Картотека дидактических игр с универсальным конструктором Г.В. Урадовских, направленных на формирование элементарных математических представлений младших дошкольников
картотека (младшая группа)

Дюргус Елена Сергеевна

Представлена разработка дидактических игр с универсальным конструктором Г.В. Урадовских, направленных на формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшей и средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx238.42 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр с универсальным конструктором Г.В. Урадовских, направленных на формирование элементарных математических представлений младших дошкольников

Вторая младшая группа (3-4 года)

№ 1 «Знакомство с кругом»

«Жила была одна геометрическая фигура, она была похожа на…(солнышко, тарелку, колесо) и звали ее…(круг). Она была особенна тем, что у нее не было…(углов). Она была круглая, покажите какая. Выберите нужную у себя и выложите на фланелеграфе».

№ 2 «У круга появились друзья» (цвет)

«Жил был…(круг), он был один, ему очень хотелось завести друзей. Как то раз он пошел на прогулку и встретил еще один …(круг).

- Здравствуй, меня зовут…(круг), у меня нет…(углов) и я желтый как…(солнышко). А ты кто?

- Я тоже…(круг) и у меня тоже нет…(углов) и я красный, как…(ягода). Давай дружить!

- Давай.

Теперь кругу не было так одиноко, у него был друг. Пошли друзья дальше гулять и повстречали на пути еще один…(круг).

- Здравствуй, меня зовут…(круг), у меня нет…(углов) и я желтый как…(солнышко).

- Я тоже…(круг) и у меня тоже нет…(углов) и я красный, как…(ягода).  А ты кто?

- Я тоже…(круг) и у меня тоже нет…(углов) и я зеленый, как (трава, огурец). Давайте дружить!

-Давай!

Был круг…(один), а теперь их стало…(много)».

№ 3 «Светофор» (цвет)

«Как то раз наши старые друзья…(круги) пошли гулять. Вдруг они попали на улицу, по которой ездят машины. Как же узнать когда машинам стоять, а когда ехать? Тогда зеленый круг сказал: «Когда я буду мигать, машинам можно будет ехать». Желтый круг запрыгнул сверху на…(зеленый) и сказал: «Когда я буду мигать, всем нужно будет приготовиться и быть внимательным». И тогда, красный круг запрыгнул сверху на..(желтый) и сказал, когда я буду мигать всем нужно будет стоять, движение запрещено!» таким образом из наших друзей кругов получился…(светофор). Красный – стой, желтый – внимание, зеленый – в путь!».

Дети выкладывают светофор на фланелеграфе.

№ 4 «Мышки в норках»

У каждого ребенка маленькие кружки разного цвета.

У воспитателя на фланелеграфе изображена кошка и наложены большие круги красного, желтого, зеленого цвета.

В: У вас на столах лежат мышки, а у меня их норки. Ваших мышек нужно спрятать так, чтобы их не нашла кошка. У каждой мышки своя норка. Если мышка спрячется не в свою норку ее будет видно, и кошка ее поймает и съест.

Дети по очереди подходят и прячут своих мышек. По окончанию игры подводятся итоги. Уточняются цвета.

№ 5 «Знакомство с квадратом» (как круг повстречал квадрата)

Однажды наш старый знакомый круг пошел гулять. Выберите нужную у себя и выложите на фланелеграфе». И повстречал странную фигуру, не похожую на себя.

-Здравствуй, меня зовут меня зовут…(круг), у меня нет…(углов) и я круглый как…(солнышко). А ты кто?

- Здравствуй, сказала фигура. Меня зовут квадрат. У меня есть …(углы) и я похож на (окошко, книгу, телевизор).  Давай дружить.

Давай.

№ 6 «Строим башню»

- Сегодня мы с вами опять строители. На этот раз наша задача построить прочную башню. Для того чтобы ее построить нам нужно наложить кирпичи друг на друга. (кирпичи это квадраты разного размера). Начинаем с самого большого, а заканчиваем самым маленьким.

(У детей по 4 кирпича). После того, как все дети выполнили задание. Воспитатель складывает башню на своем фланелеграфе и дети сравнивают правильно ли они сделали.

№ 7 «Знакомство с треугольником»

Однажды круг и квадрат пошли гулять. И повстречали странную фигуру, не похожую на себя.

-Здравствуй, меня зовут меня зовут…(круг), у меня нет…(углов) и я круглый как…(солнышко, тарелка).

- А меня зовут…( квадрат). У меня есть …(углы) и я похож на (окошко, книгу, телевизор).

- А ты кто?

- Меня зовут треугольник. И у меня тоже, как и у тебя, квадрат, есть..(углы) и я похож на…(пирамидку, елочку, крышу, гору).

- Давай дружить.

- Давай.

№8 «Домик»

Воспитатель говорит, а дети действуют в соответствии со словами.

- Жил да был синий большой квадрат, к нему в гости пришел маленький желтый квадрат. А сверху на большой синий квадрат спустился зеленый треугольник. Что получилось? (домик)

№9 «Найди такой же»

В: среди имеющихся фигур найди и выложи два одинаковых круга. Под ними расположи два одинаковых треугольника, под ними найди и расположи два одинаковых квадрата. После того, как все дети выполнили задание. Воспитатель делает это задание на своем фланелеграфе и дети сравнивают правильно ли они сделали.

№ 10 «Поезд»

Наши фигурки хотят путешествовать, как вы думаете, на чем им можно уехать в далекие страны? Дети предполагают. Воспитатель читает загадку…

(поезд)

Для того чтобы сделать поезд возьмите большой квадрат, поставьте на квадрат треугольник, рядом с большим квадратом поставьте квадраты поменьше друг за другом. Под квадратами положите круги. Что у нас получилось? (поезд)

№ 11 «Фигурки путешествуют»

У каждого ребенка по одной геометрической фигуре разного цвета.

На фланелеграфе изображено три самолета. Зеленый, синий, желтый.

В: однажды полетели фигурки путешествовать. Купили себе билеты, стали места в самолетах занимать. Но их не пускают в самолеты. Оказалось, что у каждой фигурки свой самолет. Не в свой самолет садиться запрещено. Давайте поможем фигуркам сесть на свои места.

Дети выходят по очереди и «садят» свои фигурки в нужный самолет, объясняя свой выбор.

№ 12 «Поручение»

У детей набор разных фигур.

Воспитатель дает поручение.

- Возьмите и положите красный квадрат, зеленый круг, желтый треугольник, синий круг. Проверяет правильность задания.

№ 13 «Разноцветные цепочки»

Одна фигура, разные цвета. Воспитатель выкладывает на фланелеграфе цепочку из кругов: синий, желтый, красный, зеленый.

Дети внимательно изучают ее. Потом воспитатель убирает свою цепочку, а дети должны повторить то что было.

Один цвет, разные фигуры. Воспитатель выкладывает на фланелеграфе цепочку: треугольник, круг, треугольник, квадрат. Потом убирает. Дети должны повторить.

«Сделай узор»

У воспитателя на фланелеграфе образец узора. Детям нужно повторить такой же. В зависимости от возраста узор усложняется. Сначала нужно выполнить по образцу. Затем посмотреть на узор и выполнить его по памяти.

Примеры узоров могут быть такими:

№ 14 «Чего больше»

У каждого ребенка квадраты 5 шт. (стены для дома) и треугольники 4 шт. (крыши). Задача состоит в том, чтобы собрать домики. Для одного домика в итоге не хватить крыши. Чего больше квадратов или треугольников? Всем ли квадратам хватило треугольников? Предложить уравнять (убрать один квадрат) чтобы остались только полноценные домики.

Средняя группа

(предыдущие игры также актуальны)

«Окна в домиках»

Дети, сегодня мы будем строителями и построим дом. Давайте вспомним, что есть у дома? (стены). Чтобы построить стены, нам какая фигура понадобиться? (большой квадрат). Берем прикладываем, еще у дома есть…(крыша). Для крыши нам понадобиться….треугольник. Посмотрите, дом готов?..Нет, в доме не хватает…(окон). Чтобы сделать окна, нам понадобятся маленькие (квадраты). Расположите свои окошки рядом друг с другом. А оставшиеся окошки расположите под ними. (получается 4 окошка).

Знакомство с прямоугольником

Однажды круг, квадрат и треугольник пошли гулять. И повстречали странную фигуру.

-Здравствуй, меня зовут меня зовут…(круг), у меня нет…(углов) и я круглый как…(солнышко, тарелка).

- А меня зовут…( квадрат). У меня есть …(углы) и я похож на (окошко, книгу, телевизор).

- А меня зовут треугольник. И у меня тоже, как и у тебя, квадрат, есть..(углы) и я похож на…(пирамидку, елочку, крышу, гору).

- А ты кто?

- Ты не круг, ведь у тебя тоже есть…(углы), но и не треугольник, немного похож на квадрат, но тоже не он.

-Меня зовут прямоугольник, и у меня есть углы как у… (квадрата), но я его немного длиннее, я похож на…(дверь, трамвай, коробку с карандашами, телефон…) . Давайте дружить.

- Давай.

«Строим лестницу»

- Сегодня мы с вами опять строители. На этот раз наша задача построить лестницу, чтобы матрешка смогла добраться до конфет. Для того чтобы ее построить нам нужно наложить доски друг на друга. (доски это прямоугольники разного размера). Начинаем с самого длинного, а заканчиваем самым коротким.

(У детей по 5 досок). После того, как все дети выполнили задание. Воспитатель складывает лестницу на своем фланелеграфе и дети сравнивают правильно ли они сделали.

Для усложнения задания берем «доски» разного размера и разного цвета, необходимо повторить правильную очередность.

«Воздушные шары»

У детей на столе прямоугольники и круги разного цвета.

На фланелеграфе у воспитателя фигура зайца.

В.: Дети, у зайца сегодня день рожденья, он нас с вами пригласил. Но на день рожденья без подарка не приходят. У вас на столах разноцветные шарики-круги, но чтобы они не сдулись, пока мы их зайцу несем их нужно завязать подходящей ниточкой. Посмотрите, как я сделаю. (показать пример на одном шарике). Проверить правильность выполнения, обсудить.

«Разноцветные поляны»

У детей набор разных по форме и цвету геометрических фигур. И три больших круга разного цвета – поляны.

Нужно на каждую поляну поместить предметы такого же цвета. После выполнения обратить внимания детей, что разные фигуры могут быть одного и того же цвета.

«Гловоломка»

Из имеющихся геометрических фигур нужно составить одну большую. Например, чтобы составить квадрат модно взять два треугольника. Показать пример.

«Спортсмены строятся»

Упорядочивание предметов по высоте (по 5 полосок). Нужно наложить их на фланелеграф от самой низкой до самой высокой. И наоборот. Для этого выбираем сначала самую низкую – накладываем, затем самую низкую из оставшихся, и так далее. При первичной игре воспитатель делает все вместе с детьми на своем фланелеграфе.

«Постройки»

Построим палатку (рис.1), построим ракету (рис. 2), забор (рис.3) дети выполняют по образцу. Обсуждение.

E:\волшебница игра\10002.jpg

Собираем изображения (см. приложение)

Как ответ на загадку или по теме беседы, решению проблемной ситуации дети начинают изображать при помощи геометрических фигур простые предметы: овощи, деревья, цветы. Затем изображения усложняются: животные, транспорт. С каждым разом добавляются все новые детали. Сюжетные картины дети изображают в старшей и подготовительной группах.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН    Картотекадидакти...

КАРТОТЕКА Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Картотека .Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы...

Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней  группы«Найди предмет»Цель: формировать умение сопоставлять формы предм...

СБОРНИК ПОДВИЖНЫХ ИГР, направленных на формирование элементарных математических представлений у дошкольников

СБОРНИК ПОДВИЖНЫХ ИГР, направленных на формирование элементарных математических представлений у дошкольниковПовышение двигательной и интеллектуальной активности детей во время занятий по формированию ...

Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарныхматематических представлений у детей второй младшей группыПодготовила: Недошивина О.Е....

Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Картотекадидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей второй  младшей группы...


 

Комментарии

Архипова Ирина Александровна

Интересная идея.Возьму на заметку.