рассматривают черепаху. Черепаха объясняет детям, что она очень устала, стара, домики строить не может.

Дети помогают черепашке. Из машины высыпают вместе с воспитателями песок в тазик. Воспитатель обращает внимание на то, как сыплется песок.

- Песок сухой.

Предлагает детям посыпать песок через воронку.

- Песок сыплется. Почему? Он сухой.

Воспитатель предлагает детям набрать песок в сито.

- Песок снова просыпался.- Он сухой.

Вместе с детьми воспитатель собирает песок горкой, он рассыпается.

Воспитатель обращается к детям, что нужно сделать, чтобы из песка можно было строить. Дети предлагают полить песок водой. Ребята помогают воспитателю. Строят горку из сырого песка. Затем дети вместе стоят из песка домик для черепашки.

В.: - Домик крепкий, не рассыпается. А еще нам черепашка камешки привезла. Смотрите, их очень много.

        «Мы ведерочко возьмем, по дорожке мы пойдем и все камни для домика соберем».

        Собрали камешки – рассматривают их. Рассказывают, какие камни по цвету, величине.

        Воспитатель предлагает детям взять в одну руку камень, в другую – губку. Определяют, что легче. Камень тяжелее. Воспитатель предлагает подойти к тазику с водой и опустить в него камень, а затем губку (опыт «тонет - плавает»). Камень упал на дно, а губка плавает.

        Воспитатель отмечает, что камни тяжелые, твердые. А губка – легкая, поэтому она не тонет, а плавает.

        Дети строят домики из камней. Черепашка благодарит детей, угощает их конфетами. А для нее дети приготовили песенку «Я на солнышке лежу…» и т.д. Под музыку дети выполняют движения, соответствующие тексту песенки.

Игра «Кот Ученый в гостях у ребят».

Игровые задачи: учить действовать с природным материалом; развивать зрительно – слуховые связи; формировать мелкую моторику; воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Материал: игрушка – кот, коробочка, камешки, комочки ваты.

Содержание игры.

Воспитатель сообщает детям, что к ним пришел гость и предлагает детям отгадать загадку:

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

Он, мурлыча песнь поет.

Только мышь его боится.

- Угадали? – Это…

Дети: - Кот.

Вносят в группу игрушку кота с коробочкой. Воспитатель с детьми рассматривают их. В коробочке лежат камешки.

Воспитатель: - Ах, какие красивые камешки. Сколько их?

Дети: - Много.

Воспитатель с детьми рассматривают камешки. Кот Ученый предлагает детям взять в ладошки камешек и сжать его в ладошке, а затем ее разжать. Камешек остался таким же, потому что камешки твердые. Кот показывает вату, рассматривают с детьми.

Кот Ученый: - Какая вата?

Дети: - Мягкая, пушистая, в кулачке ее можно сжать.

Воспитатель: - Возьмите камешки и постучите по столу. Слышите, они стучат. Потому что они твердые. А комочки ваты не стучат, потому что они мягкие.

        Кот Ученый опускает камень в воду.

Кот Ученый: - Что с ним случилось?

Дети: - Утонул.

Кот Ученый: - А почему утонул камешек?

Дети: - Потому что он тяжелый. А вата – легкая, она плавает.

Кот Ученый оставляет детям камешки, чтобы они играли с ними.

Свободная деятельность – дети строят из камешков солнышко, дорожки, домики.

Картотека игр с песком, водой и камнями.

  1. « Домик для черепашки Агашки».
  2. «Пирожки для куклы Кати».
  3. «В гости к Мышке».
  4. «Горки для козлят».
  5. «Сказка про водяную капельку».
  6. «Снежинка в гостях у ребят».
  7. «Купание куклы».
  8. «Утка и утята».
  9. «Постираем кукле платье».
  10.  «Выкладывание из камешков солнышка, дорожек».
  11.  «Пускание корабликов».
  12.  «Водичка - водичка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство и исследование камней, песка, воды. ( прогулка на участке).

Цель:Знакомить детей с разнообразием камней, песка, воды....

Картотека игр с песком, водой и камнями.

Картотека игр с песком, водой и камнями....

Картотека игр с песком, водой и камнями в первой младшей группе.

Картотека игр с песком, водой и камнями в первой младшей группе....

Картотека игр с песком, водой, воздухом

Летом большую часть времени мы проводим на улице, поэтому я подготовила картотеку игр с песком, водой и воздухом для разных возрастных групп. Ведь благодаря этим играм мы можем проводить время с польз...

Картотека опытов с песком, глиной, почвой, камнями

Цели: Расширять представление детей о свойствах песка, глины, почвы и камней путём проведения элементарных опытов. Закрепить умение исследовать объект с помощью разных органов чувств; называть его осо...

Картотека игр с песком, водой и камнями.

Игра «Водичка - водичка».Игровые задачи: использовать игру с водой для оздоровления малышей,подчеркнуть целительные свойства воды; закрепить первоначальныепредставления о воде, как явлении...