Консультация для педагогов "Театрализованные игры и театральные сказки"
консультация (средняя группа)

Сеземина Наталья Николаевна

Данный материал познакомит педагогов с разнообразием театральных игр и сказок для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_teatral.igry_eskinats.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа  № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил  СССР п.г.т. Стройкерамика СП «Детский сад «Солнышко»

Консультация для педагогов «Театрализованные игры и театральные сказки в детском саду»

        Составил: Сеземина Н.Н.

                                                                                       

п.г.т. Стройкерамика,  2019 год

Театрализованные игры и театральные сказки в детском саду

Детские игры в раннем возрасте протекают подчас очень бурно, носят непосредственный эмоциональный характер. Занятия театрально-игровой деятельностью в этот возрастной период как нельзя кстати, так как обладает удивительной способностью влиять на детскую психику "играючи". И поэтому театрализованные игры и театральные сказки могут стать вашим другом в воспитательном процессе.

Для ребенка просмотр театрального представления всегда сочетается с огромной внутренней работой. Воспитанник  вливается в действие, сопереживает героям, активно помогает вершить добрые дела. Ребенок подражает мимике, голосовым интонациям, движениям актеров. Вследствие положительного эмоционального настроя, появляющегося во время  действия, ребенок легко усваивает новые модели поведения, достойные подражания, а действия отрицательных героев воспринимает адекватно ситуации.          Увлеченный привлекательным замыслом новой игры ребенок, не замечает того, что он учится. Такие проблемы, как отказ мыть руки, капризы во время еды, драчливость могут исчезнуть бесследно, хотя до этого было потрачено много времени и усилий на объяснения и уговоры.

 Просмотр сценического действия развивает речь ребенка, насыщая ее эмоционально выразительными оттенками; воспитанник  легко запоминает новые слова и выражения, при этом в его сознании формируется грамматическая структура языка.

  Возможности театрализованной игры огромны, её темы не ограничены и могут удовлетворить любые интересы и желания ребёнка, главное грамотно организовать  развивающую предметно  пространственную среду, благодаря корой дети смогут реализовать свои возможности, а педагог сможет решать образовательные задачи.

Какие же виды театров в детском саду возможно организовать? В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:

  • настольный театр;
  • стендовый;
  • верховой;
  • наручный;
  • напольный;
  • театр живой куклы.

В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды.

Стендовый театр

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации.

К такому виду относятся:

- Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого вида деятельности потребуется промышленный или изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.

-Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала.

-Теневой театр в садах — самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».

Настольный театр

Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Например:

Бумажный (картонный).

 Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.

-Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

«Наручный» театр

К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки».

Различают следующие «наручные» виды театров :

пальчиковый;

перчаточный.

Чтобы организовать «Наручный Театр, в первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов. «Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.).

Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

Верховой театр

Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:

В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.

Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.

Не менее интересным считается театр ложек. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя.

Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.

Напольный театр

В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников.

Театр живой куклы

Но чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру,  а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или Новому году.

Различают следующие виды описанной игровой деятельности:

театр масок;

театр кукол-великанов. Люди-куклы

Последний проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей. Тогда, как театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей. Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию или во время досуговой деятельности.

Развитие эстетического вкуса дошкольников будет проходить тем успешнее, чем продуманнее будет организована работа по изучению доступных детям художественных произведений. Уже в группе раннего возраста при рассказывании потешек и маленьких стишков для усиления эмоционального воздействия художественного слова следует практиковать постановку коротеньких сценок в настольном театре. С расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. Практически большинство художественных произведений, составляющих обязательный литературный минимум или включенных для дополнительного изучения, могут быть инсценированы одним из указанных способов.

 В ходе подготовке театрализованных  игр  и сказок можно привлечь к работе  родителей, написав например такое объявление:

Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок играл в театрализованные игры, не обязательно покупать их в магазине. Эти игры можно изготовить своими руками в присутствии ребёнка. Дети, видя как взрослый делает для них игрушки, проявляют интерес к самому процессу их изготовления, а играя с игрушкой, относятся к ней бережнее.

Хочется сказать ,что на каждом возрастном этапе подходы методике работы с детьми должны быть разными:

Во второй младшей группе:

– имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.

В средней группе:

– участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).

В старшем дошкольном возрасте:

– инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;

- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;

- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

В старшем возрасте совершенствуем художественно – образные исполнительские умения.

В подготовительном дошкольном возрасте:

– инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;

- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;

- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

 И в заключении хочется сказать, что сегодня в интернете можно найти много сценариев  театральных игр, постановок, сказок.  Из этого практического материала можно, создать картотеку интересных идей,   что  поможет в дальнейшем в  увлекательной форме проводить утренники, досуги, развлечения. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной сказки «Сказка ложь, да в ней намек»

Главная цель  в театральной деятельности - развить творческие способности у детей  сред­ствами театрального искусства. Занятие театральной деятельностью развивают у детей смекалку, спос...

Консультация для родителей «Этикет для малышей: воспитание у ребёнка норм поведения в обществе через беседы, игры и театральные этюды»

«С какого возраста нужно требовать от ребёнка соблюдения этикета?»      Для начала стоит разобраться, что именно стоит за этим понятием – этикет?...

Консультация для педагогов «Театрализованные игры и театральные сказки в детском саду»

Как с помощью  театрализованной  деятельности, решать образовательные задачи.Виды театров.Методика работы по театрализованной деятельности в разных возрастных группах....

Консультация для воспитателей "Чем хороши театральные игры?"

             «Чем хороши театрализованные игры?»ТеатраТ   Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у нихнеизм...

Консультация-практикум для воспитателей Тема «Театральные игры в речевом развитии дошкольников».

Цель:  Повысить компетентность  педагогов  в направлении - влияние   театрально- игровой  деятельности на развитие речи детей....

Консультация для педагогов "Играем пальчиками в сказку."

Консультация для педагогов "Играем пальчиками в сказку."...