Роль семьи в воспитание детей
консультация

Павлова Александра Юрьевна

  Семья – главный институт воспитания человека.

Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, редуцирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи.

Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_vospitanie_detey.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Павлова А.Ю. воспитатель

ГБДОУ детский сад №85 Приморского района

Санкт-Петербург

Тема выступления

Роль  семьи в  воспитании  детей дошкольного возраста.

(из опыта работы)

  Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, редуцирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

  Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни.  

  Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.  

  Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях. При этом цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, должны быть едины. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Сегодня все признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада.

 Семья для  дошкольника - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно.

  Разговаривая с детьми,  наблюдая за ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Ребенок восприимчив ко  всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо.

   Детский сад помогает родителям  в воспитании детей, которое осуществляется на основе научно разработанной программы, важной для всестороннего развития детей на каждом возрастном этапе - от младенчества до поступления в школу. Для развития ребенка проводятся занятия, игры и труд. Но родители постоянно воспитывают своих детей: в выходные дни, праздничные, вечером, утром при сборах в детский сад. Чем богаче содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых. Мать и отец пользуются знанием и умением, опираясь на опыт старшего поколения. Некоторые отцы и матери склонны думать, что возможности воспитания ограниченны: одни дети от природы трудолюбивы, дисциплинированы, умны, гуманны- с ними нет особых забот, а другие склонны к лени, непослушны, у них плохая память и т.п. Такие рассуждения ошибочны. Исследования психологов и педагогов показали, что целенаправленное и систематическое воспитание и обучение являются решающим условием развития ребенка.

   В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания ребенка.

   Во-первых, особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок дошкольного возраста повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы, папы, бабушки и дедушки.

   Однако, если со стороны родителей, членов семьи, любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней - все ребенку и ничего от него, или очень непоследовательной - то безмерно балуют, то требуют непосильного, или прививают детям стремление делать, что то за подарки или угощения, у детей возникают эгоистические тенденции в поведении, или потребительское отношение к близким.

В других случаях, когда детям не хватает  любви, рано или поздно это драматически сказывается на их духовном и нервно-психическом развитии. Практика доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей обогащает семейные отношения.

Итак, важнейшим фактором и движущей силой процесса является любовь родителей и детей, внимательное отношение родителей к детям, стремление провести с ребенком больше времени, организовать совместный досуг, на выходных.

   Второй немаловажный фактор семейного воспитания, который определяет его силу и стойкость - это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи, главное, что бы эти воспитательные воздействия, не противоречили друг другу. Воздействие происходит в разнообразных жизненных ситуациях.        

    Жизнь ребенка в семье, общение с родными воспитывают у него либо что-то хорошее, либо плохое, поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолетные воздействия оказывались ценными для детей. Совместные прогулки с объяснением об окружающем.

   Третий фактор семейного воспитания - возможность естественного включения ребенка дошкольного возраста в совместную с взрослыми деятельность: наведения порядка в квартире, уход за растениями и животными, посадка цветов, кустарников во дворе дома, в детском саду.

   Интересным и полезным для воспитания, сплачивающим всех членов семьи, может стать семейный досуг: прогулки в парк и лес, организация спортивных прогулок, совместное принятие решение в планирование крупных покупок или поездках на отдых и т. д.

   Семья первичный коллектив, в котором все ее члены, в том числе и маленькие дети, живут по законам коллектива.

   Общая цель в семье, всех членов семьи - забота друг о друге.

Каждый член семьи думает не только о себе, своем благополучии, удобстве, но и о других. Важны при этом взаимопомощь, совместный труд и отдых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль семьи в воспитании детей"

Консультация для родителей о роли семьи в современном обществе, о воспитании детей. Информация о возрастных нормах развития ребенка....

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании детей»

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании детей» Воспитание подрастающего поколения в демократическом обществе является предметом особой заботы. Его успех определяется единством ...

Роль семьи в воспитании детей

Консультация для родителей...

Родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей». Форма проведения – круглый стол.

Родительское собрание лчше проводить в нетрадиционной форме.Круглый стол одна из них ....

Родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей». Форма проведения – круглый стол.

Родительское собрание лчше проводить в нетрадиционной форме.Круглый стол одна из них ....

«Возрастные особенности детей 5-6 лет. Роль семьи в воспитании детей».

Какой он, ребенок старшего дошкольного возраста? В этом возрасте в развитии ребенка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением....

Роль семьи в воспитании детей. Функции семьи

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, дру...