Проект для детей средней группы
проект (средняя группа)

Суслова Надежда Николаевна

"Развитие познавательного интереса у  детей через экспериментирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_srednyaya_gruppa.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в средней группе

«Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»

Вид проекта: Краткосрочный (1 неделя), познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители детей.

Актуальность:

На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Цель: Обогатить знания детей об экспериментировании, научить применять на практике эти методы.

Задачи:

Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
Расширять представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения.
Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой.
Учить детей измерять предметы различными способами, 
показать детям, что длина одного и того же предмета будет разными мерками одинаковой по длине, но разной относительно условной мерки.
Познакомить детей с условными мерками для измерения протяженности, объема, веса.
Развивать умение использовать условные мерки в играх и в быту.
Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способами их использования.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Подготовительный этап:

Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»;

Основной этап:

Беседа «Время года». Экспериментирование с водой (объем). Переливание воды – измерение объема с помощью различных мерок.

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес), выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Беседа «Чем можно измерить длину?»
«Измерение стола различными мерками»; «Измерение длины группы различными мерками»; «Измерение роста детей».

Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей

Игры с красками.

Развивать познавательный интерес и воображение.

Эксперименты с водой, с тонущими и плавающими предметами.

Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что

плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Экспериментирование со снегом

Развивать познавательный интерес и воображение.

Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».
Работа  с родителями – консультирование по теме.
 «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». «Экспериментируем дома».

Заключительный этап

Коллекции для уголка экспериментирования.

Приложение

Игры с водой

Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится долго наводить порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.
Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами.
Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.
Металл – обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное – не забыть высушить их и положить на место).
Дерево – ложка, мисочка и др. (По окончании опыта также не забыть протереть предметы, чтобы они не испортились от влаги).
Пластмасса – любые предметы или игрушки.
Резина.
Ткань – кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду.
Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее.
Губки разных размеров – поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирают ими (как промокательной бумагой) мокрую поверхность.

Вода

Игры с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только во время купания, но и при любой возможности.

Переливание воды

Приготовьте пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие ёмкости различных размеров (вся посуда должна быть небьющейся). Вместе с малышом наполняйте их водой из-под крана: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Переливайте воду из одной посуды в другую.

Фонтан

Если подставить под струю воды ложку либо пузырёк с узким горлышком, получается «фонтан». Обычно такой эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан поучился - ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побуждайте ребёнка повторить действие за вами.

Мыльные пузыри

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Куда деваются сахар и соль?

Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.

Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.

Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?

Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.

Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.

Игры с красками

На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Однако для этих игр потребуется специальный материал: краски, кисточки, клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол.

Цветная вода

Для проведения игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (вдальнейшем количество стаканов можно увеличить).Расставьте  стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красную, жёлтую, синюю, зелёную (можете начинать с любимого цвета ребёнка, если такой есть, это поможет вовлечь ребёнка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя вслух свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребёнка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмём на кисточку твою любимую жёлтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!»

Смешиваем краски

Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, можно смешивать краски, используя палитру. Так, из жёлтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и жёлтого - зелёный, из красного и синего - фиолетовый и т.д.

Рисование на мокром листе

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку, пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

Предмет Плавает Тонет

Пробка

Чайная ложка

Скрепка

Перо

Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли одинаково держатся на воде? Что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с тем, который тонет? Прикрепите небольшой кусочек

пластилина к трубочке для коктейля, чтобы она плавала стоя. Постепенно добавляйте пластилин, пока

трубочка не утонет. Теперь, наоборот, понемногу снимайте пластилин. Сможете ли вы сделать так, чтобы

трубочка плавала у самой поверхности? (Трубочка плавает у поверхности, если пластилин расположен равномерно по всей ее длине.)

Плавает ли пластилиновый шарик в воде? (Проверяя, узнают, что тонет.) Будет ли плавать пластилин, если из него слепить лодку? Почему так происходит? Воспитатель. Кусок пластилина тонет, потому что весит

больше, чем вытесняемая им вода. Лодка плавает, потому что тяжесть распределилась на большую поверхность воды. И настоящие лодки так хорошо держатся на поверхности воды, что в них перевозят не

только людей, но и разные тяжелые грузы. Попробуйте смастерить лодку из разных материалов: из спичечной коробки, из фольги, из коробки из-под плавленого сыра, из коробки из-под яиц, из пластмассового подноса

или блюдца. Какой груз может перевезти ваша лодка ? Как нужно распределять груз на поверхности лодки, чтобы

она не утонула? (Равномерно по всей поверхности.) П о ч е м у ч к а . А что легче: тащить лодку с грузом по земле или везти по воде? Дети проверяют и дают ответ Почемучке.

Почемучка. Почему же не тонут корабли? Они же больше, тяжелее лодки.

Воспитатель. Предмет плавает на поверхности воды благодаря равновесию сил. Если вес предмета

соответствует его размеру, то давление воды уравновешивает его вес и предмет плавает. Форма предмета

тоже имеет большое значение. Форма корабля удерживает его на воде. Это происходит потому, что внутри

его много воздуха, благодаря этому он легкий, несмотря на огромные размеры. Он вытесняет больше воды,

чем весит сам.

Дети дарят Почемучке свои лодочки.

Экспериментирование с красками «Загадочные превращения»

Материал: конверт с письмом в который вложены картонные круги-фишки 6 цветов, палитра, гуашь (синяя, красная, жёлтая, белая, чёрная, салфетки, вода в непроливайках, листы бумаги с контурным изображением (по 4-5 шариков на каждого ребёнка, модели –примеры; полоски бумаги из белых салфеток, фломастеры, ёмкость с водой.

Предварительная работа: использование палитры в самостоятельной творческой деятельности, Д/и «Реши примеры» (цвет).

Ход деятельности:

- Ребята, посмотрите, к нам в группу пришло письмо. Сейчас мы поиграем в игру«Глухонемые». Посмотрите внимательно и догадайтесь, от кого письмо, но мне ничего не говорите, а покажите. (Показать конверт, где изображена мордочка зайчика). Дети прыгают, показывают длинные уши и т. п.

- Ну, конечно это зайчик. Хотите узнать, что он нам написал?

Распечатать конверт и зачитать:

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам зайчонок Ушастик из далёкого леса. Я хожу в лесную школу к Мудрой Сове. Сегодня на уроке рисования мне задали домашнее задание нарисовать и раскрасить воздушные шарики в оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой, розовый и серый цвета. Часть задания я выполнил, нарисовал шарики, а вот раскрасить не смог, так как в моей палитре красок есть только красный, жёлтый, синий, чёрный и белый цвет. Как с их помощью раскрасить шарики в нужные цвета? Помогите, пожалуйста, выполнить домашнее задание».

В конверте лежат листы бумаги с нарисованными контурами шариков на каждого ребёнка и карты для решения примеров.

- Ребята, мы сможем помочь Ушастику? А как мы это сделаем? Возьмём краски, палитру, листы-черновики и будем смешивать краски для получения нужного цвета.

- Что нам потребуется для работы?

(Дети приносят гуашь, тряпочки, воду в непроливайках, палитры и начинают работать).

- Выберите каждый себе кружочки тех цветов, которые вы хотели бы смешать.

- Чтобы получился зелёный, какие цвета нужно смешать?

(Жёлтый и синий).

- Какую краску мы наберём сначала? Потом? Почему?

(Сначала более светлый тон, затем тёмный, чтобы не запачкать светлый).

Дети работают, те у кого получился нужный цвет заносят пример на карту- модель у воспитателя. Каждый ребёнок пробует смешать по 2-3 цвета. Затем воспитатель вызывает детей, у которых получился определённый цвет, 1 – работает, другие комментируют.

- Устали? Хотите узнать какие в лесной школе бывают переменки? Тогда выходите поиграть. Игра «Переменка в лесной школе». Правило: Я произношу текст, а вы показываете. Текст:

Вышли зайцы погулять,

На полянке поскакать.

А за ними белочки

Повисеть на веточке.

Вышли волки на пеньки

И запели песенки.

А лисята кувырком

И вприпрыжку и бегом.

Вылетели воробьи

И на ветке чик-чири.

Слышат, уж звенит звонок

Сова ждёт всех на урок.

После того, как все цвета получены и листы-черновики полностью заполнены дети закрашивают шарики на карте-модели.

- Ребята, мы молодцы! Что нам нужно сделать теперь с этими листами?

Дать подсохнуть и отправить Ушастику в лес. Я уверена, что теперь за домашнее задание Ушастик получит пятёрку.

- Скажите, что мы сейчас с вами делали?

- Смотрите, у меня есть фиолетовый фломастер, а как вы думаете, в нём цвета тоже смешаны?

- А я вам докажу, что смешаны. Пройдёмте к столику экспериментирования.

- Посмотрите, я беру полоску салфетки, точками наношу тонкую линию фломастером и опускаю в воду, но только краешком. Посмотрите, что происходит?

(Ответы детей. Цвет фломастера разделяется на составляющие цвета).

- Сейчас попробуйте тоже проделать с другими цветами фломастеров самостоятельно.

(Дети работают самостоятельно).

Какие цвета есть в твоём фломастере, а в твоём?

- Ой, а у меня не получилось! Жёлтый так и остался жёлтым. Почему?

- Предлагаю вам поиграть и вспомнить, что мы сейчас делали. Игра называется «Какой путь мы прошли?»

У меня есть следы, кто хочет стать ведущим? Выкладывай след, а ребята будут называть, что им понравилось, а что не понравилось на этом шаге.

- А вы хотите удивить дома своих родителей? Вот я дам вам задание, дома с родителями по экспериментируйте с другими цветами фломастеров, а затем расскажите, во всех ли случаях у вас получилось 2 цвета или нет. И мы вместе с вами подумаем почему.

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних

условиях»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов

деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого

исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и

освоения огромного нового мира. Ребенок любит все загадочное, неизвестное, пытается изучать мир всеми возможными способами и задает очень много вопросов обо всем на свете. Очень часто простые и обыденные для нас, взрослых, вещи вызывают искреннее удивление и восхищение детей. А ведь существуют простые эксперименты, которые можно провести в любом месте. Они не требуют никакой подготовки и специального оборудования, большинство из них юные экспериментаторы могут делать сами, выполняя ваши инструкции, и, конечно, под вашим наблюдением. Это не только поможет занять ребенка на некоторое время, но и способствует развитию мышления ребенка, его памяти, любознательности и наблюдательности, поможет понять некоторые законы природы.

В детском саду уделяется много внимания экспериментированию.

Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные

проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для

развития детской познавательной деятельности, имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы ( песок, вода), карты, схемы и т.п.

А дома любое место может стать местом для эксперимента.

Например, ванная комната.

Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Во время купания в ванной дайте ребенку несколько предметов, которые плавают и тонут в воде: ложку, камушек, карандаш, крышку от мыльницы. Карандаш не тонет, потому что он легче воды, а крышка от мыльницы не тонет, потому что у нее есть бортики. Пусть ребенок нагрузит кораблик-мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже и глубже в воду. Перед купанием ребенка в ванной обратите его внимание на уровень воды перед погружением – можно отметить уровень воды кусочком пластилина; после погружения уровень воды поднимается.

 Разрешите играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме,

когда она готовит еду. Простые опыты надолго увлекут вашего непоседу и дадут вам возможность спокойно заниматься кухонными делами.

Самые простые опыты можно проделать с обычной водой. Для начала поговорите с ребенком о воде. Вспомните, где можно встретить, для чего она нужна и что будет, если вода вдруг исчезнет. Спросите, есть ли у воды цвет, запах, какая она на вкус. Если малыш еще не знаком с агрегатными состояниями воды, проведите такой простой эксперимент.

Опыт 1. Налейте воду в формочку для льда, и пусть ребенок сам поместит ее в морозилку. (воду можно окрасить в разные цвета). Через пару часов вытащите формочку и покажите, что вместо воды в ней оказался лед. Сможет ли ваш ребенок сам разобраться в этом чуде? Неужели твердый лед – это та же вода? Давай проверим! В теплой комнате лед растает и превратится в воду. Пусть это будет первое открытие юного исследователя.

Опыт 2. Наберите в прозрачную емкость воды, отметьте маркером ее уровень на стенке емкости и оставьте на несколько дней. Пусть ваш малыш наблюдает таинственное исчезновение воды в течении нескольких дней. Куда исчезает вода? Она превращается в водяной пар – испаряется.

Опыт 3. А теперь исследуем некоторые свойства воды. Одно из них ребенку знакомо. Речь пойдет о растворении. Спросите у малыша, что происходит с сахаром, когда он кладет его в чай и размешивает ложкой (сахар не исчезает, он растворяется и поэтому чай становится сладким).

Поставьте перед ребенком проблему: все ли вещества будут растворяться в воде? Выслушайте предположения малыша, а потом предложите проверить догадки с помощью эксперимента. Налейте в стаканчики воду, дайте малышу различные безопасные вещества, которые найдутся на вашей кухне (сахар, соль, крупы, масло, муку, немного земли из цветочного горшка, мел и т. п., и пусть он кладет их в стаканы, размешивает и делает выводы.

Можно сделать мыльные пузыри. Для этого наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру,

напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться

в тонкий слой.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, у него закончилась зелёная краска. Предложите

ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет

действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте.

Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него

ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём

проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Если вы не знаете точного (научного) ответа на какой-либо вопрос, необходимо обратится к справочной литературе.

Несколько советов для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам

кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
               Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
            Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

            Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

               С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

               Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам»

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего

ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей средней группы по теме: « Детям о безопасности »

Проект для детей средней группыпо теме:« Детям о безопасности »...

Проект для детей средней группы: «Правила дорожные детям знать положено»

Формирование у детей навыков безопасного, осознанного поведения на дорогах....

Презентация Проекта для детей средней группы: «Правила дорожные детям знать положено»

Формирование у детей навыков безопасного, осознанного поведения на дорогах...

Познавательно- творческий проект для детей средней группы «Детям знать положено правила дорожные!»

Познавательно- творческий проект  для детей средней группы   «Детям знать положено правила дорожные!»Актуальность. ...

Проект для детей средней группы "Права детей среди людей"

Cемья является традиционно главным институтом воспитания. Важно осозновать, что каждый человек имеет право на семью. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей пос...

Проект для детей средней группы в ДОУ "Экологическое воспитание детей младшего возраста через ознакомление с художественной литературой"

Аналитическое обоснованиеВеками человек был потребителем по отношению к природе; жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от ее неоправдан...

Проект для детей средней группы «Детям знать положено правила дорожные».

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Главная задача воспита...