Памятка для воспитателей
консультация

Савенкова Оксана Валерьевна

"Требования к организации предметно-пространственной среды разностороннего развития детей дошкольного возраста с учетом ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_vospitateley.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОЛЖАНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»








Памятка для воспитателей ДОУ 

по теме: «Требования  к организации

предметно-пространственной среды разностороннего развития детей дошкольного возраста с учетом ФГОС»

.

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования).

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде

(п. 3.3) «… среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для уединения…. Насыщенность среды должна соответствовать возрасту детей и содержанию Программы. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДО»

Образовательная среда включает… РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детскую игру, предметное содержание образовательных областей и другие условия… »

Принципы по ФГОС ДО

• полифункциональность

• трансформируемость

• вариативность

• насыщенность

• достаточность

• Безопасность

Стратегия и тактика построения развивающей среды в ДОУ определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности.

В организации предметно-пространственной среды группового помещения предлагается рамочная полифункциональная конструкция зонирования группового помещения Н. А. Коротковой.

Рамочная конструкция должна быть конкретизирована воспитателем «под свою группу» в зависимости от возможностей ДОУ и от состава детей.

Согласно ее исследованиям необходимо и достаточно разделить групповое пространство на три части:

1) зону для спокойной, по преимуществу, деятельности;

2) активную зону;

3)рабочую зону, для того чтобы обеспечить содержательную базу образовательного процесса в ДОУ.       

Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.

Рабочий блок (50%).

 Здесь размещаются центры науки, игротека (математики, искусства, а также информационная доска и шкаф с материалом для работы в рабочей зоне. Именно эта зона превращается в полифункциональное, трансформирующее рабочее пространство. Она содержит материал и оборудование для занятия продуктивной деятельностью, «лаборатория» для занятия позновательно-исследовательской деятельностью и место свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми. Именно здесь используются столы разные по конфигурации. Столы должны быть лёгкими, подвижными. Вся мебель не размещается только вдоль стен и имеет подвижные границы между блоками (перемещающие стеллажи, витрины, ширмы, двухсторонние мольберты, крупные объемные модули и т. п.). Разделение смысловыми маркерами включает также ковры и ли подиумы. Каждый блок включает соответствующий материал. Весь материал должен быть функциональным, а не витринным: надо чтобы ребенку было удобно взять, перенести с места на место (не рассыпая по дороге, не мешая играющим рядом и т. п.) 

-детские столы и стулья;

-доска;

- стеллажи;

- игровые настенные панели;

- магнитные плакаты;

- НОД и виды самостоятельной детской деятельности: Продуктивная (изобразительная деятельность, бросовый материал, настольные конструкторы); Познавательно-исследовательская (объекты для экспериментирования, песок-вода, образно-символические материалы.

Блок активной деятельности (30%).

Блок для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства - активным движением, возведение крупных игровых построек и т. п. (условно – «активная» зона). Здесь находятся центры сюжетно-ролевой игры, напольные строительно-конструктивные игры, физкультурный инвентарь.

- Ковер, который перемещается по ситуации или убирается;

- крупный конструктор;

- крупные переносные игровые маркеры;

- игровые модульные трансформеры;

- игровые настенные панели;

- физкультурное оборудование.

Виды самостоятельной деятельности: сюжетно-ролевая игра,двигательная. Конструирование.

Блок спокойной деятельности (20 %) 

Здесь можно разместить центры «Книги», «Театрализованной деятельности».

- Небольшой ковер;

- столик, диван, легкие банкетки;

- многофункциональные ячеечные стеллажи;

- уголок природы;

- Ширма (театральный, музыкальный уголки);

- мобильный игровой стол;

- настольные игры с правилами;

- тематические альбомы.

Виды самостоятельной деятельности: чтение, музыкальная, театрализованная, режиссерская игра, коммуникативная, познатательно-исследовательская.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Речь воспитателя.

Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи....

Памятка для воспитателей "Действия воспитателя при проведении утренней гимнастики и ООД по физической культуре"

Данный материал может быть полезен инструкторам по физической культуре при взаимодействии с воспитателями в ДОУ....

памятка для воспитателей и помощников воспитателей в адаптационный период

в памятке даётся описание правил поведения персонала ДОУ, приёмы и методы работы в адаптационный период, применение упражнений и игр  во время прохождения этого периода...

Памятки для воспитателей. Правила поведения и общения воспитателя в ДОО.

Правила поведения и общения в дошкольной образовательной организации...