Статья "Система патриотического воспитания через взаимодействие с родителями в средней, старшей, подготовительной группах"
статья (подготовительная группа)

Качимова Наталья Валерьевна

Статья "Система патриотического воспитания через взаимодействие с родителями в средней, старшей,подготовительной группах".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система  патриотического воспитания через взаимодействие с родителями в средней, старшей, подготовительной группах»

«Племя, неспособное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру,традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма,не имеет будущего».

Д.Ж.Байрон.

«Любовь к родному краю, родной культуре, народной речи начинается с малого – любви к своей семье, к  своему жилищу,  к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Д.С.Лихачев.

Детство - это один из этапов в жизни ребёнка. Становление человека,  гражданина происходит в самый нежный и чувственный период в жизни.

Ребёнок сам познаёт и принимает многообразие внешнего мира. Но способность оценивать его, разумно жить, бережно и гуманно взаимодействовать с ним рождается благодаря усилиям взрослых-родителей , педагогов и тех , кто оказывается рядом с ребёнком в каждый миг его жизни.

В периоды смены экономических и общественных формаций нарушается преемственность  поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок.

Ребёнок впервые начинает открывать мир ценностей, смыслов, отношений, прежде всего через социальную картину своей семьи. Поэтому целесообразно включить в образовательную программу – « Формы работы с родителями для привлечения семьи к нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников».

 В практико-ориентированные материалы, необходимые для реализации задач программы, входят содержание работы воспитателей и четыре категории вовлечения родителей  в педагогический процесс.

Категории вовлеченности родителей в педагогический процесс

1.Участие родителей в создании предметно-развивающей среды по  «Патриотическому воспитанию»:

-участие в сборе экспонатов для мини - музея в группе;

-помощь в создании тематических уголков, фотовыставок;

-изготовление этнических кукол;

-помощь в создании для групп тематических коллекций значков, открыток, минералов края и т.д.

-помощь в изготовлении тематических альбомов: «Достопримечательности города, края», « Фольклорные праздники на Руси», «Они сражались за Родину», «Столица нашего государства», «Народные гулянья на Масленицу  в старину», виды изобразительного искусства» и т.д.;

-подбор иллюстраций для тематических папок;

-организация выставок семейных альбомов: «Армейский альбом дедушек», «Армейский альбом папы» и др.;

-помощь в организации групповой выставки

генеалогических  древ семьи.

2.Непосредственное участие родителей в педагогическом процессе патриотического воспитания ребёнка:

-совместные экскурсии;

-совместные туристические походы и прогулки;

-совместное педагогическое мероприятие «Традиции в нашей семье»;

-совместные акции «Сирень Победы», «Встречаем птиц с кормушками», «Аленький цветочек», «Масленица. Блинная неделя» и т. д.;

-совместные спортивные развлечения: «Мама, папа, я - вместе мы семья», «Казачьему роду-нет переводу» и т.д.;

-совместное посещение выставок;

-совместные посиделки «Масленица дорогая - наша гостюшка годовая» и т.д.;

-досуг и развлечение «Инсценирование военных песен»;

-военно-спортивные развлечения: «Командные эстафеты» ;

- совместные викторины: «О военных профессиях и родах  войск», «О военной технике», «О военных праздниках» и т.п.;

-«Операция-Радость»- изготовление подарков и вручение их участникам Великой Отечественной войны;

-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, праздничные концерты и чаепитие.

3.Совоспитательский аспект участия родителей в педагогическом процессе:

-совместное рисование на предложенную воспитателем тему;

-беседы с детьми о родословной, изготовление генеалогического древа семьи;

-помощь в осуществлении предшествующей работы с детьми при подготовке занятия или образовательного проекта: рассказы, беседы, экскурсии, чтение, разучивание стихов, пословиц и т.д.

4.Педагогический диалог с родителями:

-консультации для родителей по вопросам нравственного и патриотического воспитания и формирование духовных черт личности ребёнка;

-организация обмена опытом семейного воспитания детей;

-«Педагогическая гостиная»;

-«Телефон педагогического доверия»;

-дискуссия «Спрашивали? Давайте подумаем вместе над правильным решением».

Категории вовлеченности родителей в педагогический процесс группы в ДОУ.

                        Средняя группа

Примерные варианты участия родителей в создании развивающей среды в группе, на участке, в семье.

(Создание отношений помощи семей воспитанников педагогам и детям группы ДОУ).

Иллюстрации , фото- и видеоматериалы:

-о родном городе, его достопримечательных местах;

-о знаменитых соотечественниках.

Литературные произведения (книги и видео): Г.Сапгир «Садовник»,  С.Георгиев «Бабушкин садик»,  Е.Чарушин «Лисята», «Воробей» и др.

Изготовление украшений для оформления группы к праздникам.

Создание условий (атрибутов)для элементарных сюжетно-ролевых игр « в профессии».

Дидактические игры, знакомящие детей :

-с профессиями;

-достопримечательностями города;

-природой родных мест.

Участие родителей в НОД

(Построение взаимодействия с семьей ,согласно которому признается право родителей на участие в жизни детского сада, совместная деятельность в триаде «педагоги – родители – дети»

Привлечение родителей к подготовке и участию совместно с детьми в театрализованных представлениях по сюжетам русских народных сказок.

Привлечение родителей к подготовке и участию совместно с детьми в концертах : «Мы слушаем музыку», «Любимые песни нашей семьи».

Совоспитательский аспект участия родителей в воспитательном процессе ДОУ

(Создание взаимозависимых отношений с семьями воспитанников)

Приглашение родителей на детские праздники: «День защитника Отечества», праздники народного календаря.

Привлечение родителей к подготовке совместно с детьми праздников и развлечений по мотивам русского народного творчества: «Бабушкины сказки», «Любимые русские народные игры», «Русские пословицы и поговорки», « В гостях у русской сказки».

Семейный праздник в детском саду: «День матери», «День отца», «День семьи»(15 мая), «Всероссийский день семьи, любви и верности» (8 июля).

  Категории вовлеченности родителей в педагогический процесс группы в ДОУ.

Старшая  группа

Примерные варианты участия родителей в создании развивающей среды в группе, на участке, в семье.

(Создание отношений помощи семей воспитанников педагогам и детям группы ДОУ).

Иллюстрации , фото- и видеоматериалы:

-о гербе, флаге, гимне страны;

-достопримечательных  местах  родного города, страны;

- о людях других национальностей, живущих в России.

Дидактические игры, знакомящие:

- с профессиями;

-достопримечательностями города, страны;

-природой родных мест;

-военно-патриотическими памятниками города, страны.

Создание условий (атрибутов):

-для элементарных сюжетно – ролевых игр « в професии»;

-для изготовления макетов для игр, отражающих старинный быт и уклад жизни народов родного региона.

Изготовление украшений для оформления группы к праздникам.

Литературные произведения ( книги и видео): С.Маршак  «Почта», А.Гайдар «Чук и Гек», Г.Виеру «Мамин день», М.Исаковский «Поезжай за моря – океаны» и др.

Участие родителей в НОД

(Построение взаимодействия с семьей ,согласно которому признается право родителей на участие в жизни детского сада, совместная деятельность в триаде «педагоги – родители – дети»

Проведение совместно с родителями тематических развлечений и праздников: « М.И.Глинка – основоположник

Русской музыки», «Об обычаях и традициях русского народа», « Русские посиделки», «Народные игры», «Русские праздники», «День города». Привлечение родителей к подготовке и участию совместно с детьми в концертах: «Русские народные песни и танцы», «Мы любим песни», «Слушаем музыку».

Совместные тематические вечера: «Русские загадки, пословицы, поговорки», «Были и небылицы».

Привлечение родителей к подготовке и участию с детьми в КВН и викторинах: «Знатоки природы», «Путешествие в страну родного края».

Семейный проект «Генеалогическое древо нашей семьи».

Организация совместных видов творческого взаимодействия родителей и детей в форме музыкальных викторин, в образовательный контент которых входят музыкальные произведения патриотического содержания.

Совоспитательский аспект участия родителей в воспитательном процессе ДОУ

(Создание взаимозависимых отношений с семьями воспитанников)

        Приглашение родителей на детские праздники: «День Победы»,  «День защитника Отечества», праздники народного календаря.

Семейный праздник в детском саду: «День матери», «День отца», «День семьи»(15 мая), «Всероссийский день семьи, любви и верности» (8 июля).

  Категории вовлеченности родителей в педагогический процесс группы в ДОУ.

                      Подготовительная группа

Примерные варианты участия родителей в создании развивающей среды в группе, на участке, в семье.

(Создание отношений помощи семей воспитанников педагогам и детям группы ДОУ).

Иллюстрации , фото- и видеоматериалы:

-о гербе, флаге, гимне страны;

-достопримечательных  местах  родного города, страны;

-людях других национальностей, живущих в России;

Дидактические игры, знакомящие:

- с профессиями;

-достопримечательностями города, страны;

-природой родных мест;

-военно-патриотическими памятниками города, страны.

Создание условий (атрибутов):

-для элементарных сюжетно – ролевых игр « в професии»;

-для изготовления макетов для игр, отражающих старинный быт и уклад жизни народов родного региона.

Изготовление украшений для оформления группы к праздникам.

Литературные произведения ( книги и видео): обрядовые песни «Коляда! Коляда», «Как на Масляной неделе», «Масленица,Масленица»; С.А. «Первый ночной таран», П.Воронько «Лучше нет родного края» и др.

Создание генеалогического древа своей семьи для организованной образовательной деятельности в группе.

Создание вернисажа в группе к совместному празднику «Загляните в семейный альбом».

Участие родителей в НОД

(Построение взаимодействия с семьей ,согласно которому признается право родителей на участие в жизни детского сада, совместная деятельность в триаде «педагоги – родители – дети»

Акции «Сирень сорок пятого года», «Благотворительный концерт».

Семейный проект «Генеалогическое древо нашей семьи».

«Семейный театр в гостях в детском саду» (творческое объединение нескольких семей и педагогов-воспитателей, музыкального руководителя- с целью повышения уровня эстетического развития детей и взрослых средствами театрального искусства, познания истории и культуры Родины).

Организация совместных видов творческого взаимодействия родителей и детей в форме музыкальных викторин , в в образовательный контент которых входит музыкальные произведения патриотического содержания.

Совоспитательский аспект участия родителей в воспитательном процессе ДОУ

(Создание взаимозависимых отношений с семьями воспитанников)

Приглашение родителей на детские концерты: «Песни о Родине», «Любимые произведения».

        Приглашение родителей на детские праздники: «День Победы»,  «День защитника Отечества», праздники народного календаря.

Приглашение родителей на тематические праздники и развлечения «Веселая ярмарка».

Привлечение родителей к подготовке совместно с детьми праздников и развлечений по мотивам декоративно- прикладногоискусства: «Вологодские кружева», «Гжельские узоры», «Народная игрушка», «Хохлома» и др.

Привлечение родителей к организации маршрутов выходного дня : знакомство с памятниками и историческими местами родного города.

Семейный праздник в детском саду: «День матери», «День отца», «День семьи»(15 мая), «Всероссийский день семьи, любви и верности» (8 июля).

Для всех возрастных групп.

Поощрение родителей  за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям  ребенка, формирующим патриотические черты личности, и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье и группе ДОУ.

Формы совместной деятельности, воссозданные в современном социокультурном контексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативный семинар для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание через взаимодействие с родителями»

Информация- рекомендация  для воспитательей при работе над нравственно-патриотическим воспитанием....

Статья на тему: "Патриотическое воспитание, через любовь к родному городу" в старшей группе.

«Детство – каждодневное открытие мира.Нужно, чтобы это открытие стало прежде всегоПознанием человека и Отечества. Чтобы в детский  умИ сердце входила красота настоящего человека,Величие и н...

Непосредственно-образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию через экологию родного края для средней группы.

Непосредственно-образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию через экологию родного края для средней группы. Тема: «Путешествие по лесам родного края»Цель: ф...

«Повышение компетентности педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию через взаимодействие с социумом»

В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентнос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Семья и ДОУ» по взаимодействию с родителями в разновозрастной старшей-подготовительной группе

На современном этапе детский сад превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным,...