Статья на тему: "Значение игры в жизни ребенка-дошкольника"
статья

Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин  трактует игру как «деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_igry_v_zhizni_rebenka.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игры в жизни ребенка-дошкольника

«Игра — один из видов деятельности, значимость которой заключается в самом процессе, а не в результатах.  Она помогает психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению  в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе  действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность.Согласно С.А. Шмакову, игра ребенка выполняет следующие функции:

1. Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

2. Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны,  межнациональны, общечеловечны».

3.Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.

4. Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра реализует коммуникативную деятельность, позволяя ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

5. Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

6. Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

7. Функция коррекции  предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

8. Развлекательная функция направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса.

Выполняя эти функции, игра имеет большое значение для процесса социализации личности ребенка.

Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин  трактует игру как «деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых».

Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации».

 Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры - в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка.

Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли в виде предметов - аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.Н. Леонтьев доказал, что «ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности только в игре.

Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра - сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна.  Игра - путь поиска ребенком себя в коллективах сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

Классификация детских игр.

Детские игры - явление неоднородное. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так,                Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гроса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гросом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н. К. Крупской. П. Ф. Лесгафт считал, что дошкольный возраст - период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Стремление ребенка в первые 6-7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений об окружающей жизни удовлетворяется в играх, которые по содержанию имитационные (подражательные), а по организации - самостоятельные, без излишней регламентации со стороны взрослых. В школьные годы, напротив, дети охотнее играют в специально созданные игры, в которых деятельность регламентируется и по содержанию, и по форме. Таким образом, П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). «Привязывание» каждого вида игр к определенному возрасту может показаться несостоятельным для современного педагога, не представляющего себе воспитание ребенка без детского сада, в педагогическом процессе которого игры с правилами занимают достойное место, начиная уже с младших групп. Совсем иное положение было в те годы, когда П. Ф. Лесгафт в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» предложил свою классификацию игры: в России было очень мало детских садов, дети до 8 лет воспитывались дома, поэтому подвижные игры в основном начинались в школьном возрасте.

В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, самостоятельные, творческие игры детей,  и игры, придуманные взрослыми, организованные игры с правилами. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. В такой игре интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. 

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. 

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. 

Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом — особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка. 

Другим видом игр дошкольников являются игры с правилами. Разновидностью игры с правилами является дидактическая игра. Дидактическое направление использования игры получило  развитие в XVIII веке. Идея соединения обучения и игры принадлежит многим педагогам того времени (И. С. Базедов, Х. Г. Зальцман и др.). С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. «Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, - это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством». Через игру ребенок, по мнению Ф. Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя (Фребель Ф.; 2006). Он придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является активной деятельностью для детей дошкольного возраста. Именно Ф. Фребелем и М. Монтессори были впервые разработаны системы дидактических игр.

 Дидактическая игра в обучении дошкольников.

 Сущность и структура дидактической игры.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.

Дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи.

В отечественной педагогической практике в 1940 - 1950-е гг. дидактические игры рассматривались преимущественно как форма работы в дошкольном воспитании; в начальной школе им отводилась роль средства отдыха от серьезных учебных занятий. В 1960 - 1970-е гг. накапливался опыт использования игры как средства активизации учебного процесса не только в начальных, но и в средних классах. С 1970 - 1980-х гг. введение обучения с 6-летнего возраста стимулировало использование дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. С 1980-х гг. широкое распространение получили деловые игры.

 Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, в которых свободная игровая деятельность выступает как самоцель. Специфическими признаками дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлены, выделены в явном виде. Дидактические игры, как правило, ограничены во времени. В большинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным правилам (исключением могут служить некоторые развивающие дидактические игры, направленные на сенсорное развитие дошкольников), их педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой деятельности.

В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач. При проведении игры учитель выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности учащихся - игровой и учебно-познавательной, стремится не только достичь дидактической цели, но и сохранить и развить увлеченность, заинтересованность, самостоятельность детей.

Для практики дошкольного воспитания особенно важным является                    развивающее воздействие дидактической игры: развитие двигательного            аппарата, психомоторики; навыков поведения в соответствии с правилами; механизма идентификации, сопереживания; умение представить себя в чужой роли; формирование умений планировать, оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации; развитие навыков сотрудничества (особенно в командных играх), ряда личностных качеств (терпения, настойчивости, самоконтроля), делающих игру школой произвольного поведения. Поэтому важным является целенаправленное обучение детей самой процедуре игры, объяснение ее содержания, правил, способов действий, приучение детей к самоконтролю и взаимоконтролю в ходе проведения игры.

Важное место дидактические игры занимают в ознакомлении дошкольников с окружающим миром, расширении и обогащении их представлений о нем.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В игре они охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий — организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Художественно оформленные игрушки, рисунки, демонстрационный и раздаточный материал к играм выполняют задачу художественного воспитания.

Перечень задач, которые позволяют решать дидактические игры, практически неограничен. Многообразие задач, которые позволяют решать игры, Д.В. Менджерицкая объединила в следующие группы:1) игры на сравнение и выбор предметов по одинаковым, различающимся или сходным признакам («Найди такой же», «Найди пару»); 2)игры на классификацию и распределение предметов или изображений по различным признакам («Что к чему подходит»); 3) игры на определение предмета по нескольким или только по одному признаку (на основе его описания: «Угадай, что это); 4) игры на упражнение внимания, памяти («Что изменилось», «Найди различия», «Чего не хватает»). Перечень этих групп сегодня можно продолжить, добавляя, например, игры на развитие восприятия-воспроизведения и моделирование пространственных, количественных, временных отношений, формирование нравственных представлений, развитие сложных мыслительных действий (установление закономерностей и причинно-следственных связей) и т.д.

Содержание дидактических игр связано со всеми сторонами окружающей действительности - миром людей и их взаимоотношений, миром природы, миром предметов. Это подчеркивает их универсальный характер как метода, формы и средства формирования знаний,  умения оперировать ими. Поэтому также дидактические игры непосредственно связаны с содержанием любой программы дошкольного образования и применяются при изучении содержания всех образовательных областей. Следовательно, они постоянно включаются в организованную и  свободную деятельность каждого ребенка в дошкольном учреждении, а также могут применяться и дома как привлекательная форма совместного проведения времени ребенком и взрослом членом семьи.

Основу дидактической игры, как и любого другого вида игры, составляют игровые действия. По мнению А.И. Сорокиной, в них «проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу».

По своему характеру и степени сложности игровые действия весьма разнообразны. С одной стороны, это практические, внешне обозримые действия (рассмотреть, сопоставить, разложить что-либо), с другой - это сложные умственные действия, основанные на процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, мышления, внимания, памяти, речи (сравнение, группировка, обобщение, абстрагирование, припоминание, называние, угадывание и др.). Степень сложности игровых действий определяется сложностью содержания игры, игровой задачи и игровых правил.

Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровыми действиями ребенок может овладеть только под руководством взрослого, ибо они четко регламентируются правилами, сформулированными для каждой игры. Правила игры четко указывают на то, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать в ее процессе. Они дают взрослому возможность управлять игрой детей, а соответственно, практической и познавательной деятельностью детей и их поведением.

Каждая дидактическая игра в итоге приводит к достижению результата, которым является решение задачи и выполнение правил. Результат дидактической игры необходимо оценивать с двух сторон, ориентируясь на продуктивность решения поставленных дидактических и игровых  задач, то есть с точки зрения детей и с точки зрения взрослого. При оценке результата с точки зрения детей следует обращать внимание на то, получили ли они удовлетворение и радость от вложенных в игру усилий, от проявленной сообразительности, находчивости, старания, выполненных действий и т.п. Оценка с точки зрения взрослого должна учитывать, выполнена ли задача, правильно ли выполнены детьми предписанные действия, приобрели ли дети запланированные знания и умения. По мнению Л. Клиндовой, Я. Бердыховой, «правильной и с точки зрения результатов, хорошей можно считать ту игру, которая, с одной стороны, возбуждает интерес детей и побуждает их к осуществлению деятельности, с другой же стороны, в полном объеме выполняет предписанную задачу». Применяя дидактические игры с начала воспитания детей в дошкольном учреждении, необходимо помнить о том, что активность детей в их процессе будет различной на разных этапах работы. На этот факт обратила внимание А.К.Бондаренко, которая выделила три ее стадии.

                                                                                                                                                                                                                                                                                            Для первой стадии характерным является появление у ребенка интереса к игре и желания играть, активно действовать. Это интерес и желание педагог пытается у детей вызвать и поддержать, используя такие приемы, как беседа, загадки, напоминание о понравившейся игре и игровых действиях, создание эмоционального настроя и др.

Для второй стадии характерным является то, что ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. На этой стадии игра обладает высоким воспитательным потенциалом. Включение ребенка в игру в этот период обеспечивает развитие таких личностных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, стремление преодолевать трудности, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху других детей.

Третья стадия характеризуется тем, что, зная правила игры и выполняя их, ребенок проявляет творчество и осуществляет самостоятельный поиск действий для решения игровой задачи. Доя этого ему необходимо проявить сообразительность, смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке. На этой стадии ребенок становится не только ее активным участником, но и ее организатором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ на тему: «Значение режима дня в жизни старшего дошкольника»

СТАТЬЯ на тему: «Значение режима дня в жизни  старшего дошкольника»...

Консультация для педагогов на тему: «Значение дидактической игры в жизни ребенка».

Консультация для педагогов на тему: «Значение дидактической игры в жизни ребенка».«Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача в...

Статья по теме "Значение трудового воспитания в жизни детей дошкольного возраста"

В статье рассматриваются некоторые аспекты трудового воспитания детей,описаны виды детского труда,формы организации,задачи и условия трудовой деятельности ребенка.Затронут вопрос разнообразия професси...

Статья на тему: "Значение музыкальной игры для детей 3-4 лет"

Данная статья раскрывает значение музыкальной игры  в музыкальном развитии детей младшего возраста. Значение это велико и является одним из средств всестороннего воспитания и обучения дошкольнико...

Статья на тему: "Значение полезных привычек в жизни ребенка"

Начиная, говорить о привычках стоит сказать, что существует огромное множество привычек, их можно разделить на 2 вида вредные и полезные привычки. Точкой, которая объединяет вредные и полезные привычк...

Статья на тему : "«Значение трудового воспитания в жизни детей дошкольного возраста».

Интерес к труду, трудолюбие не даются человеку от природы, трудовые навыки и личностные качества закладываются с самого раннего детства. Великие педагоги К. Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Су...